Железистые чернила: история и рецепты – Study Calligraphy — инструменты и материалы для каллиграфии и леттеринга

история и рецепты – Study Calligraphy — инструменты и материалы для каллиграфии и леттеринга

Вместе с тем, как в моду снова вошла каллиграфия, все большее количество людей стало интересоваться железо-галловыми чернилами — их историей, свойствами, старинными рецептами. С помощью этих чернил каллиграфы достигают прекрасной волосяной линией, краска хорошо стекает с пера, а инструмент мягко скользит по бумаге. Работать такими чернилами — одно удовольствие!

Если вы еще не пробовали эти чернила, то возможно уже слышали истории о буквах, выпадающих из старинных манускриптов, о «проеденных» листах бумаги и инструментах, о том, как взаимодействуя с кислородом, написанный текст темнеет на глазах.

Давайте вместе окунемся в историю и разберем эти чернила на все составляющие. От английского, Iron Gall Ink — галловые чернила, железистые, железо-галловые чернила. Своей историей они уже насчитывают не один век.

Источник

Рисунок Леонардо Да Винчи, выполненный железо-галловыми чернилами

Источник

История

В истории письма, железо-галловые чернила были наиболее значимыми материалами для написания текстов. Самые ранние документы, написанные этими чернилами на папирусе, датируются первыми веками нашей эры.

Так как эти чернила не смывались и были недороги в приготовлении (а их составляющие были доступными), их активно использовали, начиная со средних веков вплоть до XX века. Большое количество важных манускриптов, официальных бумаг, нотных записей было создано с помощью этих чернил. Также ими рисовали художники, полюбив их бархатный богатый оттенок.

Чернильными орешками (галлами) называют наросты округлой формы на листьях дуба. Такие шарики образовываются в результате того, что вредитель откладывает в лист личинку, а дерево, в свою очередь, спасая листву, окружает ее наростом. Их часто можно увидеть поздней осенью, когда с деревьев опадают листья. В старину их собирали, тщательно просушивали, мололи в пыль и затем варили и настаивали отвар. После чего в жидкость добавляли оставшиеся ингредиенты и закупоривали в стеклянные баночки.

Источник

Документ XIX века, отписанный железо-галловыми чернилами

Источник

Свойства

Написанное железо-галловыми чернилами сложно смыть. Но это свойство превратилось в большой недостаток для документов, которые было необходимо сохранить. Дело в том, что железо-галловые чернила очень едкие (это свойство называется коррозией), и со временем разрушают материал, на который они нанесены (пергамен, папирус или бумага).

Скорость разрушения зависит от состава чернил, характеристик материала и условий его хранения. До сих пор специалисты в области сохранения письменных памятников ищут наилучшие способы остановить процесс разъедания. От железо-галловых чернил так же страдают инструменты для письма.  Логично, что, когда в начале XX века стали производить чернила с синтетическим менее агрессивным составом, железо-галловые вышли из широкого употребления.

Железо-галловые чернила высокого качества обладают светостойкостью. Веками их ценили за насыщенный цвет. В зависимости от производителя, цвет чернил на бумаге был от бархатного темно-синего до черного. Однако, известно, что по прошествии долгого времени цвет чернил меняется. Это видно по образцам, сделанным много лет назад. Чаще всего цвет таких чернил меняется на коричневый.

Бережное обращение и контроль влажности воздуха (не более 60%) помогут дольше сохранить работы, выполненные железо-галловыми чернилами.

Зеленый, мелко измельченный сульфат железа

Источник

Гуммиарабик

Источник

Состав

За сотни лет использования железо-галловых чернил было создано великое множество рецептов их приготовления. Конечно же, не все были задокументированы, и поэтому не дошли до нас.

Железо-галловые чернила изготавливаются из четырех основных ингредиентов:

  1. Танин;
  2. Сульфат железа;
  3. Гуммиарабик;
  4. Вода.

В разных рецептах присутствуют дополнительные вещества, призванные усилить или изменить цвет чернил, увеличить их срок годности или придать им устойчивость к холоду. Однако и без этих добавок, у вас получатся неплохие чернила.

Дубильная (таниновая) кислота и сульфат железа дают цветной раствор в воде. Но настоящими чернилами этот раствор становится после добавления водорастворимого связующего – гуммиарабика.

Дубильная кислота содержится в галлах, коре, листьях, корнях и плодах различных растений. Наибольшая ее концентрация находится в галлах (наросты на листьях и ветках деревьев, образовавшиеся из-за атак паразитов). Галлы собирают с дубов и фисташковых деревьев. Они могут быть разной формы – большие, гладкие и круглые или маленькие. Это зависит от места их произрастания. Также можно извлечь дубильную кислоту из коры дуба, каштана, рябины, вишни, гранатовой корки, но в гораздо меньшей пропорции.

Дубильная кислота содержится также в гранатах, конском каштане, болиголове и коре сосны. Однако танины из этих материалов отличаются. Приготовленные из них чернила будут менее стойкими, с зеленоватым оттенком.

Существует три метода извлечения танина из галлов. Для быстрых рецептов галлы раздавливаются или перетираются в порошок и смешиваются с водой. В другом рецепте галлы варят несколько часов. Самый долгий процесс приготовления подразумевает ферментацию галлов с помощью плесени. В первом варианте извлечения танина получается галлотановая кислота. А с помощью последнего варианта можно получить чернила самого глубокого черного цвета. Плесень переваривает галлотановую кислоту и раствор превращается в галловую кислоту, которая дает более черный цвет по сравнению с коричневатым цветом от галлотановой кислоты.

Сульфат железа (железный купорос) в различных рецептах может называться просто купоросом или медным купоросом. В ранних рецептах железный и медный купоросы были взаимозаменяемы, часто потому, что их добывали вместе. Когда поставщики химикатов стали продавать железный купорос, в некоторых рецептах стали писать, что надо его варить в медной посуде. Однако по современным данным медный купорос не играет важной роли для цвета чернил, а наоборот, даже может мешать образованию черного пигмента.

Если вы не можете приобрести сульфат железа (выглядит как зеленый порошок или гранулы), то можно получить его в менее чистой форме. Для этого нужно растворить гвозди или железки в слабой кислоте. Однако, не стоит за это браться без специальных знаний о возможных угрозах для здоровья.

Большинство чернил делается на базе воды. Конечно, чистота воды разнится. Именно поэтому в старых рецептах предлагалось использовать дождевую воду. Сейчас вода из-под крана может содержать посторонние вещества, поэтому лучше всего найти дистиллированную.

В рецептах также встречается использование вина, пива или уксуса. Скорее всего это тоже было обусловлено отсутствием чистой воды. Еще одна возможная причина – глицерин из алкоголя увеличивает извлечение танина. Алкоголь также способствует лучшему впитыванию чернил в бумагу.

Если вы собрались произвести собственные чернила, стоит попробовать разные материалы. Результат, скорее всего будет слегка отличаться.

Гуммиарабик — это затвердевший сок (смола), получаемый из акациевого дерева. Сок течет из дерева, образуя шарики, достигающие размеров грецкого ореха. Гуммиарабик похож на янтарь. Его цвет варьируется от бледно-желтого до золотисто-оранжевого. Он растворим в воде. В чернилах гуммиарабик работает в качестве связующего агента для нерастворимых частиц пигмента. Без него они осели бы на дно. Он также меняет вязкость, а соответственно влияет на стекание чернил с пишущего инструмента. Гуммиарабик удерживает чернила на поверхности бумаги на несколько секунд до впитывания, давая больший блеск и более глубокий цвет. Именно благодаря ему тонкая линия получается четкой. Его начали использовать для производства чернил очень давно. Он уже встречается в рецептах V века. Реже в качестве связующего использовали яичный белок.

В рецептах железо-галловых чернил можно встретить разные красители. Это связано с тем, что чернила не сразу окрашиваются в темный цвет при нанесении на бумагу. Им нужно немного побыть на воздухе. Чтобы избежать этой замедленной реакции производители чернил часто добавляли краситель индиго или красящее вещество кампешевого дерева. Позже, в конце XIX века эти красители были заменены синтетическими анилиновыми.

Источник

Оборудование для приготовления

Если вдруг у вас завалялся мешочек с чернильными орешками, и вы решили изготовить железо-галловые чернила самостоятельно, вам понадобятся:

— Весы;
— Молоток, чтобы раскрошить галлы;
—  Ступка или мельница для специй для перетирания измельченных галлов в порошок;
—  Чистые стеклянные емкости и несколько ложек;
—  Старая кастрюлька и плита, если в рецепте необходима варка;
—  Фильтры для кофе или марля для отжимания воды;
—  Мерный стакан;
—  Маленькая стеклянная баночка для готовых чернил;
—  Резиновые перчатки для защиты рук от пятен;
—  Фартук;
—  И все ингредиенты.

Нужно помнить, что железо-галловые чернила достаточно едкие. Со временем они повреждают все пишущие материалы и оборудование для их приготовления. Поэтому не забудьте их промывать сразу после приготовления чернил!

Рецепт железо-галловых чернил из книги A Booke of Secrets (written first in Italian, and now newly translated into English, by W. P., London, Edward White, 1596)

Источник

Рецепты

Хотите попробовать приготовить чернила самостоятельно? В раннем Средневековье в Европе, по разным источникам, насчитывалось более 50 различных рецептов железо-галловых чернил. Искусные мастера могли даже варьировать цвет получаемой краски, экспериментируя с пропорциями медного и железного купороса.

Приготовить железо-галловые чернила удивительно легко. Самые ранние задокументированные рецепты зачастую самые простые.

Вот один из рецептов, предоставленный Голландским институтом культурного наследия. Он взят из книги A Booke of Secrets конца XVI века:

«Возьмите полпинты воды, пинту с четвертью вина и столько же уксуса, которые при перемешивании дадут кварту и четверть пинты. Затем возьмите шесть унций галлов, измельченных в порошок и просыпанных через сито. Отправьте порошок в горшок и налейте половину воды, вина и уксуса. Затем возьмите четыре унции купороса и разбейте в порошок. Также отправьте этот порошок в горшок, куда налейте четверть от оставшихся воды, вина и уксуса. А к другой четверти добавьте четыре унции гуммиарабика, измельченного в порошок. Закончив с этим, плотно закройте все три горшка и оставьте их стоять три-четыре дня вместе, помешивая их каждый день три или четыре раза.

В первый день поставьте горшок с галлами на огонь, и когда он начнет закипать, помешайте его для равномерного прогревания. Затем процедите его содержимое через тряпку в другой горшок и смешайте его с двумя другими горшками, хорошенько все перемешивая. Накройте и дайте отстояться три дня. На четвертый день, когда он отстоялся, вылейте, и у вас получатся хорошие чернила.

Если остался осадок, налейте дождевой воды, которая долго стояла в кадке или сосуде. Потому как, чем старее вода, тем она лучше. И храните такую воду, пока делаете чернила, так как она лучше свежей воды».

Или можно попробовать другой вариант. Вот рецепт известного итальянского каллиграфа Дж. Палатино, жившего в XVI веке:

«Замочите 3 унции раздавленных галлов в 1 5/8 пинты дождевой воды. Оставьте их на солнце на 1-2 дня. Добавьте 2 унции хорошо истолченного купороса и хорошо перемешайте фиговой веточкой. Добавьте одну унцию гуммиарабика и оставьте на один день на солнце».

Сложность со старыми рецептами заключается в изменяющейся терминологии. Определения слов и контекст неизбежно меняются со временем. К тому же единицы измерения могут называться одинаково, но иметь разное значение в разных странах.

На сайте художника-каллиграфа из Америки Эвана Линдквиста приведен пример исторического рецепта, где количество ингредиентов дано в привычных для нас граммах:

«Подготовьте необходимые вам ингредиенты:
— Галлы, 5 г
— Сульфат железа, 1 г
— Гуммиарабик, 1 г
— Вода, 200 г

Перемелите галлы в пудру и замочите в половине воды. Через несколько недель верхушка покроется плесенью. Снимите плесень и перелейте жидкость сквозь фильтр. Растворите гуммиарабик в небольшом количестве воды и добавьте к жидкости. Растворите сульфат железа в воде и добавьте к вашей жидкости. Чтобы предотвратить образование плесени, добавьте 1 г карболовой кислоты».

Автор статьи: Полина Ермолова.

Для написания статьи были использованы материалы с сайтов:
https://irongallink.org
https://evanlindquist.com
http://www.fountainpennetwork.com

Чернила из дубовых галлов (чернильных орешков)

Отчего появляются чернильные орешки, они же дубовые галлы, мы разобрались в прошлой записи, а сейчас давайте попробуем изготовить из них настоящие исторические чернила, рецепт которых не менялся более двух тысяч лет, которыми написано огромное количество древних книг, пергаментов и папирусов. Для этого нам понадобятся сами галлы, вода (желательно, мягкая, в идеале — вообще дистиллированная), соль железа (например, железный купорос), некоторое количество посуды для приготовления, и, для полной историчности, птичье перо. Я использовал лабораторную посуду, просто потому что имею такую возможность, вы же можете воспользоваться обычной кухонной.

Железистые чернила (так же железо-галловые чернила) представляют собой красно-чёрные или коричнево-чёрные чернила изготовленные из сульфата железа и танинов полученных из галлов «чернильные орешки». Долгое время данные чернила были стандартны для применения в письме, с наибольшим употреблением начиная с XVIII века вплоть до середины XX века в связи с постепенным увеличением грамотности.

В первую очередь надо добыть сами чернильные орешки. Обычно они появляются ближе к осени на нижней поверхности дубовых листьев. Лучше их искать в тех местах, где растут молодые дубки. Подробней о том что это и откуда берется читайте здесь: Кто живёт в «дубовых яблоках» (чернильных орешках)?

Собрав достаточное количество чернильных орешков, требуется их измельчить. Далее надо извлечь из них дубильные вещества. Лучше всего для этого подходит мягкая вода. В идеале — дистиллированная. Но можно использовать дождевую, ключевую и даже речную. Использовалось даже вино и уксус. Экстракцию можно проводить холодным способом, настаивая галлы несколько дней, или горячим, прокипятить в течение некоторого времени. При отсутствии галлов допускается использовать содержащую дубильные вещества кору деревьев: ольхи, дуба, ели, лиственницы, ясеня и др. Но из неё извлечение дубильных веществ идёт немного тяжелее.

После отделяем жидкость от гущи. Я для этого использовал фильтровальную бумагу, вы же можете процедить через ткань, промокашку, или использовать другие способы фильтрации или отстаивания. В итоге должен получиться прозрачный раствор, содержащий танины — природные полифенолы.

Второй компонент наших чернил — соль двухвалентного железа. Проще всего использовать готовый железный купорос, который можно купить в хозяйственном или садовом магазине (сульфатом железа, разведенным в воде, опрыскивают растения). В древности раствор двухвалентного железа получали настаиванием железных опилок в кислой среде, например крепком уксусе. Можете попробовать этот способ.

Теперь достаточно слить два раствора и получаем яркое чёрное окрашивание почти готовых чернил. Они имеют одно интересное свойство: написанный такими чернилами на бумаге текст сначала выглядит немного бледным, светло-серым, но почти сразу, прямо на глазах, темнеет и становится контрастным чёрным. Более того, такие чернила на солнце не только не выцветают, а наоборот, приобретают дополнительную яркость.

Для придания глянца и густоты в железистые чернила добавляли разные виды клея. От крахмального декстрина и мёда до вишнёвой камеди (наиболее популярный вариант, который добавлял чернилам блеска). Что это такое? Если внимательно осмотреть ствол вишнёвого дерева, в местах, где повреждена кора, можно увидеть комочки прозрачной жёлто-оранжевой выбежавшей смолы — это и есть камедь.

Правда, есть у таких чернил небольшой минус. Несмотря на хорошую стойкость к выцветанию и смывке, из-за наличия в составе активных веществ (кислота, сульфаты), такие чернила вызывают со временем разрушение бумажного листа.

Попробуйте сами изготовить такие древние чернила, это не так и сложно, но очень увлекательно — лично прикоснуться к античным технологиям.

Все плюсы и минусы железно-желчных чернил

Хотя железно-желчные чернила были невероятно популярны с 4 по 20 века, теперь известно, что они наносят вред бумаге и пергаменту. Мы находим эти чернила во всей коллекции APS, а это означает, что мы, консерваторы, регулярно должны решать, когда и как с ними обращаться. В первой части этой серии блогов давайте углубимся в основы этого вездесущего материала.

Что такое железно-желчные чернила?

Железогалловые чернила были разработаны в 4 веке. Синайский кодекс (на фото выше) — одна из самых ранних сохранившихся рукописей, написанных на пергаменте железно-желчными чернилами, а не чернилами сажи. При правильном изготовлении железно-желчные чернила сине-черные и стойкие. В отличие от углеродных чернил, они оставляют следы на поверхности письма и не могут быть легко смыты, что быстро делает их предпочтительными чернилами для письма на пергаменте. Он использовался и в 20 веке, когда требовались перманентные чернила.

Из чего сделаны железно-желчные чернила?

Железогалловые чернила состоят из четырех основных ингредиентов:

1. Дубовые желчные орехи. Дубовые желчные орехи — это защитная реакция дерева на ос, откладывающих яйца под его корой. На самом деле они не чокнутые! После сбора их замачивают в растворителе.

Орехи дубовые желчные. Галлы Алеппо с насекомым внутри особенно ценились за их темный цвет. Изображение предоставлено: https://travelingscriptorium.wordpress.com/2013/03/21/iron-gall-ink/ 

2. Растворители. Кислотные растворители, такие как пиво или вино, или возможность роста плесени на желчных орехах при их замачивании способствуют выработке галловой кислоты и улучшают цвет чернил.

Растворители, такие как вода, пиво или вино. Изображение предоставлено: https://travelingscriptorium.wordpress.com/2013/03/21/iron-gall-ink/

3. Сульфат железа . Сульфат железа реагирует с галловой кислотой с образованием сине-черного комплекса железа и танина.

Сульфат железа, также известный как зеленый купорос. Изображение предоставлено: https://travelingscriptorium.wordpress.com/2013/03/21/iron-gall-ink/

4. Гуммиарабик . Гуммиарабик увеличивает вязкость (улучшает растекание чернил), удерживает частицы пигмента во взвешенном состоянии, связывает чернила с поверхностью для письма и придает чернилам блеск и глубину.

Гуммиарабик является связующим. Изображение предоставлено: https://travelingscriptorium.wordpress.com/2013/03/21/iron-gall-ink/ 

Почему железно-желчные чернила вызывают коррозию?

При образовании комплекса железа и танина выделяется серная кислота, поэтому железогалловые чернила всегда чрезвычайно кислые, с pH 1-3. Кислоты воздействуют на цепочки целлюлозы, из которых состоит бумага, укорачивая цепи и делая бумагу коричневой и ломкой. Если железо-галловые чернила содержат избыток ионов железа (II), они также будут катализировать окисление бумаги или пергамента, что приводит к образованию поперечных связей и ломкости. В конце концов, кислоты и реакции окисления могут разъедать пергамент и бумагу, разрушая чернила и позволяя им выпадать или рассыпаться.

Каковы стадии коррозии железо-галловых чернил?

Железо-галловые чернила разъедаются и часто проходят через определенные стадии износа. На первом этапе вокруг чернильных линий образуются ореолы. Сначала они видны только в ультрафиолетовом свете, но со временем становятся видны невооруженным глазом.

В этой рукописи можно увидеть коррозионную природу железно-желчных чернил и различные стадии их износа. Изображение предоставлено: https://blogs.bl.uk/collectioncare/ink/

На следующем этапе чернила начинают проникать сквозь бумагу, становясь видимыми с противоположной стороны, с которой они были написаны.