Нормы браковки канатов грузоподъемных кранов: НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98 (ред. от 21.03.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ»
Содержание
Освидетельствование и выбраковка стальных канатов
Категория:
Грузоподъемные краны предприятий
Публикация:
Освидетельствование и выбраковка стальных канатов
Читать далее:
Съемные грузозахватные устройства
Освидетельствование и выбраковка стальных канатов
Надежная и безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов в значительной мере зависит от состояния стальных канатов, поэтому в процессе эксплуатации крана необходимо постоянно следить за работой и состоянием канатов. Контроль состояния каната обычно совмещают с проведением технического обслуживания и проводят визуально без применения увеличительных приборов. Поперечное сечение каната должно быть круглым. Диаметр каната измеряют штангенциркулем в ненагруженном состоянии на расстоянии не менее 5 м от конца каната (рис. 20, а).
Шагом свивки прядей в канате называют длину участка последнего, на протяжении которой прядь делает полный оборот вокруг продольной оси каната. Длину шага свивки прядей в канате определяют следующим образом. На поверхность любой пряди наносят метку «0», от которой вдоль оси каната (в любом направлении) отсчитывают количество прядей, соответствующее конструкции каната, например 6 для шестипрядного каната (наносят метку «6»). Расстояние между указанными метками составляет длину свивки прядей в канате (рис. 20,6). Канат должен иметь равномерный шаг свивки прядей по всей длине, а длина шага свивки должна соответствовать рекомендуемой ГОСТ 3241—80. Длину шага свивки каната проверяют линейкой с точностью 1,0 мм на расстоянии не менее 5 м от конца каната по среднеарифметическому значению (не менее трех измерений).
Пряди каната не должны быть перекручены, иметь заломы и выступающие проволоки, следы поверхностного износа, оборванные проволоки (пряди). На поверхности проволок не должно быть трещин, расслоений, вмятин, надрезов и следов коррозии, превышающих по размеру половину допускаемого по ГОСТ 7372—79.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Рис. 20. Измерение параметров стального каната: а — диаметра, б — длины шага свивки прядей в канате; 0—6 — номера прядей
Характерными дефектами стальных канатов грузоподъемных кранов являются: обрывы проволоки, их поверхностный износ и коррозия.
Перед осмотром канат очищают от старой смазки, грязи и продуктов износа. При осмотре устанавливают участки каната, имеющие наибольшее число оборванных проволок. Как правило, это участки каната, претерпевающие наибольшее число перегибов на блоках и навиваемые на барабан лебедки. Именно на этих участках каната необходимо определить абсолютное число оборванных проволок.
Число оборванных проволок определяют визуальным или инструментальным методом и при помощи специальных приборов, например дефектоскопа стальных канатов типа ДСК- Для удобства визуального подсчета числа оборванных проволок канат следует немного изогнуть. При этом не следует смешивать число обрывов проволок с количеством концов оборванных проволок, которых всегда вдвое больше. С целью исключения возможного травматизма рук, подсчитывать оборванные проволоки ощупыванием (органолепти- чески) категорически запрещено.
Как правило, в работающих канатах обрывы проволок сочетаются с уменьшением их диаметров в результате абразивного износа и коррозии. Поэтому в качестве критерия для оценки состояния каната принято число обрывов проволок в наружных слоях свивки прядей каната на длине одного шага свивки с корректировкой в зависимости от поверхностного износа или коррозии проволок.
Канаты грузоподъемных кранов, предназначенных для перемещения расплавленного (раскаленного) металла, взрывчатых, огнеопасных и ядовитых веществ, следует браковать при вдвое меньшем числе оборванных проволок, чем указано в табл. 3. Для канатов односторонней свивки указанная норма вдвое ниже, так как по результатам эксплуатационных наблюдений потеря несущей способности этих канатов наступает вдвое быстрей. В случае выбраковки стального каната, свитого из проволок разного диаметра, норму браковки определяют с учетом коэффициентов: 1 — для тонких проволок и 1,7 — для толстых.
Износ или коррозию проволок каната определяют замером микрометром с точностью 0,01 мм по диаметру в двух взаимно- перпендикулярных плоскостях. Для этого отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа каната. Отогнутый конец проволоки предварительно очищают наждачной бумагой от смазки, грязи и продуктов коррозии, а затем протирают начисто. При поверхностном износе или коррозии проволок, превысившем 40% их первоначального диаметра, канат выбраковывают.
Результаты осмотров стальных канатов заносят в журнал, в котором отмечают общее состояние каната, места наибольшего скопления дефектов, максимальное обнаруженное число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, процентный износ (коррозию) проволок и другие замеченные недостатки.
Стальные канаты, на которых число обрывов проволок на длине одного шага свивки не достигло нормы браковки или имеющие допустимый поверхностный износ проволок, могут быть допущены к дальнейшей эксплуатации при условии тщательного наблюдения за их состоянием, сокращения периодичности проведения осмотров и оформления соответствующих записей в крановом журнале. При достижении норм браковки указанные канаты подлежат выбраковке и замене.
Норма — браковка — стальной канат
Cтраница 1
Заделка концов каната стропов.
[1] |
Нормы браковки стальных канатов даны в прил.
[2]
Грузовой канат проверяется на соответствие требованиям норм браковки стальных канатов, приведенных в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
[3]
Кроме того, в правилах приведены методы определения числового значения коэффициента грузовой и собственной устойчивости крана; нормы браковки стальных канатов; способы сигнализации знаками при перемещении грузов кранами.
[4]
Должен знать: принцип работы, способы изготовления такелажных изделий; устройство ремонтируемых и изготавливаемых съемных ГЗП; нормы браковки стальных канатов; способы вязания сложных узлов; принцип, схему работы, технологию заплетки и сборки тросовых систем.
[5]
В процессе работы канат изнашивается ( проволока перетирается, рвется), становится менее прочным и со временем бракуется. Нормы браковки стальных канатов разработаны и утверждены Госгортехнадзором СССР и являются обязательными для всех организаций.
[6]
Подсчет числа обрывов проволок на длине шага свивки стального каната.
[7] |
Пригодность каната к работе определяют по степени его износа, наличию коррозии и числу оборвавшихся проволок в прядях. Нормы браковки стальных канатов установлены Госгортехнад-зором. Согласно этим нормам канат, имеющий на одном шаге свивки число обрывов проволок, указанное в табл. 4, к дальнейшей работе не допускается.
[8]
Схема испытания крана.| Схема к определению размера и шага свивки каната.
[9] |
Стальные канаты ( тросы) грузоподъемных машин подвергают тщательному осмотру и при необходимости бракуют. Установлены нормы браковки стальных канатов в зависимости от предельно допустимого числа обрывов проволок на длине одного шага свивки каната.
[10]
При обследовании крана проверяют правильность за-пасовки и исправность крепления грузовых, стреловых, винтовых и других канатов. Опасные дефекты: обрывы проволочек и прядей, коррозия, значительный износ каната не допускаются. Браковку канатов проводят согласно нормам браковки стальных канатов.
[11]
Осмотру подвергаются все установленные на кране канаты. При этом следует убедиться в отсутствии повреждений, для чего канат осматривают по участкам. В случае обнаружения оборванных проволок или поверхностного износа определяют пригодность каната к дальнейшей работе в соответствии с нормами браковки стальных канатов ( прил.
[12]
Для безопасности работы на грузоподъемных машинах необходимо своевременно обнаружить износ каната и заменить его. Перед началом работы следует ежедневно производить осмотр каната и вести запись в вахтенном журнале результатов осмотра. В случае обнаружения на канате оборванных проволок необходимо произвести тщательный подсчет этих проволок и сравнить полученные данные с нормами браковки стальных канатов.
[13]
Измеряют диаметр каната, как показано на рисунке. Расстояние между метками соответствует шагу свивки. У многопрядных канатов шаг свивки определяют по числу прядей в наружном слое каната. Нормы браковки стальных канатов приведены в таблице.
[14]
По каким, признакам бракуют стальные канаты. Стальные канаты бракуют по числу видимых обрыве проволок на длине одного шага свивки каната. Нормы браковки стальных канатов приведены в прил.
[15]
Страницы:
1
Обслуживание троса для обеспечения безопасности и производительности на строительной площадке
Обслуживание троса также обеспечивает хорошее рабочее состояние крана.
Проволочный канат состоит из сотен компонентов, которые должны двигаться и взаимодействовать в унисон, чтобы сгибаться и поддерживать массивные веса. Проволочный канат часто сравнивают с «машиной», и, как и для любой другой машины, хорошая программа технического обслуживания значительно продлит срок службы. Хотя тема гораздо шире и длиннее, чем позволяет короткая журнальная статья, затронуть некоторые из ключевых моментов обслуживания стальных канатов — это, по крайней мере, хорошее начало.
Проверка шкивов
Важной частью хорошего обслуживания стальных канатов является обеспечение исправности оборудования, с которым он работает. Для стального каната это в основном означает проверку шкивов. Блоки должны двигаться свободно, чтобы избежать чрезмерного истирания, и должны двигаться правильно, без колебаний, чтобы избежать вибраций, которые могут утомить канат. Далее, канавка должна подходить для используемой веревки. Рекомендуется, чтобы канавка была на 1% больше максимального диаметра каната, включая допустимый допуск. Это означает, что для типичного стального каната с допуском от 0 до +5 процентов номинальный диаметр канавки каната должен составлять +6 процентов.
Свет, просвечивающий в нижней части манометра, указывает на то, что шкив изношен или имеет недостаточный размер.
Изношенные и слишком маленькие шкивы приводят к деформации из-за принудительного скручивания, в то время как большие допуски могут привести к повреждению из-за отсутствия поддержки. Гофры в канавке будут скручивать и изнашивать веревку. Наконец, осмотр роликов следует считать столь же важным, как и осмотр шкивов. Они также должны быть без гофр, износа и заклинивших или изношенных подшипников.
Инструкции по проверке стальных канатов: стандарты OSHA и ASME
Автор: Mike Close участвует в проверке их такелажного оборудования. Наша цель — помочь вам понять, что требуется для того, чтобы ваши канатные стропы соответствовали стандартам ASME, что поможет обеспечить безопасность пользователей, поможет продлить срок службы стропов и помогают снизить ненужные затраты на ремонт оборудования и потери производства из-за простоя оборудования.
В качестве отправной точки те же методы работы, которые применяются ко всем «рабочим» стальным канатам, применимы и к стальным канатам, из которых изготовлена стропа. Хорошее практическое знание конструкции и конструкции стальных канатов имеет важное значение при проведении проверки стропов из стальных канатов. Существует два отраслевых стандарта, которые предоставляют конечному пользователю рекомендации по проверке и критерии, которые гарантируют снятие с эксплуатации: OSHA 1910.184 и ASME B30. .9.
Каковы основные критерии проверки канатных стропов? Целью осмотра стропа является оценка остаточной прочности стропы, которая использовалась ранее, чтобы определить, подходит ли она для дальнейшего использования. При осмотре канатных стропов ежедневный визуальный осмотр предназначен для выявления серьезных повреждений или износа, которые могут ослабить строп.
Этот осмотр обычно выполняется лицом, использующим строп в повседневной работе. Пользователь должен обращать внимание на очевидные вещи, такие как оборванные провода, перегибы, раздавливание, сломанные крепления, сильная коррозия и т. д. Любое ухудшение стропа, которое может привести к заметной потере первоначальной прочности , должно быть тщательно отмечено, и должно быть принято решение о дальнейшем использовании. представляло бы угрозу безопасности. Стандарты ASME B30.9 определяют, что канатный строп должен быть выведен из эксплуатации при наличии любого из следующих условий:
Отсутствующая или неразборчивая идентификация стропа: Если бирка отсутствует или неразборчива, инспектор должен вывести стропу из эксплуатации и отправить ее производителю для текущей или обновленной сертификации, маркировки и тестирования.
Оборванные проволоки: Для скрученных люверсов и цельных стропов десять произвольно распределенных оборванных проволок в одной свивке или пять оборванных проволок в одной пряди в одной свивке. Для прокладки кабеля, кабельных вводов и многокомпонентных стропов используйте следующее:
Деформация: Перекручивание, раздавливание, защемление или другие повреждения, искажающие структуру веревки. Главное, на что нужно обратить внимание, это провода или пряди, которые выталкиваются из исходного положения в веревке.
Тепловое повреждение: Любое обесцвечивание металла, плавление проводов или потеря внутренней смазки, вызванные воздействием тепла.
Поврежденные концевые насадки: Треснувшие, погнутые или сломанные концевые фитинги в результате неправильного обращения, износа или повреждения.
Изогнутые крюки: Не более чем на 5 процентов выше нормального горлового отверстия, измеренного в самом узком месте от плоскости изогнутого крюка (см. Крючки ASME B30.10).
Коррозия: Сильная коррозия каната или концевых креплений, вызвавшая точечную коррозию или заедание проводов, должна быть причиной замены стропы. Легкая поверхностная ржавчина существенно не влияет на прочность стропа.
Вытянутые стропы: Любой признак того, что стропы соскользнули, заправленные пряди сдвинулись или зажатые рукава показывают серьезное повреждение, может быть достаточным основанием для отказа от стропы.
Дисбаланс: Очень распространенной причиной повреждения является перегиб, возникающий в результате протягивания петли при использовании стропы, в результате чего проволока и жилы деформируются и выталкиваются из исходного положения. Это разбалансирует стропу, уменьшая ее прочность.
Изгибы: Затянутые петли с необратимой деформацией прядей, возникающие в результате неправильного обращения при установке или эксплуатации каната. Перегиб происходит, когда петля может образоваться, а затем туго затягивается, что приводит к необратимому искажению нитей. Повреждение непоправимо, и строп должен быть выведен из эксплуатации.
Изгибы: Постоянные изгибы, вызванные неправильным использованием или обращением. Если искривление сильное, стропу необходимо снять с эксплуатации. Если изгиб незначителен (без искажения пряди) и его нельзя наблюдать, когда строп находится под натяжением, область незначительного изгиба должна быть отмечена для наблюдения, и строп может оставаться в эксплуатации.
Смазка стальных тросов
Одним из наиболее неправильно понимаемых аспектов технического обслуживания крановых тросов является смазка. Когда проволочный канат изгибается, отдельные проволоки и пряди должны скользить относительно друг друга, а сам канат скользит внутри шкива. Без надлежащей смазки увеличивается трение, и срок службы каната резко сокращается. Проверка смазки и периодическое нанесение тонкого слоя смазочного материала для технического обслуживания являются ключом к любой программе технического обслуживания. Как правило, веревки требуют профилактической смазки каждые шесть-двенадцать месяцев.
Когда речь заходит о смазке для технического обслуживания, следует помнить о нескольких менее известных вещах. Во-первых, смазка должна быть совместима с оригинальной смазкой. В противном случае при смешивании двух продуктов может получиться совершенно другой смазочный материал с разными техническими характеристиками. Во-вторых, смазка, предназначенная только для тросов, является обязательной. Смазка для стальных канатов выполняет очень специфическую функцию с очень специфическими свойствами, которым обычно не могут соответствовать многоцелевые продукты, такие как типичная смазка для зубчатых передач, цепей и канатов. В-третьих, смазка должна иметь возможность проникать внутрь прядей, чтобы равномерно покрыть каждый компонент. Продукт, который просто сидит снаружи, не увеличивает срок службы троса, а также может затруднить осмотр.
Если не натянуть неиспользуемые слои барабана башенного крана, они могут быть раздавлены последующими витками и слоями каната.
Проблемы с барабаном
Обычной зоной износа ходовых канатов строительных кранов является барабан. Поскольку веревка намотана в несколько слоев, она подвергается истиранию и раздавливанию в точках пересечения между витками веревки и сменой слоев. Для обеспечения оптимального срока службы веревки она должна быть достаточно натянута на барабане до 5-10 процентов предельной рабочей нагрузки во время установки. Когда проволочный канат достаточно натянут, он натягивается и приобретает поперечную устойчивость, проволока выталкивается из положения из-за ненатянутых витков барабана, что позволяет ему сопротивляться раздавливанию входящим нагруженным канатом. Когда он не натянут, он намного легче сломается. Важно отметить, что напряжение не является разовым событием. Со временем неиспользованные нижние витки и слои постепенно теряют это натяжение, поэтому канаты необходимо регулярно натягивать в рамках программы технического обслуживания крана.
Но даже при идеальном натяжении канаты со временем изнашиваются в местах пересечения.
Соединитель Super Reeve от RopeBlock
Новая поворотная розетка Super Reeve Connector (SCS-SW) от RopeBlock является результатом дальнейшего развития запатентованной компании Super Reeve Connector Socket (SCS). В новом дизайне добавлен встроенный вертлюг. По словам RopeBlock, в поворотном гнезде Super Reeve Connector используется залитая кнопка, которая обеспечивает эффективность 100 процентов прочности на разрыв проволочного каната.
Более короткая длина оптимизирует высоту подъема. В компании заявили, что интеграция вертлюга повышает безопасность, поскольку скручивающие силы снижаются по сравнению с ситуациями, когда используется только гнездо. Инженеры RopeBlock разработали SCS-SW как универсальный продукт, который можно относительно легко адаптировать ко всем типам кранов. SCS-SW доступен для стальных тросов размером от 7/16 дюймов до 2 1/8 дюймов (11–54 мм).
Продление срока службы троса
Еще один метод продления срока службы стального каната заключается в отрезании длины, равной 1-1/4 витка барабана, от конца барабана для перемещения точек износа. Чтобы этот метод был эффективным, его необходимо выполнять с интервалами, которые происходят до того, как эти участки изнашиваются больше, чем остальная часть веревки. Рекомендуется три или более раз в течение срока службы веревки.
Трос с неправильной смазкой.
Для башенных кранов проблема обычно усугубляется. Кран начинает с базовой высоты и поднимается во время работы, оставляя много неиспользованной веревки в нижних слоях барабана, которую нельзя использовать до тех пор, пока кран не поднимется на свою окончательную рабочую высоту.
Эти нижние слои в начале работы практически невозможно повторно натянуть или укоротить, пока веревка не поднимется достаточно высоко, чтобы полностью размотать веревку. К сожалению, к тому времени, когда веревка на этих нижних слоях понадобится, она может быть уже повреждена. Решение состоит в том, чтобы планировать использование веревки разной длины для каждого этапа работы. Это гарантирует, что неиспользуемые слои с низким натяжением не будут повреждены до наступления срока службы, и в большинстве случаев канаты можно будет снова использовать при следующей работе.
WireCo разрабатывает Betalift SP
WireCo WorldGroup представила новый продукт, который заменит Apex для узлов выдвижения и втягивания кранов. После анализа, проведенного ее техническими и инженерными специалистами, Wireco WorldGroup теперь предлагает Betalift SP.
«Betalift SP может быть напрямую заменен продуктом Apex в приложениях, которые в настоящее время используются, с такой же прочностью на разрыв и еще большими преимуществами для наших клиентов», — говорится в сообщении WireCo WorldGroup. «Производимый в соответствии с самыми высокими отраслевыми стандартами, Betalift SP изготовлен из тянутой оцинкованной проволоки, обеспечивающей превосходную коррозионную стойкость. Кроме того, обширные испытания показали, что Betalift SP обеспечивает повышение усталостной долговечности на 25–50 процентов».
Компания заявила, что Betalift SP является самым прочным канатом, доступным для сборки крана, и его нельзя использовать с вертлюгом.
Предотвращение выхода из строя портового крана с помощью мониторинга канатов
Чтобы избежать риска катастрофического отказа портового крана, требуется более глубокое понимание мониторинга состояния проволочных канатов с использованием технологии магнитной головки, пишет Денис Хоган, менеджер по производительности и специальным проектам в LEEA (the Ассоциация инженеров по подъемному оборудованию) и Кит Тонг, технический директор LEEA.
В мае 2017 года левый кран в доках Фалмута вышел из строя без предупреждения, в результате чего его стрела рухнула на землю. К счастью, в этом крупном происшествии серьезных травм не было. Хотя до сих пор не было опубликовано официальной причины, немедленное уведомление о запрете, выпущенное HSE (руководителем по охране труда и технике безопасности), описывает неспособность обеспечить поддержание подъемного оборудования в эффективном состоянии, эффективном рабочем состоянии и хорошем ремонте. Необходимость регулярного технического обслуживания и осмотра грузоподъемного оборудования в портах имеет решающее значение. ПУВЕР 1998 [3] Правило 5 требует, чтобы работодатели следили за тем, чтобы краны содержались в исправном состоянии, в исправном рабочем состоянии и в хорошем состоянии. Закон 1974 г. [1] об охране здоровья и безопасности на рабочем месте устанавливает общую обязанность, требующую, чтобы рабочее оборудование содержалось в безопасном состоянии. Правило 9 LOLER 1998 требует тщательного осмотра кранов в следующих случаях.
Регулярный осмотр конструкции портового крана, его шкивов, стрелы и механизма поворота — это лишь некоторые из направлений программ технического обслуживания, проводимых портовыми операторами. Но проволочные канаты также должны быть ключевой частью программы, но слишком часто этот элемент упускается из виду.
Без надлежащего обслуживания и проверки кранового каната существует риск внутренней деградации, которая может привести к полному обрыву каната с катастрофическими последствиями.
К счастью, мониторинг состояния канатов крана выходит на первый план. Опубликованный в конце 2017 года стандарт ISO 4309, который устанавливает международные критерии контроля и отбраковки крановых канатов, теперь включает неразрушающие испытания стальных канатов в качестве важного элемента, гарантирующего, что состояние каната отслеживается от колыбели до могила.
Это позволяет операторам прогнозировать точку, в которой канат действительно необходимо заменить, что позволяет планировать профилактическое обслуживание и максимально увеличить время безотказной работы.
Технология магнитных испытаний канатов (MRT) для неразрушающего контроля стальных канатов существует с середины 1950-х годов, когда она была разработана совместно с Национальным советом по углю для проверки состояния шахтных канатов глубоких шахт. Он включает в себя протягивание троса через магнитную головку, которая позволяет проводить осмотр прямо в центре троса, обеспечивая четкую видимость любых оборванных проводов, пустот и коррозии.
Производители канатов для определенных продуктов пропускают проволочный канат через магнитную головку на заключительном этапе его изготовления, когда они скручивают пряди вокруг сердечника. Это создает трассировку, показывающую состояние веревки, когда она была создана и до того, как она была установлена.
К тому времени регулярная проверка – обычно 6 месяцев, хотя период зависит от использования крана – один след можно сравнить со следующим, чтобы обнаружить любые возникающие дефекты. Когда веревка достигает критерия отказа, менеджеры могут планировать замену, не опасаясь отказа веревки, максимально увеличивая время безотказной работы в загруженных портах.
Теперь путь вперед для обслуживания проволочных канатов, установленных на портовых кранах, MTR не всегда был возможен в прошлом, но достижения в области технологий сделали MTR в высшей степени портативным, и в некоторых случаях он может даже стать приспособлением самого крана, что позволяет за веревкой необходимо постоянно следить во время ее использования. Сегодня устройство MRT может посылать сигнал непосредственно на экран компьютера менеджера, чтобы дать визуальное представление о том, как трос изнашивается с течением времени. На самом деле технология MRT теперь считается настолько важной, что она была включена в ISO 4309..
MRT имеет решающее значение для повседневного контроля канатов в морских условиях, где особенно важно свести к минимуму дорогостоящие простои. Эта технология обсуждается в руководстве по мониторингу состояния стальных тросов на морских установках, опубликованном Международной ассоциацией морских подрядчиков (IMCA), которая сама начинает повышать осведомленность об использовании технологии в портах.