Запорная арматура для газопроводов: Газовая запорная арматура | Группа ПОЛИПЛАСТИК
Содержание
Надежность кроется в деталях — Технологии
До недавнего времени запорную арматуру на линейной части трубопроводов надлежало размещать на расстоянии, определяемом расчетом, но не более 30 км. Долгие годы трубопроводную арматуру рассматривали как технологическое устройство обеспечивающее исключительно безопасность функционирования магистральныхз газопроводов и компрессорных станций при эксплуатации и проведении ремонтов.
После того, как газ стал реальным энергетическим рыночным товаром и его значительные потери из-за несвоевременного перекрытия линейной части магистральных газопроводов из-за неудовлетворительной работы трубопроводной арматуры стали наносить значительный экономический ущерб Газпрому, требования к уровню эксплуатации трубопроводной арматуры резко возросли.
Это не замедлило сказаться на разработке новых нормативных материалов по эксплуатации и диагностированию трубопроводной арматуры, а также установлению предельного времени перекрытия трубопроводной арматуры при разрыве газопровода (технологического или в результате банального воровства газа). Практически на всех магистральных газопроводах в настоящее время обеспечена технологическая возможность дистанционного управления линейной трубопроводной арматурой. Следует заметить, что термины «трубопроводная арматура» и «запорная арматура» в нормативной литературе, в частности, в ПЭ магистральных газопроводах, имеют одинаковый смысл.
Технический уровень оборудования определяется, в основном, его надежностью, степенью автоматизации, а также экономичностью и эффективностью. Трубопроводная арматура является восстанавливаемым объектом, подвергающимся техническому обслуживанию и ремонту. Как и все эксплуатируемое на магистральных газопроводах технологическое оборудование трубопроводная арматура подвергается диагностическому обследованию. Иными словами, поддержание запорной арматуры в работоспособном состоянии требует определенных трудозатрат, как эксплуатационного персонала, так и подрядных организаций. В связи с этим степень автоматизации определяется долей трудоемкости автоматизированных операций от полной трудоемкости операций сбора, преобразования, передачи, распространения информации и управления. Степень автоматизации всегда меньше единицы и чем она выше, тем более совершенным является технологическое оборудование, т.е. конструктивно оно выполнено так, что все трудозатраты для обеспечения нормального функционирования запорной арматуры сводятся к минимуму.
Особенность функционирования трубопроводной арматуры заключается в том, что на линейной части она находится в режиме ожидания, который по условиям режима работы магистральных газопроводов может длиться более года. И когда дистанционно поступает команда на закрытие крана он должен, по своему техсостоянию, перекрыть газопровод. Удовлетворительное техническое состояние трубопроводной арматуры определяется регулярным техобслуживанием и выполнением диагностического обследования все результаты которого заносятся в журнал техобслуживания трубопроводной арматуры.
Для обеспечения работоспособности трубопроводной арматуры, в соответствии с ПЭ МГ затворы линейной запорной арматуры многониточных газопроводов полностью переставляют в положение «закрыто»-«открыто» два раза в год: при подготовке объектов к осеннее-зимнему и весеннему периоду эксплуатации. Краны узлов подключения компрессорных станций (обводного, входного и выходного газопроводов) переставляют один раз в год при плановой остановке цеха.
Общий срок службы трубопроводной арматуры составляет не менее 30 лет (есть газопроводы, в которых запорная арматура служит около 50 лет), а уплотнения из мягких материалов (резины, фторопласта и т.п.) и уплотнений затвора и корпуса по сопряжению «металл по металлу» — 15-20 лет. Для восстановления работоспособности уплотнений (и соответственно крана) в них регулярно через подводящие каналы набивают смазки, пасты. Наличие пасты в уплотнительных узлах арматуры и в подводящих каналах позволяет, как минимум в два раза, продлить срок службы арматуры, сократить (или полностью исключить) потери транспортируемого продукта, повысить безопасность эксплуатации и обеспечить экологическую чистоту объектов.
Особенно остро при эксплуатации магистральных газопроводов стоит проблема обеспечения герметичности кранов и она может обостриться при выполнении плановых в соответствии с п. 5.7.18 ПЭ МГ перестановок кранов в присутствии эксплуатационного персонала в независимости от наличия телеуправления. Здесь технологически разумно (один раз в год) использовать для набивки уплотнения крана специальную пасту ООО «Орггазнефть» (г. Москва), как имеющую значительный ресурс и при этом существенно ниже стоимости подобных зарубежных паст. Эта паста уплотнительная конденсатостойкая 131-435 КГУ вошла в реестр материалов, разрешенных к применению в Газпроме в соответствии с п. 5.17.11 ПЭ МГ.
Использование таких специальных паст следует рассматривать как техническое решение по временному (и неоднократному) восстановлению герметичности кранов. Это относится к тем кранам, в которых конструктивно предусмотрена набивка уплотнительных материалов. Вырезка негерметичных кранов больших диаметров может быть перенесена на неопределенный срок при использовании уплотнительных паст Орггазнефть. Такой подход обеспечивает также необходимую экономическую эффективность работы.
При продлении срока безопасной эксплуатации магистральных газопроводов возник вопрос о продлении этого срока и для запорной арматуры. Опыт проведения компаний Орггазнефть экспертизы промышленной безопасности магистральных газопроводов в разных регионах страны с 2003 по 2011 гг. показал, что при продлении срока безопасной эксплуатации последних запорная арматура ни как не лимитирует проведение ЭПБ. Проблема только в устранении протечек газа больше допустимых норм для классов герметичности по ГОСТ 9544-2005 или негерметичности по отношению к внешней среде вследствие износа уплотнительных элементов. Этот недостаток легко устраняется применением уплотнительных паст (смазок) и его можно применять неоднократно.
Следует отметить, что Газпром резко ужесточил требования к техническому обслуживанию трубопроводной арматуры и выполнение этих работ в газотранспортных компаниях организовывают и контролируют группы запорной арматуры инженерных центров.
В настоящее время требования к качеству проведения техобслуживания и регламентных работ по трубопроводной арматуре достаточно полно отражены в государственных и отраслевых нормативных документах: СНиП 2.05.06-85; Правила эксплуатации МГ. СТО Газпром 2-3.5-454-2010; Порядок проведения технического обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры. СТО Газпром 2-2.3-385-2009; Методика оценки ресурса запорно-регулирующей арматуры магистральных газопроводов. СТО Газпром 2-4.1-406-2009; Национальный стандарт ГОСТ Р 54808-2011 «Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов». Введен в действие с 01 июля 2012 г. взамен ГОСТ 9544-2005 «Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов».
КРАН ШАРОВОЙ
DN
400 PN
8,0 МПа
АЗТПА, Россия
Статья «Надежность кроется в деталях» опубликована в журнале «Neftegaz. RU» (№8, 2012)
Запорная арматура на газопроводах – Энциклопедия домовладельца
В качестве отключающих устройств с ручным управлением на газопроводах жилых домов используют краны. Кран — это тип запорной арматуры, у которой запирающий элемент имеет форму тела вращения, которое поворачивается вокруг собственной оси. Кран состоит из двух основных деталей: неподвижной корпуса и вращающейся пробки, которая имеет сквозное отверстие. Для полного открытия или закрытия пробку поворачивают на 90°. В шаровых кранах пробка имеет сферическую форму, в конусных форму усеченного конуса.
Для открытия и закрытия кранов с большим условным проходом приходится прилагать значительные усилия, поэтому на внутренних газопроводах краны применяют при условном проходе до 50 мм включительно. Корпуса кранов имеют муфтовое исполнение. Краны устанавливаются с использованием сгонов, сборка и особенно разборка такого соединения при условном проходе 32 мм и более требует значительных усилий.
Для обеспечения герметичности как самого крана (чтобы он не давал утечку в атмосферу), так и герметичности перекрытия необходимо, чтобы пробка была плотно прижата к корпусу. В зависимости от того, как регулируется посадка пробки в корпусе, конусные краны подразделяются на натяжные, сальниковые и пружинные.
Натяжной кран 11чЗбк (рис.44) состоит из корпуса и конусной пробки, заканчивающейся хвостовиком с резьбой. На хвостовик наворачивается натяжная гайка. Между гайкой и пробкой установлена шайба, в которую упирается гайка при затяжке.
Контргайка фиксирует усилие затяжки. Торец пробки имеет квадратную форму, на него надевается ключ, которым поворачивают пробку. На торце имеется риска, положение которой совпадает с положением отверстия в пробке. Если риска направлена вдоль крана — он открыт, поперек крана — закрыт. Материалом для изготовления натяжных кранов служат чугун или латунь. Чугунные краны имеют серьезный недостаток: у них даже от незначительных усилий отламывается хвостовик, полому подтягивать натяжную гайку надо осторожно. Пробка крана притирается к корпусу индивидуально, поэтому при поломке хвостовика приходится менять весь кран. Область применения натяжных кранов ограничена. Их разрешается применять на газопроводах с низким давлением газа.
Сальниковый кран состоит из корпуса и конусной пробки, которая прижимается к корпусу при затяжке сальника. Для сальникового уплотнения сначала использовалась пеньковая набивка, позднее — фторопластовые кольца.
Пружинные краны 11Б12бк (рис.45) применяются только на газопроводах с низким давлением газа, они имеют условный проход 15 и 20 мм. Пробка к корпусу прижимается пружиной. Чем глубже в корпус вкручена крышка, тем сильнее пружина прижимает пробку к корпусу. На нижней поверхности крышки имеется шлиц для се вращения. Пробка поворачивается ручкой. Если ручка расположена вдоль крана — он открыт, поперек крана — закрыт.
В настоящее время чаще всего используют шаровые краны (рис.46), которые имеют пробку в форме шара. Герметичность пробки обеспечивается двумя уплотнительными кольцами со сферической поверхностью из фторопласта. Корпус крана состоит из двух частей, которые собираются на резьбе. Ручка фиксируется в двух положениях — открытом и закрытом.
Диаметр отверстия в пробке равен внутреннему диаметру газопровода, поэтому шаровой кран создает меньшее сопротивление потоку в сравнении с конусными кранами. Фторопластовые кольца обеспечивают высокую герметичность запорного устройства. Шаровые краны долговечны, они выдерживают более 10 тысяч циклов открытия и закрытия, не требуют смазки в процессе эксплуатации.
При монтаже кранов на «жестком» соединении (трубой) сгон устанавливается по ходу газа после них. Кран монтируется так, чтобы ось пробки была параллельна стене, установка упорной гайки в сторону стены не допускается. Газопровод к плите можно прокладывать на уровне присоединительного штуцера. При этом кран устанавливают на расстоянии не менее 0,2 м сбоку от плиты. При верхней разводке кран устанавливается на опуске на высоте 1,5-1,6 м от пола.
После 2003 г. при газификации домов краны на газопроводах многоквартирных жилых домов устанавливались в соответствии с действовавшим СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы»:
- для отключения стояков выше 5 этажей. Этот кран (1) располагается на наружном газопроводе (кран на вводе). Также кран на вводе устанавливается для отключения частных жилых домов:
- перед счетчиками (2), если для отключения счетчика нельзя использовать кран на вводе;
- перед каждым газовым прибором (3).
Схема установки кранов
В существующих домах, построенных до 2003 г., краны устанавливались:
- на вводе газопровода в каждый подъезд;
- на каждом стояке;
- перед каждым газовым прибором.
Кран для отключения подъезда может располагаться вне подъезда, на наружном газопроводе. Существуют схемы прокладки газопроводов, при которых такой кран размещается внутри подъезда. Краны для отключения стояков размещаются в подъезде. Недостатком размещения газопровода и кранов в подъезде являются возможные утечки газа из разъемных соединений, что может привести к появлению в замкнутом объеме взрывоопасной концентрации газа.
Если в существующем здании устанавливается счетчик, перед ним также устанавливается кран. На наружном газопроводе, на вводе в подъезд могут быть продувочные пробки условным проходом не более 25 мм, которые служат для освобождения газопровода от воздуха при пуске газа.
Арматура газова. Різновиди та функції. Статті компанії «ТОВ «НКП «ДНІПРО»»
Газ необхідний і в побутовій сфері, і в промисловій. Без блакитного палива не обійтися: опалення, виробництво електроенергії, пальне для транспорту та сировина для хімічних підприємств. Газ по праву вважають головним джерелом енергії в життєдіяльності людей. Щоб доставляти газ вчасно і безпечно, використовують газову арматуру.
Арматура газова. Різновиди та функції
Завдяки арматурі газ транспортується по трубопроводу і розподіляється між споживачами. А газове обладнання регулює обсяг подачі газу і змінює напрямки його потоків.
Існує 2 основні величини, що характеризують газову арматуру (у тому числі запірну):
— умовний тиск (найбільше тиск при t=20°, що гарантує тривалу експлуатацію трубопроводу; позначається PN або Ру)
— умовний прохід (показник, який описує розмір з’єднуються елементів обладнання і трубопроводу).
По виконуваних функцій газова арматура підрозділяється на:
1. запірну газову арматуру
(необхідна для періодичного включення/відключення приладів та дільниць газопроводів; являє собою вентилі, крани, засувки)
2. регулюючу газову арматуру
(необхідна для зміни або підтримування тиску в заданому діапазоні; для цього використовуються заслінки, шибери і т. п.)
3. запобіжну арматуру
(необхідна для того, щоб тиск газу не перевищувало допустимих меж; такими функціями оснащені клапани СППК)
4. отсечную і аварійну газову арматуру
(необхідна для аварійного відключення приладів або ділянок трубопроводів у разі порушень; прикладом такої арматури є запірно-запобіжні клапани)
5. газову арматуру зворотної дії
(необхідна для блокування зворотного газового потоку)
6. арматуру для відведення конденсату
(необхідна для відведення конденсату, що збирається в трубопроводах)
Газова арматура: основні властивості
Засувки
Найбільш затребуваною запірною арматурою для газу є засувки, які відрізняються:
— діаметром (діапазон діаметрів дуже широкий: від 50 мм до 2200 мм)
— тиском (величина тиску також дуже різна: від 0,1 до 25 Мпа)
Таке розмаїття розширює спектр застосування засувок.
Дві головні завдання засувок: відкривати/закривати прохід. Дуже популярні засувки клинові і засувки паралельні.
Робота засувок заснована на тому, що запірний орган, що рухається перпендикулярно робочого потоку, перекриває газовий потік.
Переваги засувок:
1. відкрите положення засувки сприяє мінімізації опору робочого потоку, завдяки чому показник тиску в трубопроводі підтримується на заданому рівні;
2. засувки можуть здійснювати подачу газу в обох напрямках;
3. невеликі будівельні габарити;
4. обслуговування не вимагає трудомістких витрат.
Вентилі і крани
Завдання такої газової арматури – швидке відключення/підключення приладів та дільниць трубопроводів, регулювання витрат робочої середовища в газопроводах. Замикаючі елементи крана можуть бути різної форми: кульові, конусні і циліндричні.
Переваги вентилів і кранів:
1. якісна пропускна спроможність,
2. невеликі компактні розміри,
3. численні сфери використання.
Заслінки
У заслінок також 2 завдання: запірна та регулююча. Заслінки забезпечують перекриття подачі газу в трубопроводі і регулювання її витрати. Заслінки складаються із сталевого або чавунного корпусу, диска і ущільнювальної прокладки. Використання заслінок залежить від вимог до герметичності: заслінки успішно застосовуються там, де в ідеальній герметичності немає необхідності. Діапазон діаметром заслінок: від 50 до 2400 мм.
Переваги заслінок:
1. просте конструктивне рішення;
2. маленький вагу;
3. компактні габарити;
4. мінімальна кількість елементів;
5. приємні доступні ціни.
Відчути всі ці достоїнства в повноті можна при використанні заслінок великих діаметрів.
Запірна арматура для газу. Підключення до газопроводу
Існує кілька способів підключення газової арматури до трубопроводу:
1. Фланцеве з’єднання використовується для під’єднання газової арматури діаметром понад 50 мм Газову арматуру кріплять до фланцями трубопроводу, що дозволяє потім здійснювати багаторазовий демонтаж арматури для перевірки або заміни елементів. Фланці застосовуються для різних цілей, одна з яких – забезпечувати високу надійність і герметичність. Недоліки: при використанні арматури великих діаметрів збільшують вагу, збільшують розміри, підвищують вартість, потребують регулярних перевірках затягування щоб уникнути втрати герметичності.
2. Муфтове з’єднання. Газова арматура в цьому випадку кріпиться за допомогою муфти. Муфти з внутрішньою різьбою використовують для газової арматури діаметром понад 65 мм.
3. Цапковое з’єднання відрізняється наявністю зовнішньої різьби. Таке з’єднання дозволяє угвинчувати газову арматуру в інше обладнання.
4. З’єднання під приварювання відрізняється максимальною герметичністю і надійністю. При такому з’єднанні обслуговування мінімально. Є і недолік, який полягає в складності і трудомісткості монтажних/демонтажних робіт.
5. З’єднання за допомогою штуцера.
6. З’єднання за допомогою ніпеля.
7. Стяжні з’єднання полягає в тому, що з’єднання вхідного/вихідного патрубка газової арматури та фланців трубопроводу здійснюється шпильками та гайками.
Запірна арматура для газу. Поради щодо вибору
Вибираючи арматуру для газопроводів, слід враховувати фізичні і хімічні властивості матеріалів, з яких вона виготовляється. Запам’ятайте: газ нейтрально взаємодіє з усіма чорними металами (чавуном, сталлю). Чавун, в порівнянні зі сталлю, має більш низькі механічні властивості. Ось чому чавунну запірну арматуру встановлюють у тих системах, де показник тиску не виходить за позначку 1,6 Мпа.
Арматура для будинкових газових мереж може виготовлятися з мідних сплавів. В зрідженому або природному газі іноді міститься сірководень, здатний руйнувати мідь і бронзу. Але тут треба застерегти: якщо сірководень міститься в невеликих кількостях (2 г на 100 куб. м газу), то негативний вплив на мідь не спостерігається. Щоб газова арматура забезпечувала максимальну надійність, її ущільнювальні кільця повинні бути нержавіючими.
Газопроводи – об’єкти, що характеризуються підвищеною небезпекою. Тому до вибору газової арматури слід підходити відповідально. Краще всього проконсультуватися у знаючих та досвідчених фахівців, які заощадять час і оберуть найкращу арматуру. Наші експерти правильно підберуть запірну арматуру для газу і зроблять розрахунок її вартості, а якщо у вас нестандартні умови експлуатації, то проінструктують, як адаптувати арматуру під певні фактори.
Устройство
, виды, назначение и правила установки
Газ является не только доступным топливом, но и чрезвычайно взрывоопасным веществом. Поэтому так важно, чтобы каждый газифицированный объект соответствовал требованиям безопасности. Вы согласны? Ведь если на участке газопровода (при воспламенении чего-либо) повышается высокая температура и достигается предел воспламенения газа, то .
Предотвратить такое развитие ситуации поможет термозапорная арматура на газопроводе. Это устройство перекрывает подачу газа в случае пожара, а значит, исключает риск взрыва. Далее мы расскажем, как устроены такие клапаны, какие бывают виды и как их правильно установить на газифицированных объектах.
Содержание статьи:
- Зачем нужна термозапорная арматура?
- Назначение термического запорного клапана
- Где используется термический запорный клапан?
- Устройство КТЗ и принцип работы
- Виды запорной тепловой арматуры
- Основные правила монтажа
- Выводы и полезное видео по теме
Зачем нужна запорная тепловая арматура?
Клапаны запорные тепловые — устройства, представляющие собой газозапорную арматуру. Они автоматически перекрывают газопровод, ведущий ко всем газовым приборам.
Все «заглушки» маркируются как КТЖ с определенным набором цифр после букв. Вторая цифра указывает на диаметр газовой трубы, для которой может подойти данный механизм.
Назначение клапана теплозапорного
Основное назначение КТЗ — перекрытие подачи газа на оборудование в случае возникновения пожара. Что помогает не только защитить от взрыва, но и не позволяет увеличить площадь обстрела вдвое и более.
Если запорная арматура находится в открытом положении, то само устройство не препятствует прохождению горючего вещества к приборам и оборудованию.
Термозапорные устройства монтируются на трубопроводах, где максимальное давление может составлять 0,6 МПа — 1,6 МПа.
Запорный вентиль резьбового типа. Применяется для оборудования с более низким давлением (до 0,6 МПа). Их чаще всего используют в бытовых целях.
КТЖ фланцевого типа, который применяется в трубопроводах с высоким давлением (близким к максимальному). Чаще используется на промышленных объектах
Далее обозначаем назначение запорной арматуры, установленное правилами органов пожарной охраны.
В положениях о правилах пожарной безопасности есть положение о применении арматуры:
- Об оборудовании всех газопроводов . Предполагается любые типы систем (сложность, разветвленность), любое количество потребительских устройств.
- Для обеспечения защиты различных газифицированных объектов и устройств, работающих от газа . В этом случае применимы клапаны, которые предназначены для автоматизации (срабатывания) при достижении температуры в помещении 100°С.
- Установка теплоизоляционных модулей на входе в помещение .
В соответствии с ППБ-01-03 (Правила пожарной безопасности) во всех помещениях, где есть газопровод, должны быть установлены тепловые запорные устройства. Однако сюда не входят здания V категории огнестойкости.
Также не требуется устанавливать КТЗ в зданиях, где трубопроводы оборудованы электромагнитными клапанами. Их обычно размещают снаружи здания, и если возгорание происходит внутри здания, то оно срабатывает, то подача газа прекращается.
Следует понимать, что КТЖ – это не очередной российский «тренд». Использование этих устройств на различных хозяйственных объектах, где имеется газовое оборудование, является обязательным в таких странах, как Германия, Франция, США и др.
Где применяется термозапорный клапан?
Область применения заглушек газовых запорных – это, в первую очередь, газопроводы, подводящие газ к различным устройствам, для которых сжигается газ (бытовые и промышленные устройства, независимо от типа).
Установка КТЗ на любом газопроводе не допускается вне помещений, после установки любой другой газовой арматуры, а также на байпасах, в смежных помещениях и там, где температура рабочего воздуха под воздействием газового оборудования может достигать более 60 °С
Важно не нарушать правила монтажа — сначала на газопроводе устанавливается запорная арматура, и только после нее остальные, приборы и оборудование. Клапан может располагаться в разных положениях, но следует обращать внимание на стрелку-указатель, отмеченную производителем на корпусе.
Термозапорный клапан с резьбовым соединением. Стрелки на стальном элементе при установке на газопровод должны соответствовать направлению потока газа
Здесь показано расположение КТЖ на трубопроводе. Установка задвижки в обязательном порядке производится сначала на входе газопровода, либо на отводе от стояка
По отношению к горизонту расположение устанавливаемой задвижки может быть любым. О правилах установки КТЖ более подробно расскажем далее.
Клапаны термозапорные имеют специальную конструкцию, которая позволяет устройству автоматически перекрывать подачу газа в нужный момент. Если ознакомиться с конструктивными особенностями клапанов, то можно быстро понять суть их действия. Далее разберем более подробно.
Устройство СТЗ и принцип действия
Конструкция клапана включает стальной корпус с резьбовым соединением, расплавную вставку, пружинный элемент, расположенный внутри корпуса, а также пластинчатый или шаровой затвор. Именно этот затворный элемент (указанный последним) служит одним из основных, так как при необходимости запирает канал.
На фото ниже вы можете увидеть два разных типа термозапорной арматуры и тонкости их устройства.
Принцип действия обоих типов ЧТЗ очень похож. На крупных предприятиях (больших по площади зданиях и объектах) обычно применяют только клапаны с фальцевым соединением. Диаметр проходного сечения этих клапанов от 50 до 200 мм, располагаемое давление 1,6 МПа
Теперь поговорим о том, как работает термозапорный клапан.
При нормальной температуре в помещении и отсутствии опасности взрыва (воспламенения, возгорания и т.п.) запорный вентиль взводится и удерживающая его вставка плавится. При повышении температуры окружающего воздуха в здании до 80 -100°С, то это влечет за собой расширение вкладыша, о котором речь. Это освобождение режущего механизма, который в свою очередь за счет действия пружины перекрывает доступ газа к оборудованию.
Герметичность приводного клапана обеспечивается сопряжением конусов клапана и седла клапана, словом, «металл к металлу».
Такие запорные устройства могут присоединяться к трубопроводу различными видами соединений. Это может быть фланец, втулка (резьбовая) или бесфланцевое крепление. Ниже мы разберем, какие виды термозапорной арматуры вообще бывают.
Типы термозапорной арматуры
В настоящее время на рынке имеется только два типа термозапорной арматуры. Из описаний выше видно, что это муфта клапаны и фланцевые .
Каждый вид имеет свой диапазон размеров. Основным отличием одного вида от другого является область применения. То есть резьбовые устройства чаще используются в бытовых целях, а фланцевые — на заводах.
Это обусловлено показателями условного давления, выдерживающими запирающие механизмы в процессе эксплуатации:
- задвижки муфтовые — 0,6 МПа;
- Клапаны фланцевые — 1,6 МПа.
Оба типа имеют одинаковую конструкцию с включением пружины, запирающего элемента, плавкой вставки и других элементов. Однако внешне разница видна в диаметре канала ствола.
Если подробнее об области применения, то в зависимости от типа КТЗ следует различать следующие места и производства:
- Клапаны резьбовые применяются при монтаже газопровода в жилых домах, котельных, промышленных объектах для различных целей.
- КТЗ с фланцевым соединением применяются при монтаже газопровода в крупных котельных и на промышленных объектах большой площади.
Клапаны второго типа более востребованы в промышленной сфере из-за большого диаметра проходного сечения. Если для резьбовых затворов он колеблется в пределах 15-50 миллиметров, то для фланцевых задвижек этот показатель может составлять от 50 до 200 миллиметров.
При монтаже клапана важно использовать термостойкую прокладку. При несоблюдении этого условия это может привести к тому, что КТЗ сработает и перекроет подачу газа, а прокладка, например, из паронита, или другого материала, прогорит. Тогда газ начнет поступать в помещение через межфланцевое соединение
Соединение входного фланца термозапорной арматуры с ответным фланцем трубопровода должно быть уплотнено специальной термостойкой прокладкой. Выдерживает до 900°С при пожаре.
Указанные прокладки изготовлены из специального термостойкого материала. В состав входит армированный графит в фольгированной оболочке, а также нержавеющая сталь, из которой эта фольга изготовлена.
В момент срабатывания соединительного клапана герметичность сохраняется 100 %. Показатель сохраняется даже после длительного воздействия высокой температуры (900°С)
Что первое, что второй вариант запорных устройств может работать с любыми газами. После срабатывания механизма клапан меняют, устанавливая на его место такой же новый. В некоторых случаях достаточно заменить плавкую вставку для дальнейшей работы сработавшего клапана.
Основные правила установки
Качество последующей работы клапана зависит от процесса установки. Поэтому важно соблюдать правила при установке термозапорного клапана.
Далее рассмотрим основные нормы и правила установки КТЖ на газопроводе:
- Термозапорные устройства резьбового соединения должны устанавливаться только на линиях с давлением не более 0,6 МПа. Клапаны фланцевые можно и нужно использовать на давление от 0,6 до 1,6 МПа.
- Пропускная способность газовой линии должна соответствовать пропускной способности самого клапана.
- Установка разрешена только в помещении для защиты арматуры, не предназначенной для высоких температур.
- КТЖ не допускается установка в местах, где соседние элементы повышают температуру окружающей среды до 52°С и выше.
- По завершении процесса установки важно проверить клапан на герметичность.
- Устанавливаемый клапан должен располагаться в доступном для человека месте (для осмотра и обслуживания).
- Клапан не должен подвергаться различным воздействиям.
Также следует учитывать, что при транспортировке термозапорной арматуры может происходить автоматическое срабатывание механизма. Поэтому при выборе устройства важно проверить механизм.
Если газораспределение сложное, а потребителей топлива несколько, а объекты расположены в разных частях здания, то потребуется установка задвижек на каждую ветку.
И хотя данная запорная арматура проходит тщательные и многочисленные проверки, а также сертифицирована и допущена к использованию по назначению, каждое правило их установки должно быть соблюдено.
Выводы и полезное видео по теме
Что нужно знать о КТЗ для бытового использования:
Ежедневно пожары уносят жизни тысяч людей по всему миру. Не менее страшны взрывы газа при пожарах. Если бы каждый пользователь был более ответственным, то, возможно, плачевных исходов стало бы меньше. Термозапорные клапаны можно считать оборудованием, которое значительно повышает безопасность вашего дома. Но для этого важно соблюдать каждое правило их эксплуатации и установки, о которых мы говорили в этой статье.
У вас есть вопросы по устройству или правилам установки термозапорного клапана? Или хотите дополнить материал полезной информацией? Пишите свои комментарии в разделе комментариев, задавайте свои вопросы нашим экспертам, участвуйте в обсуждениях.
Где найти запорные клапаны для воды и газа?
24 октября 2015 г. Сантехника
Есть несколько причин, по которым вам может понадобиться отключить воду и/или газ в вашем доме: Чрезвычайная ситуация с погодой или другое стихийное бедствие, например, торнадо, которому подвержен Оклахома-Сити, водопровод утечка или ремонт, а то и установка нового газового прибора. Для безопасности вашей семьи и вашего спокойствия вам необходимо знать, как найти и управлять как основной, так и подающей запорной арматурой для газа и воды.
Как найти главные запорные клапаны воды и газа
Называемый главным запорным клапаном, этот клапан перекрывает подачу газа или воды во весь дом.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ: Если у вас есть утечка газа, вам небезопасно закрывать главный газовый клапан! Даже небольшая искра от телефона, выключателя света или статического электричества может привести к мощному взрыву. Лучше перестраховаться – выйти из дома и позвонить в газовую компанию.
Основные запорные газовые клапаны
Если в вашем доме есть природный газ, на самом деле есть два основных запорных клапана: «со стороны улицы» и «со стороны дома». Уличный вентиль находится снаружи вашего дома, возле газового счетчика. Это для газовой компании, подрядчиков по ОВК или сантехнике, а также для использования пожарной службой. Клапан обычно выглядит как небольшой прямоугольник, и вам понадобится специальный ключ, чтобы повернуть его. Когда он открыт, длинная сторона параллельна входящей газовой трубе. Чтобы остановить поток газа, закройте клапан, повернув его перпендикулярно входящей линии. Особенно, если в вашем доме нет внутреннего главного отключения, может быть хорошей идеей купить ключ для отключения газового счетчика. Вы можете найти его в местном домашнем центре, а затем прикрепить к глюкометру.
Чтобы перекрыть подачу газа в ваш дом, используйте главный вентиль со стороны дома (в старых домах его может не быть). Обычно это место, где газовая магистраль входит в дом, и вы можете увидеть черную железную трубу, ведущую к ней. В новых домах клапан может иметь ярко-желтую ручку. Как и в случае с уличным краном, поверните ручку перпендикулярно трубе, чтобы перекрыть газ, и параллельно трубе, чтобы снова включить газ.
В некоторых новых домах установлена газовая система высокого давления. В этом случае ваша линия подачи газа будет представлять собой гибкую медную трубу вместо черного железа. В системе высокого давления внутренний главный затвор расположен непосредственно перед устройством, называемым регулятором давления, которое обычно можно найти рядом с печью или водонагревателем. Если в вашем доме используется пропан или сжиженный нефтяной газ, есть два основных запорных клапана: один на баке с пропаном или бензином, а другой на газовой линии перед ее подключением к первому прибору.
ПРИМЕЧАНИЕ. При отключении основного или подающего газопровода контрольные лампочки на ваших газовых приборах гаснут. Если ваш прибор не имеет электронной системы зажигания, вам придется повторно зажечь контрольную лампу. Обычно вы можете найти инструкции по повторному включению на приборе или в руководстве, но если вам это не нравится, вы можете позвонить сантехнику или специалисту по HVAC, например, Bailey Brothers, чтобы помочь.
Запорные вентили основной воды
Как и в случае с газом, большинство счетчиков воды имеют два основных запорных клапана: один перед счетчиком и один после него. Если вы живете в регионе с холодным климатом, счетчик и запорная арматура будут находиться внутри вашего дома, чтобы предотвратить замерзание. В районах с более мягким климатом счетчик и вентили можно найти вне дома или в ящике под землей.
Снаружи вашего дома есть еще два вентиля, но они предназначены только для использования городскими работниками: бордюрный запорный вентиль закопан под землю между уличным водопроводом и счетчиком в вашем доме. Возможно, вы видели, как городские рабочие используют длинные гаечные ключи для доступа к этим клапанам. Другая называется остановкой корпорации и находится на стыке линии вашего дома и водопровода.
Чтобы перекрыть подачу воды в ваш дом, используйте главный запорный кран, который находится после счетчика, со стороны дома. Это может быть круглая ручка, похожая на ту, что на кране для воды на улице, или это может быть рычажная ручка. Если это рычаг, поверните его перпендикулярно линии подачи, чтобы остановить воду, и параллельно, чтобы снова включить воду. Если это круглая ручка, потребуется несколько оборотов по часовой стрелке, чтобы перекрыть воду (помните: правый-плотный, левый-слабый).
Как найти запорные клапаны подачи воды и газа
Также называемый индивидуальным запорным клапаном, этот клапан перекрывает подачу газа или воды непосредственно к арматуре или приборам.
Запорные клапаны подачи газа
Каждый газовый прибор в вашем доме должен иметь запорный клапан подачи или обслуживания, расположенный в пределах шести футов от прибора. Это позволяет вам отключить газ для одного прибора, чтобы вы могли отремонтировать или установить сушилку, печь, плиту, газовый камин или водонагреватель, не отключая газ во всем доме. Опять же, обычно есть рычаг, который вы поворачиваете, чтобы перекрыть газ: параллельно линии означает, что клапан открыт, перпендикулярно означает, что он закрыт и подача газа отключена. Сервисный клапан обычно присоединяется к разъему прибора, который представляет собой гибкую линию подачи. Вам придется отодвинуть такие приборы, как плиты и сушилки, от стены, чтобы добраться до запорного клапана.
Запорные клапаны подачи воды
В большинстве домов с более новой сантехникой есть запорные клапаны или «запорные устройства» на отдельных линиях подачи туалетов, посудомоечных машин, смесителей, стиральных машин, водонагревателей и умягчителей воды. Это позволяет отремонтировать или заменить один сантехнический прибор, не отключая воду во всем доме. Чтобы найти остановку подачи, найдите небольшую овальную или круглую металлическую ручку. Потребуется несколько ходов, чтобы выстрелить из воды.
На линии подачи льдогенератора или увлажнителя печи вы можете заметить небольшое Т-образное соединение, где небольшая гибкая медная линия соединяется с большей медной трубой. Это называется седельным клапаном, и они печально известны тем, что протекают и вызывают серьезные повреждения домов водой. Фактически, во многих областях теперь они должны быть заменены остановками снабжения, чтобы теперь соответствовать кодексу.
Промышленность и законодатели расходятся во мнениях по поводу необходимости автоматических запорных клапанов на нефтепроводах | Местные новости
Отсутствие автоматических запорных клапанов на трубопроводах стало основным предметом споров после разлива нефти на государственном пляже Рефухио, поскольку эти устройства можно запрограммировать на закрытие, как только компьютерная система обнаружит проблему.
Plains All American Pipeline, которой принадлежит нефтепровод, который разорвался 19 мая, в результате чего тысячи галлонов нефти попали на береговую линию, настойчиво отстаивает отсутствие местных автоматических запорных клапанов, говоря, что они не являются обычным явлением и могут фактически увеличить риск и масштабы отказов конвейера.
В то время как некоторые отраслевые эксперты разделяют эту точку зрения, регулирующие и другие органы в равной степени непреклонны в том, что клапаны могут свести к минимуму ущерб окружающей среде в случае отказа трубопровода.
«На большинстве других наших крупных линий есть эта система, система автоматического отключения», — сказал Кевин Друд, директор отдела энергетики округа Санта-Барбара. «Это действительно основано на риске и заботе об окружающей среде в округе, и так было всегда.
«Мы смотрим на это через процесс экологической экспертизы.»
Разорвавшийся трубопровод, линия 901, поставляет переработанную сырую нефть с морских нефтедобывающих платформ ExxonMobil и Venoco Inc. на насосную станцию Gaviota.
Поскольку нефть уже была переработана в каньоне Лас-Флорес компании ExxonMobil и на береговом объекте в Эллвуде компании Venoco, это означает, что удалено все количество воды, кроме 3 процентов, вместе с грязью, камнями, песком и большей частью сжиженного природного газа, сказал Друд. .
Для перемещения этого продукта может потребоваться давление в сотни фунтов на квадратный дюйм, и обычно он перемещается по трубопроводам со скоростью около 3 миль в час, сказал Джон Стоуди, вице-президент по связям с государственными органами и общественностью Ассоциации нефтепроводов. членом которой является Плейнс.
Линия 901 имеет пропускную способность 150 000 баррелей в день, но в последнее время, по данным округа, в среднем 34 000 баррелей в день. Трубопроводы спроектированы с учетом потенциального будущего роста, поэтому эта линия никогда не работала на полную мощность.
«Этот трубопровод имел решающее значение для того, чтобы убедить жителей округа в том, что танкер не будет осуществляться», — отметил Друде. «Тем не менее, даже с расстройством, трубопроводы — самый безопасный способ транспортировки».
Компания Plains заявляет, что на своих насосных станциях она использует автоматизированные процедуры отключения, но не имеет автоматических запорных клапанов на своих трубопроводах в округе Санта-Барбара.
Согласно заявлению компании, в нем есть клапаны, которые дистанционно управляются операторами из центра управления в Мидленде, штат Техас, с помощью системы диспетчерского управления и сбора данных (SCADA). Эти системы предоставляют операторам информацию в режиме реального времени, такую как давление и скорость потока.
Округ Санта-Барбара не обладает регулирующей юрисдикцией в отношении операций или безопасности Line 901, поскольку несколько десятилетий назад компания одержала юридическую победу, сохранив федеральный надзор за своим межгосударственным транспортным трубопроводом.
Управление безопасности трубопроводов и опасных материалов Министерства транспорта, PHMSA, является федеральным регулирующим органом в отношении этого трубопровода и проводит расследования, проверки и меры по обеспечению соблюдения.
Сотрудники округа по планированию и развитию в Подразделении энергетики управляют локальным планом реагирования компании на чрезвычайные ситуации и планом разливов нефти (как и PHMSA), а также планами смягчения последствий для окружающей среды, то есть «всем, кроме той конкретной части, в которой мы управляем операциями и безопасностью трубопровод», — сказал Друд.
Энергетический персонал округа не регулирует работу трубопровода, поэтому они даже не знают, какая конкретная система безопасности используется в Plains — им приходится, как и всем остальным, ждать заказанного PHMSA отчета с подробной информацией о системе и о том, как произошла утечка. произошло, сказал Друд.
Компания Plains неоднократно заявляла, что система автоматических запорных клапанов для сырой нефти редко используется из-за потенциального повышения давления из-за несжимаемых жидкостей.
«Для диспетчеров, понимающих гидравлику трубопровода сырой нефти, гораздо безопаснее отключить его, используя запланированную последовательность шагов, чем для компьютера автоматически закрыть клапан на нефти, которая движется в замкнутом пространстве под высоким давлением, Об этом говорится в заявлении аналитика по коммуникациям Plains Карен Ругаард.
Отсутствие запорных клапанов было поставлено под сомнение законодателями, в том числе письмом в PHMSA от сенаторов от Калифорнии Барбары Боксер и Дайан Файнштейн и сенатора от Массачусетса Эдварда Марки.
В письме ставится вопрос о времени реагирования Plains на разлив и отсутствии местных служб реагирования, задействованных в усилиях по очистке, и содержится просьба предоставить отчет к 11 июня.
автоматический запорный клапан, который может быстро среагировать на падение давления и значительно уменьшить объем нефти или газа, выбрасываемых при аварии на трубопроводе», — написали сенаторы. «Эта технология уже давно рекомендована Национальным советом по безопасности на транспорте, и мы хотели бы убедиться, что она полностью развернута для смягчения последствий таких бедствий».
Использование автоматических запорных клапанов на линиях сырой нефти, в отличие от клапанов с ручным или дистанционным управлением, является предметом споров в отрасли из-за потенциального повышения давления, по словам Стоуди. По его словам, они «довольно редки» для межгосударственных трубопроводов для жидкости. «Операторы считают, что при обнаружении проблемы меньший риск иметь возможность дистанционно управлять клапанами в зависимости от давления».
Том Мейснер из Pipeline Knowledge Development, консультант по трубопроводам и автор Нефте- и газопроводы на нетехническом языке дали аналогичный ответ.
«Они не используются очень широко. Причина, по которой они не используются очень широко, заключается в том, что одна из худших вещей, которые могут произойти с жидкостным трубопроводом, — это закрытие клапана, когда он не должен закрываться», — сказал он. . «То, как быстро закрывается клапан, зависит от того, насколько он велик – слишком быстрое закрытие может вызвать волны давления в трубопроводе, точно так же, как закрытие крана в доме может вызвать гидравлический удар».
Общее эмпирическое правило для закрытия клапанов составляет один дюйм в минуту, сказал он.
Спорный проект трубопровода Keystone XL, предложенный как 36-дюймовый трубопровод, транспортирующий сырую нефть на расстояние 1179 миль от Аляски до Небраски, включает в себя автоматические запорные клапаны.
«Автоматические запорные клапаны могут быть дистанционно закрыты с любой стороны трубопровода, изолируя поврежденный участок в течение нескольких минут», — говорится в информации о проекте. «Keystone XL будет оснащен большим количеством автоматических запорных клапанов, расположенных через более короткие промежутки времени, чем любой другой нефтепровод в США. Они будут размещаться каждые 20 миль с дополнительными клапанами, где это необходимо, для защиты водных переходов и других областей с более серьезными последствиями».
На нескольких трубопроводах в округе Санта-Барбара установлены эти клапаны, а на двух недавних проектах нефтепровода добровольно были добавлены автоматические запорные системы.
Проект Venoco Line 96, который соединил свои объекты с линией 901, принадлежащей Plains, в 2012 году, и недавно утвержденный проект ERG Operating Co. на Foxen Canyon Road, оба предлагали системы автоматического отключения как часть их описания проекта, Друде. сказал.
Проект ERG представляет собой трубопровод сырой нефти протяженностью 2,9 мили, который соединит батарею Cantin Tank Battery на Foxen Canyon Road, недалеко от Sisquoc, с трубопроводом Phillips 66 Line 300 Sisquoc с двумя восьмидюймовыми трубами для замены ежедневных грузовых перевозок.
Операторы покупают системы SCADA и настраивают их для каждого трубопровода, работая с производителями и инженерами, сказал Друде.
«Нельзя сказать, что эти системы надежны или исключат воздействие на окружающую среду, потому что, если есть огромная брешь и есть клапан здесь и выше по течению, все, что находится внутри этого участка трубопровода, выльется наружу — но это предотвращает что-либо на север или к югу от входа в линию, — сказал Друд.
Теперь следователи знают, что на внешней стороне нефтепровода образовалась обширная коррозия, которая разорвала его и вызвала разлив. PHMSA выпустила отчет, в котором подробно описаны результаты, в том числе шестидюймовое отверстие в нижней части секции трубы, а окружающая область подверглась коррозии всего на 1/16 дюйма.
Количество пролитой нефти оценивается где-то между 21 000 и 101 000 галлонов.
По словам Стоуди, существуют дополнительные правила безопасности для трубопроводов, рассматриваемых в «зонах с высокими последствиями», таких как городские населенные пункты, речные переходы или другие районы с высокой экологической уязвимостью. По его словам, в этих областях предъявляются более высокие требования к осмотру и более строгие графики технического обслуживания.
По данным PHMSA, место разлива за линией 901 — в четверти мили от Тихого океана — было определено как район, который может повлиять на район с высокими последствиями.
«Правила управления целостностью PHMSA требуют, чтобы операторы трубопроводов проводили оценку своих трубопроводных систем, чтобы определить, какие части работают в зонах с повышенными рисками», — сказал представитель Дэймон Хилл в электронном письме. «Эти места состоят из районов с высокой или умеренной плотностью населения, коммерчески судоходных водных путей и необычайно уязвимых территорий (содержащих питьевую воду, исчезающие виды и т. д.)».
В этих областях операторы трубопроводов должны проявлять инициативу и сосредоточить усилия на предотвращении и обеспечении безопасности, чтобы снизить риск для общественной безопасности и окружающей среды, сказал он.
По словам представителей компании, Plains проводит внутритрубные проверки каждые три года, и в этих проверках используются «умные скребки», цилиндрические диагностические инструменты, которые перемещаются по линиям и могут определять потенциальные трещины или потери металла в стальных трубопроводах.