Как на тросе завязать петлю: Как завязать петлю на тросе для буксировки?

Содержание

Морские узлы: незатягивающиеся петли

Археологические находки свидетельствуют, что некоторые способы завязывания петель (например — петля, известная сегодня под названием Хонда) — древнейшие. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах Земли такими способами прикрепляли тетиву к луку, и использовали их для других целей.

Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выскользнуть из петли узла.

Эскимосская петля
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли
  • петля

Этой петлей эскимосы пользовались для прикрепления тетивы к луку. Официальное название этой петли «эскимосский узел для тетивы лука». Она обладает немаловажным для этой цели свойством: ее размер можно изменять после того как узел уже завязан.

При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной.

Комментарии: 1

admin

Французский топовый узел
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли
  • петля

Петли этого узла а топах мачт парусных кораблей служили для крепления бакштагов, которые ввязывали в них шкотовым узлом свободные концы узла связывали прямым узлом и таким образом получали третью петлю, которую использовали для крепления штага. Один узел одновременно крепил три части стоячего такелажа.

admin

Фламандская петля
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли
  • петля

Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти нс ослабляет прочность троса, Применяется для крепления струн музыкальных инструментов и для других целей.

Комментарии: 1

admin

Топовый узел
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли

Он также применялся на топах мачт парусных кораблей вместо бугелей с обухами (кованых колец со скобами) для крепления бакштагов и штага. Этим узлом пользовались для крепления временных оттяжек при установке мачт и забивке свай,

По-английски название этого узла «Shamrock Knot”, что обозначает трилистник (заячья капуста или кислица), который является эмблемой Ирландии. Узел можно применить на берегу для крепления флагштоков и антенных мачт, деревьев-саженцев и пр. Если у вас есть кувшин, горлышко которого имеет более-менее большой выступ, с помощью топового узла можете сделать к нему удобную ручку.

Комментарии: 4

admin

Совершенная петля
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли
  • петля

Узел, которым вяжется эта неподвижная петля на конце троса, прост, надежен не скользит даже на самой тонкой синтетической леске. Совершенная петля очень популярна за рубежом у рыболовов.

admin

Рыбацкая петля
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли
  • петля
  • тросы

Нередко ее называют английской петлей или рыбацким огоном. Ее можно завязать как на конце, так и на середине троса. При затягивании узлы нужно сблизить. Эта петля широко применяется рыболовами. Моряки используют ее вместо фабричного огона при обрыве швартовного троса и в тех случаях, когда необходимо надежно закрепить трос за какой-либо предмет.

На эту статью пришёл комментарий и фото (от Игоря Яндо):

Интересно, что схема слева вверху приводит как к завязыванию Рыбацкой петли (если разнести два узла, получающиеся в процессе затягивания), так и к завязыванию узла, носящего название Бабочка (если завязать узел, как указано на схеме, и просто потянуть за оба конца веревки).

admin

Жилковая петля
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли
  • петля
  • рыбалка

Если, завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом сделать дополнительный шлаг, то получится петля, которую развязать будет уже чуть-чуть легче (здесь и далее на схемах крестом обозначена рабочая петля). Она применяется для тонких рыболовных лесок.

admin

Ездовая петля
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли
  • петля

Так же, как и бурлацкая, ездовая петля рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса. Она вяжется более сложным способом, чем бурлацкая петля, но зато более прочна и надежна.

Комментарии: 1

admin

Дубовая петля
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли
  • петля

Это самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе. Существенный ее недостаток состоит в том, что узел на конце троса сильно затягивается и петлю очень трудно развязать.

admin

Двойной беседочный узел
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли

Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками.

В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла.

admin

Бурлацкая петля
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли
  • петля

Английские моряки называют ее упряжковой петлей или пушкарским узлом. Видимо, моряки заимствовали ее у артиллеристов, которые применяли этот узел в тех случаях, когда на крутых горных дорогах или на бездорожье им приходилось в упряжку впрягать дополнительных лошадей или солдат. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Правда, перед тем как к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкой тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользит вдоль троса.

admin

Боцманский узел
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли

Этот старинный морской узел иногда называют “испанским беседочным”. Он так же, как и двойной беседочный, служит для подъема человека наверх или для опускании его с высоты.

Пользуясь боцманским узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держатся за трос. Этим узлом можно поднять (или опустить с высоты) потерявшего сознание человека. Чтобы он не вывалился из двух петель, на его груди дополнительно завязывают ходовым концом троса один или два полуштыка.

admin

Беседочный узел
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”. В нашем морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску — платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наостренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса “булиневым узлом” (The Bowline Knol), или просто “булинем”.  

admin

Южный Крест
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли

Такое романтическое название этому узлу дали моряки далекого прошлого. Иногда его называют “морским крестом”. По своей сущности это тоже топовый узел, но другого способа вязки и принципа. Если вытянуть три петли узла, то он по форме окажется крестом (отсюда и название). Этот узел применялся раньше для тех же целей, что и топовый узел.

Комментарии: 2

admin

Хонда
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли

Археологические находки свидетельствуют, что этот способ завязывания петли один из древнейших. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах Земли таким способом прикрепляли тетиву к луку.

Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выскользнуть из петли узла.

“Хонда” — это американское название такой петли. До сих пор ею пользуются для вязки лассо ковбои Мексики и южных штатов США.

admin

Травяная петля
  • морские узлы
  • незатягивающиеся петли
  • петля

Это еще одна разновидность незатягивающейся одинарной петли. Ее вязку следует начинать с простого узла. Свое название она получила от названия узла, которому она соответствует.

Комментарии: 1

admin

морские узлы — школа жизни ру

Безопасность! Безопасность ! Безопасность !‎ > ‎Религиозная безопасность‎ > ‎Изучение ОБЖ в школе‎ > ‎Туризм в школе‎ > ‎узлы‎ > ‎

Мы ежедневно вяжем узлы.
Можно сказать, с них начинается наш день: мы завязываем шнурки ботинок,
галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем верёвкой вещи и
снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы —
на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях.

Одним словом, верёвка (шнур, канат) была и
остаётся важным средством в руках человека. В наши дни даже в космосе
люди не смогли обойтись без верёвки, (это был особый синтетический
трос): она применялась в виде страховочного фала при выходе космонавтов
из корабля в космическое пространство. Для каких бы нужд ни применялась
верёвка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хитроумных
переплетений, связок и петель. Как только мы берём в руки верёвку, мы
тут же начинаем думать, как её завязать.

Существует немало профессий, работа в которых
связана с вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника,
портного. Умение завязывать узлы для них — операция исключительной
важности, и они выполняют её великолепно.
Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального
моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза и
дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника,
пожарного. Эти профессии требуют умения вязать особые, необходимые для
них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки
берут верёвку.

Два слова о ловкости, которую проявляют умельцы
при вязке узлов. Как утверждает «Книга рекордов мира», издаваемая
ежегодно английской пивоваренной фирмой «Гиннесс», по скорости вязки
узлов чемпионом является некий Клинтон Бэйли, американец из города
Пасифик-Сити в штате Орегон. В апреле 1977 года на соревнованиях лиги
любителей вязки узлов он за 8,1 секунды завязал шесть узлов — прямой,
шкотовый, «баранью ногу» (колышку), выбленочный, беседочный и штык с
двумя шлагами.

Но, как это ни удивительно, девять из десяти
сегодняшних жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше
профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более
наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и
умеют завязывать (хотя и не всегда надёжно и красиво) шнурки ботинок,
галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две верёвки, привязать
верёвку к столбу или сделать на верёвке затягивающуюся петлю, они этого
надёжно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трёх
отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который
запомнили ещё в детстве: пол-узла и ещё пол-узла. Завязанный таким
образом узел слаб и даже опасен. Надёжность его нисколько не
увеличивается, если добавляют ещё один полуузел сверху двух.
Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку (едва не удушив её), если у
нас нет под рукой ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем прикрепить
лодку к свае или рыму на причале, не знаем, как надёжнее прикрепить к
тросу якорь…
Большинство из нас не умеет завязывать простой и надёжный узел, который
в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда
люди видят надёжно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают:
«О! Завязано морским узлом!»

Однако в наше время технический прогресс и на
флоте свёл к минимуму потребность в узлах и во всевозможных ручных
поделках на тросе. Матрос современного торгового судна или военного
корабля в своей работе обходится десятком (может быть двумя) узлов.
Почему же моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого?
Почему оказались забытыми узлы, которые ещё могут неплохо послужить им,
как и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, пожарным,
яхтсменам и туристам?

Среди пожелтевших, хрупких страниц старинных
морских книг живут забытые нами морские узлы. Их причудливые названия
режут слух и даже сбивают с толку нашего морского современника. Но в
этих узлах таится мудрость многих предыдущих поколений моряков всех
стран, эти узлы воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и
надёжности.

Просматривая старинные отечественные руководства
по морскому делу и сравнивая их с нашими современными учебниками и
пособиями по эксплуатации морского торгового флота, невольно замечаешь,
что незамысловатый ограниченный перечень морских узлов в них не
меняется и их схемы и рисунки уже более столетия «кочуют» из книги в
книгу. Многие эти схемы и рисунки воспроизведены с искажением и даже с
ошибками, а некоторые рекомендации по применению узлов уже давно
устарели в связи с внедрением в эксплуатацию синтетических тросов и
вводом новых норм и требований по безопасности судовых работ.

Задумав написать эту книгу, автор отобрал из
своей коллекции почти полторы сотни наиболее интересных и полезных для
применения в морском деле и в быту узлов. Около ста из них ни разу не
были опубликованы в отечественной литературе. Очевидно, они
заинтересуют не только моряков и рыбаков, но и яхтсменов, альпинистов,
строителей, пожарных и людей других профессий, чья деятельность связана
с применением верёвок и тросов. Наверняка многие из этих узлов
понравятся рыболовам-любителям.

Беседочный узел или булинь

Незатягивающаяся петля. Применим почти во всех
случаях работы с тросами в морской практике. Считается самым лучшим
узлом. Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что
название «беседочный узел» происходит от глагола «беседовать» или от
существительного «беседка». В нашем морском языке название этого узла
произошло от «беседки», но не от обычной, а от морской беседки, которая
представляет собой небольшую деревянную доску — платформу, служащую для
подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных
или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному
тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе
его название булинь. Оно произошло от английского термина «булинь»,
обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину
нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса
«булиневым узлом», или просто «булинем». На этом узле есть смысл
остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у всех,
кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых
удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи
свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и
финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Далеко не каждый морской узел
сравнится с ним в количестве положительных свойств, которым он
обладает. Учитывая сферу его применения и отличные качества, беседочный
узел по праву удостоен в огромной династии морских и неморских узлов
королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его
ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного
конца. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит
в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и
прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают
беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто
вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается «намертво», не
портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и
легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного
узла — это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки
при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во
время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно
вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно
служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания
двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного
троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы
вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух
тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и
манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым
надежным. Его можно применять для швартовки и для крепления троса к
гаку. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее
простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро
завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать
одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 — 3
секунды. Научиться этому совсем не трудно. Возьмите коренной конец
троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг
своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его
конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть
возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея
коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней
ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и
вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она
целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг
натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным
пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно
просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой
конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз
подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или
с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за,
бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не
сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей
талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы
можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу.
Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать
беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль
ослабленной коренной части троса.

Кинжальный узел

Предназначен для связывания двух тросов. В
зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из
лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень
сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее
всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры
цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго
троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и
вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец
второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и
ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел
затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны.
Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних
петель.

Плоский узел

Предназначен для связывания двух тросов. Можно
связывать даже стальные троса, сам проверял. Он издавна считался одним
из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им
связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь
переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и
не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка,
приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия
нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла
заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает
возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей,
на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих
шлагов. В морской практике существует два варианта вязки этого узла:
незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным
или полуштыками на их концах (а) и без такой прихватки, когда узел
затягивается (б). Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде
его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не
меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается,
когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания
более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем
одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский
узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не
перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел
некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит
прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель,
охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь
пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному
существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика
показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по
принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под
и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а
некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для
сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых
тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть
изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества.
Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо
ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и
связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных
отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную
службу и не подведет. Этот морской узел незаменим для связывания двух
тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие,
например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса
тяжелого грузовика).

Фламандский узел

Предназначен для связывания двух тросов. Это один
из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для
соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Фактически это та же
восьмерка, завязанная двумя концами. существует два способа вязки этого
узла. Сначала на конце одного из связываемых вместе тросов сделайте
восьмерку. Навстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец
второго троса и повторите фигуру 8, завязанную на первом тросе. После
этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно
начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для
окончательной затяжки узла тяните за коренные концы тросов (см.рис.).
Чтобы соединить два троса фламандским узлом вторым способом, ходовые
концы связываемых тросов положите параллельно навстречу один другому
так, чтобы они примерно по длине одного метра касались друг друга. На
этом месте двумя сложенными вместе тросами завяжите восьмерку. При этом
вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким
ходовым концом одного из тросов и длинный коренной. Именно в этом и
состоит неудобство второго способа вязки фламандского узла. Соединение
двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел, даже
будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко
развязать. Кроме того, он обладает превосходным качеством — не скользит
в надежно держит на синтетической рыболовной леске.

Фламандская петля

Незатягивающаяся петля. Завязанная восьмеркой на
сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко
развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для
вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет
прочность троса. Применяется для крепления струн музыкальных
инструментов и других целей.

«Восьмерка»

Предназначена для утолщения троса. Этот узел
считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других,
более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он
изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на
конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие
от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда
можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец
троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся
петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя
же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра
или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих
концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба
отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по
восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским
санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем
завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн
к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных
инструментов.

Фаловый узел

Предназначен для крепления троса к предмету. На
парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и
нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте
принадлежал парус, он принимал название «грот-марсель» на грот-мачте,
или «фок-марсель» на фок-мачте. Снасть, которой поднимали реи этих
парусов, назывались грот-марса-фал и фок-марса-фал. К рею эти снасти
прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается
надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу в нашем быту.

Простой штык с двумя шлагами

Предназначен для крепления троса к предмету.
Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от простого
штыка со шлагом — дополнительный третий шлаг. Он увеличивает прочность
узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг.
Применение этого узла для крепления троса к гаку — весьма надежный
способ.

Удавка

Предназначена для крепления троса к предмету.
Чаще всего к дереву. Лет сто назад в парусном флоте без этого узла
выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо. Удавка с
полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для
подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр. Ею
обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки
цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы.
Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов,
марса-гитовых и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для
быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления
швартова за береговой пал. Этот проверенный многовековым опытом на море
узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют
лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла «лесной
узел» или «бревенчатый узел». Удавка с полуштыками — надежный и очень
прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг
поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх
коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того
как петля обнесена ходовым концом 3 — 4 раза, его выводят из петли и в
сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время ее очень
легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается. Чтобы без
риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или
тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые
такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись
растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для
этого необходимо уметь правильно завязать этот узел. Его всегда нужно
вязать немного в сторону от середину бревна (трубы). Выведя ходовой
конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца
поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка.
Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как
коренной конец снасти уже закреплен (б). Слабина троса между удавкой и
полуштыками перед подъемом должна быть выбрана. Подняв предмет краном,
его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место.
Всегда следует, помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым
подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и
то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их следует укладывать
по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков
считается опасным.

Рыбацкий штык

Якорный узел. Предназначен для крепления троса к
предмету. Чаще всего к якорю. Один из наиболее ответственных случаев
применения узла в морском деле — это привязывание якорного каната к
якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели
не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный
многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех
стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе
якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с
простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух
полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет.
Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой
конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге,
рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело
применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены
сильной тяге.

Затягивающаяся удавка

Затягивающаяся петля. Предназначена для крепления
троса к предмету. Этот узел также называют эшафотным или «висельным»
узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском
деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде
предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на
берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом,
как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может
выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается
надежнее. На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов
и марса-гитовых и других снастей в случаях, когда нужно было иметь эти
концы готовыми к отдаче. Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в
виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз
ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю,
обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают
в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если
потянуть за коренную часть троса. Этот мрачный узел можно неплохо
использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его
вязки удобно хранить, в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел
без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную
тяжесть. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением
опустите его в воду.

Стопорный узел

Предназначен для увеличения диаметра троса для
предотвращения выскальзывания из блока. При выполнении различных
судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать
находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого
троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать.
Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой
конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, потом делают
еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и
второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку,
делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки
или закрепляют «под себя».

Прямой узел

Предназначен для связывания двух тросов.
Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три
тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и
римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым
узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди
передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для
сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два
полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны.
Это обычный самый простой способ его вязки (рис.а). Моряки, которые
этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания
тросов, применяют другой способ вязки (рис.б). Ткачи, которые применяют
прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его
по-своему, особым, удобным им способом (рис.в). При больших нагрузках
на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно
затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так
затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать». Прямой
узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за
1 — 2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на схеме (г).
Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно
потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После
этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал
из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку
возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и
сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец
А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и
указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел
развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в
разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью
утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы
возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец
В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а
оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом
прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за
коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не
следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой
надо и дергать за один из его ходовых концов.

Рифовый узел

Быстроразвязывающийся узел. Предназначен для
связывания двух тросов. Свое название он получил от слова «риф-штерт» —
небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, который «брали
рифы» т.е. связывал подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику
часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. На больших
парусных судах с прямым вооружением рифы брали с помощью риф-сезней —
плоских концов троса, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к
риф-лееру. Риф-штерты связывались с таким расчетом, чтобы в любую
минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят
моряки, «раздернуть». Для этой цели и применялся рифовый узел. В
морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых
чехлов спасательных шлюпок, лебедок, компасов и других, приборов на
верхнем ходовом открытом мостике. Этот узел известен в обиходе под
названием «узел с одним бантиком». 0н знаком всем, многие завязывают им
шнурки на ботинках. В принципе это простой и полезный узел.

Португальский булинь

Незатягивающаяся двойная петля. Аналогичен
простому булиню. Применяется в тех случаях, когда нужно завязать на
одном конце две петли.

Описания всех узлов взяты из книги Льва Скрягина «Морские узлы».

Фото узлов с сайта katamaran.ru

Удачи!

Владислав Носырев

Терминология завязывания узлов – SCOUT PIONEERING


Следующий текст принадлежит Адольфу Э. Пешке и представлен в издании 1998 г. брошюры о знаке отличия за заслуги перед первопроходцами:

Перед тем, как начать изучать новые узлы, вам необходимо знать некоторые основные термины, используемые при завязывании узлов. Вы должны ознакомиться с этими терминами и использовать их, когда будете учиться завязывать различные узлы.

Ходовой конец и стоячая часть. Это два наиболее распространенных термина, используемых при завязывании узлов. ходовой конец — это конец веревки, который используется для завязывания узла. Этот конец иногда называют рабочим концом . Остальная часть веревки — это стоящая часть .

Постоянная часть и ходовой конец

Петля сверху. Петля сверху образуется, когда петля сделана таким образом, что ходовой конец веревки находится сверху опорной части. Таким же образом его можно сформировать в любом месте вдоль стоячей части веревки.

Нижняя петля. А Подручная петля образуется, когда ходовой конец каната помещается под стоящую часть каната.

Петли сверху и снизу

Bight. Удлинение образуется путем сгибания веревки в форме буквы U. середина). Длина бухт может варьироваться от нескольких дюймов до нескольких футов. У бухты не обязательно должен быть крутой изгиб. Он может быть «открытым» (как показано справа). В этом случае ходовой конец веревки находится рядом со стоячей частью веревки, но не пересекается (что могло бы образовать петлю сверху или снизу).

Бухта

Сделай ход. Термин «повернуть» означает обмотать веревку вокруг перекладины или стойки так, чтобы она продолжала двигаться в том же направлении. Возникающее при этом трение даст вам сцепление с колом или перекладиной, что поможет удерживать натяжение лески. Это также дает лучший контроль при взятии или освобождении линии.

Круглый. Чтобы сделать круговой оборот , полностью оберните веревку вокруг лонжерона и проведите ходовой конец назад вдоль стоячей части веревки. Круговой поворот дает вам еще большее сцепление с натяжением лески и является основой для завязывания нескольких узлов, как при круговом повороте с двумя полузацепками.

«Поворот и круговой поворот»

Далее следует глоссарий терминов, связанных с завязыванием узлов, большая часть которых была взята из Списка терминологии узлов Википедии:

Изгиб — Изгиб — это узел, используемый для соединения двух отрезков веревки. .

Бухта – Бухта имеет два значения при вязании узлов. Это может означать либо любую центральную часть веревки (между стоячим концом и рабочим концом), либо дугу в веревке шириной не менее полукруга. В любом случае бухта — это отрезок веревки, который не пересекается сам с собой. Узлы, которые можно завязать без использования рабочего конца, называются узлами  на бухте .

Связывающий узел – Связывающие узлы представляют собой узлы, которые либо стягивают один объект, либо плотно скрепляют два объекта. Порка, захват и порка служат той же цели, что и завязывание узлов, но содержат слишком много обертываний, чтобы их можно было правильно назвать узлом. В завязывающих узлах концы веревки либо соединяются вместе, либо подворачиваются под витки узла.

Опрокидывание – Опрокинутый узел деформировался в другую структуру. Хотя опрокидывание иногда является результатом неправильного завязывания или неправильного использования, в некоторых случаях это также может быть сделано целенаправленно для укрепления узла 9. 0006

Декоративный узел — Декоративный узел — это любой эстетически приятный узел. Хотя это не обязательно так, большинство декоративных узлов также имеют практическое применение или произошли от других хорошо известных узлов. Декоративное вязание узлов — одно из древнейших и наиболее распространенных народных искусств.

Правка – Правка узла – это процесс укладки узла таким образом, чтобы улучшить его характеристики. Перекрещивание или распутывание веревки определенным образом, в зависимости от узла, может увеличить прочность узла, а также уменьшить его заклинивающий потенциал.

Колено – Колено относится к любым двум соседним пересечениям веревки. Колено создается, когда в петле делается дополнительный поворот. Например, при завязывании узла «бабочка».

Отщеп — Отщеп означает любое количество витков в скрученной веревке. Точно так же расщепить веревку означает смотать ее.

Frap — Fraps представляет собой набор петель, намотанных перпендикулярно вокруг витков ремня для затягивания.

Фрикционная сцепка  – Фрикционная сцепка – это узел, который прикрепляет одну веревку к другой таким образом, что положение узла можно легко отрегулировать. Иногда фрикционные сцепки называют скользящими узлами. Они часто используются в альпинистских приложениях. Хорошими примерами фрикционной сцепки являются Rolling Hitch и Prusik.

Сцепка — Сцепка — это узел, который прикрепляет веревку к какому-либо объекту, часто к кольцу, поручню, рангоуту или стойке.

Блокирующий узел – Блокирующий узел – это любой узел, который после использования становится очень трудно развязать. Узлы, устойчивые к заклиниванию, называются незаклинивающими узлами.

Крепление – Крепление представляет собой набор веревок, используемый для жесткого скрепления двух или более предметов.

Петля – Петля является одной из основных структур, используемых для завязывания узлов. Это полный круг, образованный путем пропускания рабочего конца веревки через себя.

Узел-петля – Узел-петля – это тип узла, который образует фиксированную петлю. Он создается либо при привязывании конца веревки к собственной стоящей части, либо при завязывании петли в петле веревки. В отличие от сцепки, петлевой узел создает на веревке фиксированную петлю, которая сохраняет свою структуру независимо от того, прикреплена она к объекту или нет. Другими словами, петлевой узел можно снять с предмета, не теряя его формы.

Петля — Петля может относиться к любой скользящей петле, в которой петля затягивается при натяжении. Разомкнутая петля — Разомкнутая петля — это изгиб веревки, напоминающий полукруг, в котором ноги не соприкасаются и не перекрещиваются. Ножки открытой петли сведены уже, чем в бухте. Захват — Захват — это узел, который связывает два куска веревки рядом друг с другом, обычно для образования петли. Структура заеданий аналогична найтовам.

Завязка – Завязывание узла – это процесс его затягивания. Неправильная настройка может привести к снижению производительности некоторых узлов.

Проскальзывающий узел — Проскальзывающий узел — это любой узел, который развязывается при потягивании за конец. Таким образом, завязывание соскользнувшего узла облегчает его развязывание, особенно когда узел склонен к заклиниванию.

Сращивание – Сращивание веревки – это метод соединения двух веревок путем раскручивания и повторного переплетения прядей веревки.

Неподвижный конец – Неподвижный конец (или стоячая часть) веревки – это часть, не задействованная при завязывании узлов. Это часть, противоположная рабочему концу.

Стопорный узел — Стопорный узел — это тип узла, завязываемого для предотвращения проскальзывания веревки через втулку или в качестве временного хлыста.

Порка – Порка представляет собой связывающий узел, завязываемый на конце веревки для предотвращения ее распускания.

Рабочий конец – Рабочий конец (или рабочая часть) веревки – это часть, активная при завязывании узлов. Это часть, противоположная стоячему концу. (Рабочий конец — это другое название рабочего конца.)

Нравится:

Нравится Загрузка…

Полное руководство по петлям-бабочкам

Делиться:

6 апреля 2021 г.

Мартини Буроу

Альпийская петля-бабочка, также известная как петля обходчика, наездник обходчика и узел-бабочка, представляет собой симметричную петлю, созданную посередине веревки. Сегодня мы обсудим множество способов использования петли «бабочка», как завязать петлю «бабочка» и какая веревка лучше всего подходит для создания прочной и надежной петли «бабочка».

Для чего используется альпийская петля-бабочка?

Альпийская петля-бабочка выдерживает нагрузку в любом из трех направлений по отдельности или вместе. Его относительно легко развязать после погрузки, а его симметричная конструкция делает его относительно легким для осмотра. Чаще всего альпийская петля-бабочка используется для:

Альпинизма

Альпийская петля-бабочка чаще всего используется альпинистами, что показывает, что ей можно доверять в ситуациях жизни или смерти. Он используется специально для привязки среднего альпиниста при путешествии втроем к альпинистской веревке.

Применения для воды

Петля-бабочка также чрезвычайно полезна, когда вы пытаетесь удержать группу вместе во время плавания по рекам или озерам. На изображении ниже изображена петля-бабочка, завязанная с помощью вспомогательной веревки SGT KNOTS 1/4 дюйма, прочной, но мягкой веревки, которую легко завязывать и которая обладает плавучестью для легкого извлечения. Используйте эту веревку с некоторыми карабинами, чтобы ее было легко отсоединить и снова прикрепить.

Спасательные работы

Альпийская петля-бабочка незаменима при спасении на воде, поскольку рабочим нужны нескользящие петли в середине веревки для крепления карабинов и точек крепления других строп.

Quick Fixes

Альпийская петля-бабочка также может использоваться для изоляции поврежденного или изношенного участка веревки. Имейте в виду, что этот поврежденный участок веревки никогда не будет использоваться в качестве несущей петли.

Недостатки петли Alpine Butterfly

Как и большинство узлов, петля Alpine Butterfly имеет свои недостатки. Например, петлю «бабочка» может быть трудно завязать вокруг твердого кольца или подобного предмета, а неправильное завязывание или «ложная бабочка» может привести к узлу, который выглядит как узел «бабочка», но не имеет тех же преимуществ и в конечном итоге может быть небезопасным в использовании.

Как завязать петлю в виде альпийской бабочки

Шаг 1: Дважды оберните веревку вокруг руки.

Шаг 2: Оберните верхнюю петлю под двумя другими.