Как правильно завязать петлю на тросе: Как завязать петлю на тросе для буксировки? Статья от экспертов сервиса Дефектов-нет

2. Незатягивающиеся узлы

Теги:&nbspморские узлы, такелаж

  • Часть 1. Узлы для утолщения троса

  • Часть 2. Незатягивающиеся узлы

  • Часть 3. Узлы для связывания двух тросов

  • Часть 4. Затягивающиеся узлы

  • Часть 5. Незатягивающиеся петли

  • Часть 6. Затягивающиеся петли

  • Часть 7. Быстроразвязывающиеся узлы

  • Часть 8. Особые морские узлы

  • Часть 9. Узлы для рыболовных снастей

  • Часть 10. Декоративные узлы

Простой полуштык (рис. 9). Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю.

Рис.

9. Простой полуштык

После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.
Простой полуштык применяется для соединения двух тросов ‘чужими’ и ‘своими’ концами.

 

Простой штык (рис. 10). Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение ‘накинуть полштыка’ обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан широко применяемый в морском деле незатягивающийся узел — один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см. рис. 48), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 10, б), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел (см. рис. 46). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе, и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте — это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.

Рис. 10. Простой штык:

а — правильно завязанный; 6 — перевернутый (неправильный)

Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: ‘Два полуштыка спасли корабль королевы’ и ‘Три полуштыка — это более чем достаточно и для королевской яхты’.
Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.
На берегу этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля

 

Коечный штык (рис. 11). На протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь люверсов для так называемых шкентросов. Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коечные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сделанным в кубрике корабля для подвешивания на ночь коек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде их несли под палубу и подвешивали.

Рис. 11. Коечный штык

Завязывание узла для подвешивания койки — дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания своих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.

 

Простой штык со шлагом (рис. 12). От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он так же служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необходимости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае, он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.

Рис. 12. Простой штык со шлагом

 

Простой штык с двумя шлагами (рис. 13). Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла — дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Крепление троса к гаку с применением этого узла — весьма надежный способ.

Рис. 13. Простой штык с двумя шлагами

 

Штык с обносом (рис. 14). Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.
Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.

Рис. 14. Штык с обносом

 

Рыбацкий штык (якорный узел) (рис. 15). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле — это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.
Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом (см. рис. 12). Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Рис. 15. Рыбацкий штык (якорный узел)

 

Обратный штык (рис. 16). При швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку, у некоторых марок автомобилей.

Рис. 16. Обратный штык

 

Мачтовый штык (рис. 17). Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел (см. рис. 48) и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.

Рис. 17. Мачтовый штык

 

Буксирный узел (рис. 18). Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.

Рис. 18. Буксирный узел

 

Портовый узел (рис. 19). Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте — дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов.

Рис. 19. Портовый узел

Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.

Материал отредактирован и предоставлен

Александром Бойцовым
mailto:[email protected]
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве \ Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.\,
Строители : Петр Михайлов, Иван Немцов

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

Туристические морские узлы

06-05-2023

Автор:
KatranGun

22122

 

Беседочный узел или булинь. 

Незатягивающаяся петля. Считается самым лучшим узлом.


Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”.  

В морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску — платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. 

Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наостренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса “булиневым узлом” (The Bowline Knol), или просто “булинем”. 

В подводной охоте применяется для привязки веревки ружья. 

На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют “королем узлов” (King of Knols). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. С учетом сферы его применения и отличных качеств беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца. 

Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полу-штыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается “намертво”, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно. 

Основное назначение беседочного узла — это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягивающуюся петлю. Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку беседочный узел также можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю. 

Существует много способов вязки беседочного узла. Вашему вниманию предлагается самый рациональный и наиболее простой.  

Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

Двойной беседочный узел В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее постой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла гот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть за правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.

Двойной беседочный узел В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее постой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла гот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть за правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.

Дубовая петля Это самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе. Существенный ее недостаток состоит в том, что узел на конце троса сильно затягивается и петлю очень трудно развязать.

Щучий узел Он служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фалового узла.

Констиктор Боа констриктор — это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. Констриктор хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. В подводной охоте этот узел применяется для бандажирования резиновых тяг арбалетов.

Двойной констриктор Хотя этот узел сложнее обычного констриктора, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный “констриктор”, считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.

Питонов узел Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от “констриктора”. По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и “констриктор”, Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях. Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.

Шахтёрский узел Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Самозатягивающийся узел Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки. Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется. Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.

Декоративные узлы: зачем они нужны 

Строгие, симметричные, а нередко витиеватые и очень сложные по своей форме рисунки узлов издавна использовались в прикладном искусстве для создания геральдических знаков, гербов, эмблем, фирменных знаков, печатей и виньеток. Эти декоративные украшения стали очень популярны и имеют несколько вариантов применений. Очень эффектно и привлекательно декоративные узлы смотрятся на женском платье, они также могут быть использованы при декорировании мебели, обуви и головных уборов. Существует много различных материалов для вязки декоративных узлов, вы можете использовать самые разные узлы для украшения, которые мы рассмотрим на страницах этого раздела нашего сайта. Схемы узлов портные нередко брали для галунов и отделки парадных мундиров и дамских бальных платьев.

Многие схемы завязанных, но не затянутых узлов используются для отделки изделии кружевницами и вышивальщицами, а также при плетении макраме. Наиболее часто встречающиеся орнаменты — это схемы уже знакомых читателю прямого, фламандского, плоского и топового узлов, которые символизируют мореплавание и службу на море.

Помимо перечисленных узлов, в прикладном искусстве можно использовать множество других красивых узлов. Однако в этом разделе сайта мы даем всего шесть. Это объясняется тем, что тема — узлы, которые вяжутся нерасплетенным тросом, а схемы и рисунки всевозможных кнопов, мусингов, сплесней, огонов и оплеток вывели бы нас за рамки этой темы.

Четырёх петельный узел 

Симметричность и определенная витиеватость этого узла позволяют отнести его к разряду чисто декоративных узлов. Он служит художникам в выборе орнамента для декоративной отделки. 

Турецкий узел 

Чтобы правильно завязать этот узел, нужно запастись некоторым терпением. Узел довольно сложен, но зато красиво смотрится на толстом тросе, особенно если завязан вдвойне. 

Тройной плетеный узел 

По вязке относится к самым простым узлам, но требует большого внимания. Он лучше смотрится, если завязан на толстом плотном шнуре.Может быть использован для укорачивания шнуров гардин, штор и занавесей. Трёхпетельный узел Это тоже рабочий узел-стопор, который с успехом может быть применен в морском деле. Его предельно симметричная схема уже давно привлекает внимание художников и графиков прикладного искусства. Это неплохой орнамент для разного рода декоративных художественных работ. Королевский узел В принципе это надежный узел-стопор, как восьмерка, стивидорный, юферсный и др. Завязанный на толстом шнуре королевский узел декоративен и может быть использован для завязывания концов шнуров у гардин, штор, занавесей и пр. Кордовый узел Правильно завязанный и ровно затянутый кордовый узел смотрится весьма эффектно на шнурах гардин, штор и занавесей. Его можно применить на конце шнура электровыключателя

  

     

Крабья петля, или затягивающийся огон 

Особенность этого узла состоит в том, что он может работать в двух качествах: затягивающаяся петля или незатягивающаяся петля. Если концы крабьего узла в точках, отмеченных буквами А и Б, резко и сильно потянуть в разные стороны, указанные стрелками, узел перестает быть затягивающимся. Принимая форму, показанную на третьем справа положении на рисунке, узел больше не затягивается, его петля становится постоянной.

Гачный узел со шлагом 

При подъеме груза на гаке с помощью троса, завязанного гачным узлом, следует брать в расчет толщину троса. Если по отношению к гаку трос достаточно толст, его можно заложить одинарным гачным узлом и благополучно поднять груз. Тонкий трос, заложенный одинарным гачным узлом, может съехать со спинки гака, и, если он тонок по отношению к гаку, его закладывают гачным узлом со шлагом. Это намного увеличивает надежность подъема груза.

Бочечный узел Этот узел применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положении. На средней части троса, которым намерены поднимать бочку, вяжут полуузел. Полупетли узла разводят в стороны и охватывают ими среднюю часть бочки. Нижняя часть петли проходит по центру днища бочки, свободные концы троса связываются прямым узлом, а если трос одним концом уже закреплен, то беседочным узлом. Бочечный узел применяют при погрузке различных видов тары, имеющей цилиндрическую форму. В быту им можно быстро обвязать бидон или бак без ручки.

Мартышкина цепочка Назначение этого узла то же самое — на время укоротить трос. В отличие от колышки и олимпийского узла, он имеет то преимущество, что завязанный им трос своими петлями не мешает работе и его можно даже взять на шпиль. Перед тем как дать на трос, завязанный этим узлом, нагрузку, в последнее звено “цепочки” нужно вложить свайку или клевант или пропустить через него ходовой конец: иначе узел мгновенно развяжется. На тонких тросах вяжется он тремя пальцами одной руки. Делается это следующим образом. Отступя примерно 10 сантиметров от края ходового конца троса, сделайте петлю диаметром 5—б сантиметров. Удерживая пересечение троса на петле пальцами левой руки, введите в петлю три пальца правой руки — большой, указательный и средний. Сквозь петлю коренной конец троса захватывайте кончиками указательного и большого пальцев, втягивайте его в виде петли в петлю, в которую вы ввели три пальца, немного протаскивайте ее внутрь, оставляя в это время средний палец в предыдущей петле для того, чтобы петли были одинаковой величины. Как только вы вытянули очередную петлю, пропускайте в нее все три пальца и из нее снова зацепляйте коренной конец троса двумя пальцами, оставляя один в петле, и т. д. Вязка каждого звена “мартышкиной цепочки” занимает не более секунды, при этом трос укорачивается в четыре раза (из 4 метров троса получается 1 метр “цепочки”). Свойство “мартышкиной цепочки” быстро, плавно и последовательно развязываться часто используется для выполнения различных трюков в цирке.

Кошачья лапа Название этого узла попало в русский морской язык из английского. На этом языке он называется «The Cars Paw», что следует переводить как «кошачья лапа». Но по какому-то недоразумению этот узел у нас давно стали называть “кошачьи лапки”, хотя по-английски существительное “Paw”

Бысторазвязывающиеся узлы 

Шлюпочный узел Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке. Рифовый узел Свое название он получил от слова “риф-штерт” — небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым “брали рифы”, т. е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. На больших парусных судах с прямым вооружением рифы брали с помощью риф-сезней — плоских концов троса, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к риф-лееру. Риф-цггерты связывались с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, “раздернуть”. Для этой цели и применялся рифовый узел. Он очень схож с прямым узлом, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается. В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебедок, компасов и других приборов на верхнем ходовом открытом мостике. Этот узел известен в обиходе под названием “узел с одним бантиком”. Он знаком всем, многие завязывают им шнурки на ботинках. В принципе это простой и полезный узел. Развязывающийся ткацкий узел Отличный ткацкий узел — “родной брат” шкотовому узлу. Его можно улучшить, если ходовой конец троса пропустить под коренной сложенным вдвое. При этом он будет держать столь же надежно, но в любую минуту может быть развязан, даже под натяжением.Развязывающийся самозатягивающийся узел Если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан. Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец. Развязывающийся простой узел Этот узел неплохо служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже под натяжением троса. При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется. Его можно применять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку.  Развязывающийся бегущий простой узел Бегущий простой узел можно легко превратить в быстроразвязывающийся, не изменяя его функцию, т.е. пользуясь им как бегущим, а не как быстро развязывающимся узлом. Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами — затягиваться и быстро развязываться, если дернуть за ходовой конец, торчащий из петли. С помощью этого узла можно зачалить лодку за береговой пал таким образом, что при необходимости фалинь можно будет отдать, не выходя из лодки, дернув за ходовой конец, оставленный достаточно длинным. Это очень распространенный узел. Во всяком случае, во всем мире именно им привязывают лошадей за уздечку к привязи. Чтобы узел случайно не развязался, конец уздечки просовывают в петлю

    

 

Развязывающаяся восьмерка Если обыкновенную восьмерку сделать с петлей, т. е. в последнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получим хороший быстроразвязывающийся стопор.  Пиратский узел Принцип этого узла такой же, как и у ведерного. Разница лишь в том, что петля проводится по-иному. Этими двумя оригинальными узлами с успехом могут пользоваться скалолазы, пожарные и строители. Мельничный узел Среди множества хитроумных узлов для завязывания мешковэтот узел считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же восьмерка, во вторую петлю которой пропущен сложенный вдвое ходовой конец. Узел очень удобен тем, что его можно туго затянуть и быстро развязать, дернув за ходовой конец. Калмыцкий узел Он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о том, как он появился в нашей стране. И хотя калмыцкие степи нс вызывают ассоциации с морем и кораблями, он издавна применяется на флоте. Зарубежные моряки его не знают, и, как это ни странно, он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом. На рисунке дана принципиальная схема вязки калмыцкого узла, на которой показано лишь взаимное расположение концов троса относительно друг друга. На практике этот прекрасный узел вяжется почти мгновенно следующим образом. Заведите ходовой конец троса за предмет и возьмите его, немного отступя от конца, сверху левой рукой большим пальцем к себе. Правой рукой наложите коренной конец поверх левого кулака, в котором уже зажат ходовой конец, и сделайте коренной частью троса полный оборот вокруг него. Затем движением левой руки переместите коренной конец под коренную часть большой петли с одновременным обносом ходового конца вокруг этой же части троса и с последующим перехватом ходового конца пальцами левой руки. После этого аккуратно протащите ходовой конец в виде петли через находящийся на кисти левой руки шлаг коренного конца (путем сбрасывания шлага) так, чтобы ходовой конец не распрямился, и коренным концом затяните узел. Калмыцкий узел надежно держит и быстро развязывается, если дернуть за ходовой конец. Его применяют для временного крепления бросательного конца к огону швартова при подаче последнего с судна на причал. Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошади в конюшне. Если в петлю калмыцкого узла пропустить ходовой конец, не сложенный вдвое, то узел не будет являться быстроразвязывающимся. В таком виде он называется казачьим узлом. Ведерный узел Представьте себе, что альпинисту нужно спуститься по веревке с высоты вниз. Он идет один, и у него всего одна веревка, которая ему еще потребуется. Что сделать, чтобы, спустившись с высоты, унести с собой веревку? Очень просто: веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху. С помощью этого «дистанционно развязываемого” узла можно опустить из окна дома, например, ведро с водой, поставить его на землю и снова поднять веревку наверх. Мокрый полуштык Многие узлы, когда они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить. Именно для такой ситуации моряки и придумали yзел с названием “мокрый полуштык”. Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать.

  

 

Двойной беседочный узел В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее постой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла гот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть за правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.

Бурлацкая петля Английские моряки называют ее упряжковой петлей или пушкарским узлом. Видимо, моряки заимствовали ее у артиллеристов, которые применяли этот узел в тех случаях, когда на крутых горных дорогах или на бездорожье им приходилось в упряжку впрягать дополнительных лошадей или солдат. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Правда, перед тем как к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкой тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользит вдоль троса. Несколько завязанных таким образом петель помогут вытащить застрявший в грязи автомобиль, позволят подняться на высоту или спуститься с отвесной скалы.

Констиктор Боа констриктор — это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. Констриктор хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. В подводной охоте этот узел применяется для бандажирования резиновых тяг арбалетов.

Двойной констриктор Хотя этот узел сложнее обычного констриктора, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный “констриктор”, считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.

Питонов узел Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от “констриктора”. По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и “констриктор”, Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях. Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.

Шахтёрский узел Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Самозатягивающийся узел Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки. Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса.

Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется. Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.

Как завязать петли для всего в вашем лагере

Фото: eclipse_images через Getty Images

Выходить за дверь? Прочтите эту статью о новом приложении Outside+, доступном для участников на устройствах iOS!
Загрузите приложение.

Между медвежьими мешками, оттяжками для палаток и брезентом установка лагеря может потребовать много утомительного завязывания узлов. Когда вы устали после долгого дня походов, вы не хотите иметь дело с узлами, которые соскальзывают или не развязываются. Узлы-петли должны легко завязываться и развязываться, и с помощью этих советов и некоторой практики вы сможете завязывать их независимо от условий. Вот несколько беспроигрышных вариантов.

Нужен учебник по терминологии узлов? Проверьте это здесь.

Узел булинь

Фото Стива Хоу

Узел булинь — идеальный выбор для обеспечения безопасности. Узел прост в освоении, аккуратный и прочный, особенно когда он завязывается с полуторной петлей сверху. Он также идеально подходит для экстренных ситуаций, так как его можно связать одной рукой, если другая обездвижена. Используя одну линию шнура, следуйте инструкциям ниже, чтобы узнать, как завязать классический петлевой узел.

Используя одну линию шнура, оберните свободный конец вокруг талии, как будто это ремень. Положите свободный конец руки на стоячий канат ладонью вниз. Возьмите свободный конец и пропустите его вверх через петлю вокруг стоячего конца и обратно вниз через петлю в обратном порядке. «Кролик вылезает из своей норы, обходит дерево и снова спускается в нору».

Посмотрите внимательно на первый узел и на то, как сделана петля. При неправильной завязке булинь превращается в скользящий узел.

Боулины прочны, но ненадежны. Если вы используете узел, чтобы закрепить человека во время скалолазания или для спасательных работ, затяните поясную петлю так, чтобы она плотно облегала самую узкую часть тела, и завяжите ее сзади с помощью уздечки и полупетли.

Вы также можете использовать булинь для медвежьих сумок, колышков для палаток и крепления веревки к карабину. Проденьте веревку вокруг любого объекта, который вы пытаетесь закрепить, и выполните шаги, описанные выше. Посмотрите это видео, чтобы следовать пошаговым инструкциям.
-Steve Howe

Сцепка туриста

Фото Дэна Дюфо

Сцепка туриста предназначена для обматывания веревки вокруг дерева, что делает ее полезной для закрепления гамака, бельевой веревки или палатки. Он также популярен для подвешивания медвежьих сумок. Это не самый надежный узел в этом списке, поэтому используйте его с осторожностью в ветреную погоду.

Возьмите свободный конец веревки и сделайте как минимум три витка вокруг дерева и заправьте свободный конец под последнюю петлю. Показанная версия представляет собой скользкую зацепку туриста, которую можно легко развязать, потянув за свободный конец. Посмотрите это видео с пошаговыми инструкциями.

— Эбби Дюфо и Дэн Дюфо

Сверху на бухте

Фото Дэна Дюфо

Этот простой узел образует регулируемую петлю в любом месте на веревке. Легко завязывать и развязывать, вы можете использовать этот довольно прочный узел для крепления кольев для палатки.

Возьмите конец веревки и сделайте петлю, также известную как бухта. Затем завяжите верхний узел с петлей. Посмотрите это видео с пошаговыми инструкциями.

— Эбби Дюфо и Дэн Дюфо

Натяжная сцепка

Фото Дэна Дюфо

Натянутая сцепка используется для закрепления петли на веревке с регулируемой длиной. Это особенно полезно для бельевых веревок, стоек для палаток, подвешивания медвежьего мешка или привязывания снаряжения.

Чтобы завязать, оберните свободный конец веревки вокруг дерева (или шеста для палатки), затем оберните этот конец вокруг веревки дважды внутри только что сделанной петли и один раз снаружи. Посмотрите это видео с пошаговыми инструкциями.

— Эбби Дюфо и Дэн Дюфо

Underhand Loop – SCOUT PIONEERING


Следующий текст принадлежит Адольфу Э. Пешке, представленному в издании 1998 г. брошюры о знаке отличия за заслуги перед первопроходцами в издании 1993 г.:

некоторые из основных терминов, используемых при завязывании узлов. Вы должны ознакомиться с этими терминами и использовать их, когда будете учиться завязывать различные узлы.

Ходовой конец и стоячая часть. Это два наиболее распространенных термина, используемых при завязывании узлов. ходовой конец — это конец веревки, который используется для завязывания узла. Этот конец иногда называют рабочим концом . Остальная часть веревки — это стоящая часть .

Постоянная часть и ходовой конец

Петля сверху. Петля сверху образуется, когда петля сделана таким образом, что ходовой конец веревки находится сверху опорной части. Таким же образом его можно сформировать в любом месте вдоль стоячей части веревки.

Нижняя петля. А Подручная петля образуется, когда ходовой конец каната помещается под стоящую часть каната.

Петли сверху и снизу

Bight. Удлинение образуется путем сгибания веревки в форме буквы U. середина). Длина бухт может варьироваться от нескольких дюймов до нескольких футов. У бухты не обязательно должен быть крутой изгиб. Он может быть «открытым» (как показано справа). В этом случае ходовой конец веревки находится рядом со стоячей частью веревки, но не пересекается (что могло бы образовать петлю сверху или снизу).

Бухта

Сделай ход. Термин повернуть означает намотать веревку на перекладину или стойку так, чтобы она продолжала движение в том же направлении. Возникающее при этом трение даст вам сцепление с колом или перекладиной, что поможет удерживать натяжение лески. Это также дает лучший контроль при взятии или освобождении линии.

Круглый. Чтобы сделать круговой виток , полностью оберните веревку вокруг лонжерона и проведите ходовой конец назад вдоль стоячей части веревки. Круговой поворот дает вам еще большее сцепление с натяжением лески и является основой для завязывания нескольких узлов, как при круговом повороте с двумя полузацепками.

«Поворот и круговой поворот»

Далее следует глоссарий терминов, связанных с завязыванием узлов, большая часть которых была взята из «Списка терминологии узлов» Википедии:

Изгиб — Изгиб — это узел, используемый для соединения двух отрезков веревки. .

Бухта – Бухта имеет два значения при вязании узлов. Это может означать либо любую центральную часть веревки (между стоячим концом и рабочим концом), либо дугу веревки шириной не менее полукруга. В любом случае бухта — это отрезок веревки, который не пересекается сам с собой. Узлы, которые можно завязать без использования рабочего конца, называются узлами  на бухте .

Связывающий узел — Связывающие узлы — это узлы, которые либо стягивают один объект, либо плотно скрепляют два объекта. Порка, захват и порка служат той же цели, что и завязывание узлов, но содержат слишком много обертываний, чтобы их можно было правильно назвать узлом. В завязывающих узлах концы веревки либо соединяются вместе, либо подворачиваются под витки узла.

Опрокидывание – Опрокинутый узел деформировался в другую структуру. Хотя опрокидывание иногда является результатом неправильного завязывания или неправильного использования, в некоторых случаях это также может быть сделано целенаправленно для укрепления узла 9.0003

Декоративный узел — Декоративный узел — это любой эстетически приятный узел. Хотя это не обязательно так, большинство декоративных узлов также имеют практическое применение или произошли от других хорошо известных узлов. Декоративное вязание узлов — одно из древнейших и наиболее распространенных народных искусств.

Правка – Правка узла – это процесс укладки узла таким образом, чтобы улучшить его характеристики. Перекрещивание или распутывание веревки определенным образом, в зависимости от узла, может увеличить прочность узла, а также снизить вероятность его заклинивания.

Колено – Колено относится к любым двум соседним пересечениям веревки. Колено создается, когда в петле делается дополнительный поворот. Например, при завязывании узла «бабочка».

Отщеп — Отщеп означает любое количество витков в скрученной веревке. Точно так же расщепить веревку означает смотать ее.

Frap — Fraps представляет собой набор петель, намотанных перпендикулярно вокруг витков ремня для затягивания.

Фрикционная сцепка  – Фрикционная сцепка – это узел, который прикрепляет одну веревку к другой таким образом, что положение узла можно легко отрегулировать. Иногда фрикционные сцепки называют скользящими узлами. Они часто используются в альпинистских приложениях. Хорошими примерами фрикционной сцепки являются Rolling Hitch и Prusik.

Сцепка — Сцепка — это узел, которым веревка прикрепляется к какому-либо объекту, часто к кольцу, поручню, рангоуту или стойке.

Заклинивание – Заклинивающий узел – это любой узел, который становится очень трудно развязать после использования. Узлы, устойчивые к заклиниванию, называются незаклинивающими узлами.

Крепление – Крепление представляет собой набор веревок, используемый для жесткого скрепления двух или более предметов.

Петля – Петля является одной из основных структур, используемых для завязывания узлов. Это полный круг, образованный путем пропускания рабочего конца веревки через себя.

Узел-петля — Узел-петля — это тип узла, который образует фиксированную петлю. Он создается либо при привязывании конца веревки к собственной стоящей части, либо при завязывании петли в петле веревки. В отличие от сцепки, петлевой узел создает на веревке фиксированную петлю, которая сохраняет свою структуру независимо от того, прикреплена она к объекту или нет. Другими словами, петлевой узел можно снять с предмета, не теряя его формы.

Петля — Петля может относиться к любой скользящей петле, в которой петля затягивается при натяжении. Разомкнутая петля — Разомкнутая петля — это изгиб веревки, напоминающий полукруг, в котором ноги не соприкасаются и не перекрещиваются. Ножки открытой петли сведены уже, чем в бухте. Захват — Захват — это узел, который связывает два куска веревки вместе бок о бок, обычно для того, чтобы создать петлю. Структура заеданий аналогична найтовам.

Настройка — Завязывание узла — это процесс его затягивания. Неправильная настройка может привести к снижению производительности некоторых узлов.

Проскальзывающий узел — Проскальзывающий узел — это любой узел, который развязывается при потягивании за конец. Таким образом, завязывание соскользнувшего узла облегчает его развязывание, особенно когда узел склонен к заклиниванию.

Сращивание – Сращивание веревки – это метод соединения двух веревок путем раскручивания и повторного переплетения прядей веревки.

Неподвижный конец — Неподвижный конец (или стоячая часть) веревки — это часть, не задействованная при завязывании узла. Это часть, противоположная рабочему концу.

Стопорный узел — Стопорный узел — это тип узла, завязываемого для предотвращения проскальзывания веревки через втулку или в качестве временного хлыста.

Порка – Порка представляет собой связывающий узел, завязываемый на конце веревки для предотвращения ее распускания.

Рабочий конец – Рабочий конец (или рабочая часть) веревки – это часть, активная при завязывании узла. Это часть, противоположная стоячему концу. (Рабочий конец — это другое название рабочего конца.