-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Отработка умений и навыков.
-
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
-
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
-
Антонимы:
-
Синонимы:
-
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
-
Люблю Подмосковье.
-
Нам нужна крыша над головой.
-
Сто лет не виделись.
-
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
-
Белеет парус одинокий…
-
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
-
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
-
Мы все глядим в Наполеоны.
-
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
-
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
-
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
-
Люблю Подмосковье.
-
Сто лет не виделись.
-
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
-
Белеет парус одинокий…
-
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
-
Проверка знаний.
-
эпитеты
-
синонимы
-
антонимы
-
метафора
-
инверсия
-
неполные предложения
-
обособленные члены
-
синтаксический параллелизм
-
ряды однородных членов
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание.
-
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
-
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
-
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
-
Люблю Подмосковье.
-
Нам нужна крыша над головой.
-
Сто лет не виделись.
-
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
-
Белеет парус одинокий…
-
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
-
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
-
Мы все глядим в Наполеоны.
-
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
-
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
- магнитно-мягкая сталь
- round steel
листовая сталь — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN sheetsheet steel … Справочник технического переводчика
Листовая сталь — стальные листы (шириной 600 5000 мм) или полосы в рулонах (до 2350 мм), получаемые из Слябов или слитков на листопрокатных станах горячей (толщиной >1 мм) и холодной ( … Большая советская энциклопедия
листовая сталь — листовое железо … Cловарь химических синонимов I
котельная листовая сталь — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN boiler sheet … Справочник технического переводчика
кремнистая листовая сталь — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN silicon sheet steel … Справочник технического переводчика
плакированная листовая сталь — (напр. используется для изготовления оболочки тепловыделяющего элемента ядерного реактора) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN clad metal sheet … Справочник технического переводчика
электротехническая листовая сталь — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN electrical sheet steel … Справочник технического переводчика
листовая электротехническая сталь — Листовая сталь с содержанием углерода не более 0,1%, с добавкой 0,5 5% кремния или алюминия или обоих этих элементов в сумме, используемая для магнитопроводов как магнитномягкий материал … Политехнический терминологический толковый словарь
СТАЛЬ РИФЛЕНАЯ — листовая сталь, одна сторона которой покрыта выступами в виде полосок, пересекающихся друг с другом под углом. Сталь рифленая. Применяется для съемного настила полов машинно котельных отделений, для площадок, трапов и во всех тех случаях, когда… … Морской словарь
сталь для холодного выдавливания и высадки — [cold heading steel] горячекатаная калибровонная сталь круглого или шестигранного сечения, а также круглая сталь со специальной отделкой поверхности, предназначенная для изготовления изделий методом холодного выдавливания и высадки, для которой… … Энциклопедический словарь по металлургии
- Что значит «благородная сталь»?
- Какие ее виды могут назваться благородными и почему?
- Главные свойства и сферы применения ферритной, аустенитной стали и стали Duplex.
Благородная сталь. Блистающая сталь это
Урок русского языка "Средства выразительности в языке. Виды тропов" (10 класс) – Документ 1 – УчМет
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Отработка умений и навыков.
5. Проверка знаний.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
- Правильно, цель нашего урока – повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста.
- Запишите число, классная работа и тему урока, и в то же время подумайте, где пригодятся вам полученные знания?
(при написании задания В8 и части С единого государственного экзамена)
- Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее.
- Но вначале мне хочется вспомнить слова С. Есенина из его статьи «Отчее слово» (слайд), где поэт проникновенно говорит о том, что слово подлинных писателей протянуто «от тверди к вселенной»: «Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определённых в нас чувств, он есть тот ловец, о котором так хорошо сказал Н. А. Клюев: «В затонах тишины созвучьям ставит сеть». Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду».
(слайд) По образному выражению другого самобытного поэта серебряного века, Велимира Хлебникова, «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…».
- Как вы думаете, в чём смысл этих слов?
(одним из способов «оживления» слова является использование разного рода тропов и стилистических фигур, которые помогают добиваться особого эффекта выразительности)
- Подтвердите примерами из текста А. П. Чехова, что (слайд) «каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально-образный клубок, опутывающий слова «обертоном слова».
О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
- Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств русского языка исключительно богат и разнообразен. Тропы и стилистические фигуры призваны украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной, такой, от ласки которой может закружиться голова.
- Теперь обратимся к справочному материалу и вспомним, что наряду с лексическими и стилистическими синонимами и антонимами есть контекстные. (слайд)
Сообщение учащегося 1.
Контекстуальные синонимы и антонимы (индивидуальные, авторские). Они сближаются своими значениями только в условиях контекста. Сравните:
-лексические антонимы: Ложь бывает доброй или злой, сердобольной или беспощадной.
- контекстные антонимы: Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной. Упоительной и безотрадной.
Упражнение 1 (распечатка): Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
(слайд)
Проверьте себя:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
- Выставите себе оценку:
«5» - 0 ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
- Какое средство художественной выразительности используется наряду с синонимами во втором тексте? (сравнение) (слайд)
Сообщение учащегося 2.
Одним из самых распространённых изобразительно-выразительных средств языка является сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом, как правило, используются сравнительные конструкции. За примерами обратимся к творчеству Н. В. Гоголя, мастера неожиданных сравнений. Вот как описана в начале «Мёртвых душ» гостиница, в которой остановился Чичиков: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».
Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
звёзды(слайд),
солнце(слайд),
жизнь(слайд),
любовь(слайд),
радость(слайд).
Возможные ответы:
Небо как голубое покрывало Вселенной, хрустальный купол
Звёзды как горошины, бриллианты, плевочки
Солнце как огненный шар
Жизнь как необъятный океан, непрочитанная книга
Любовь как сон, цветущая яблоня
Радость как летящие по воздуху звуки музыки, разноцветные воздушные шары
(слайд) Сообщение учащегося 3.
Сравнение лежит в основе других видов тропов. Скрытым сравнением является метафора (от греческого – перенесение), когда свойства одного предмета переносятся на другой. Таким образом, предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Не случайно, размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». (слайд) Большой мастер создания метафор был С. Есенин. Одна из самых запоминающихся его метафор – это «В саду горит костёр рябины красной, /Но никого не может он согреть…».
Упражнение 3 (слайд): Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их.
Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди.
Возможный вариант ответа:
Город – огромное чудовище.
Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными зубьями тёмных крыш домов. Он плюёт в небо тучами дыма и отдыхивается, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в желудок огромного чудовища, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, пережёвывает их.
Улица – скользкое, алчное течение, по нему куда-то вглубь плывут темные куски пищи города – живые люди.
(слайд) Сообщение учащегося 4.
Возможны и другого рода переносы смысла. Художник может заменить одно слово другим, имеющим с ним причинную связь, т. е. использовать метонимию (от греческого переименование). Так, в «Евгении Онегине», описывая читательские предпочтения героя, Пушкин заметит: «Однако ж несколько творений/ Он из опалы исключил:/ Певца Гяура и Жуана/ Да с ним ещё два - три романа». Имя Байрона легко восстанавливается по упоминанию героев его произведений. (слайд) Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Могут переноситься:
Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.
Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
Упражнение 4 (распечатка): Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
а) его ожидали скипетр и золотая мантия (действие на орудие этого действия);
б) он снял с полки Бунина (имя автора на его творения);
в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно (название вещества на изделие из него);
г) весь зал оглушительно захлопал (название помещения на людей, находящихся там);
д) перо кипело страстью (действие на орудие этого действия);
е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка (действие на орудие этого действия.
(слайд) Сообщение учащегося 5.
Возможна замена слова или словосочетания описательным оборотом, как это делает А. С. Пушкин в знаменитых строках: «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года…» В этом случае мы говорим о перифразе, что буквально обозначает пересказ, замену предмета или явления описанием существенных его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.
Упражнение 5 (распечатка(слайд): Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:
Муза Зима Прометей Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность | Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Пермесская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады» |
Ответ ( проверяем устно (слайд):
Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность | Пермесская богиня Седая чародейка Прикованный к скале Титан Потомок викингов отважных Блистающая сталь Спаситель Капитолия Солнце русской поэзии Бессмертный творец «Илиады» Волшебный прибор Левенгука Весна человеческой жизни |
(слайд) Сообщение учащегося 6.
Разновидностью метонимии является синекдоха (от греческого соотнесение). Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)
Упражнение 6 (распечатка(слайд): Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
Ответ (проверяем устно слайд):
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
- Ещё раз просмотрите справочный материал (памятки), вспомните все тропы и стилистические фигуры, о которых говорилось не только на прошлых уроках, но и в течение всех лет вашего обучения в школе и выполните задание В8. (слайд)
Проверочная работа с последующей проверкой.
- Для этой работы я предлагаю вам отрывок из рассказа Ивана Бунина «Ночь», где автор вновь обращается к мирозданию, к философским вопросам бытия.
- Текст читает учитель.
(1)На даче темно, - час поздний, - и все окрест струится непрерывным журчанием. (2)Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе. (3)Я думаю - и слушаю, слушаю: хрустальное: журчание, наваждение!
(4)Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. (5)Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. (6)С балкона открывается ночное море. (7)Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижно, молчит. (8)Будто молчат и звезды. (9)И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну.
(10)Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до балкона. (11)И через минуту слышится шорох, тихий вздох полусонной волны, медленно накатившейся где-то внизу на берег. (12)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, умирающая, не ведая того! (13)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, - сиянием несметных жизней, - и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою.
(14)Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (15)Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (16)И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, которое испытываю всю жизнь, когда мне случается проснуться на ранней заре, - испытал чувство великого счастья, детски доверчивой, душу умиляющей сладости жизни, чувство начала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного - и близости, братства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.
(И. Бунин)д
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.
В 8. «Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
Список терминов:
Ответы: 1, 4, 9, 7
- Взаимопроверка. Здесь может быть только «5».
- Обратимся к цели нашего урока (повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста).
- Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?
- Какое задание у вас вызвало затруднение?
- Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?
- Оцените, пожалуйста, урок при помощи цветных кружочков?
- За работу оценки получают…
Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений) и проанализируйте его с точки зрения использования в нём изобразительно-выразительных средств языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Презентация к уроку :
27 слайдов
Редактор PowerPoint Presentation
Цель использования презентации:
- актуализация опорных знаний;
- отработка умений и навыков;
- проверка знаний
Карточки – упражнения
Упражнение 1: Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо, звёзды, солнце, жизнь, любовь, радость.
Упражнение 3: Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их.
Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди.
Упражнение 4: Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
а) его ожидали скипетр и золотая мантия;
б) он снял с полки Бунина;
в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно;
г) весь зал оглушительно захлопал;
д) перо кипело страстью;
е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.
Упражнение 5: Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:
Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность | Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Пермесская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады» |
Упражнение 6: Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ.
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПРИМЕР |
Анафора | — фигура речи, представляющая собой повторение однотипных языковых единиц в начале каждого отрезка речи (единоначалие) | «Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь наддверный». М. Цветаева |
Антитеза | — фигура речи, основанная на резком противопоставлении понятий, образов | «Познай, где свет, — поймешь, гдё тьма...» А. Блок |
Гипербола | — прием, представляющий собой образное выражение, содержащее непомерное преувеличение | «В сто сорок солнц закат пылал...» В. Маяковский |
Градация | — фигура речи, представляющая собой такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся (нисходящая градация) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение | «Пришел, увидел, победил». Ю. Цезарь |
Диалектизмы | — это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. | «Жил в своем курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гутарили про него на хуторе чудное. М. Шолохов |
Жаргонизм | – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. | общага – общежитие халява – всё, что бесплатно сервить – пользоваться “Интернет” облом – неудача |
Инверсия | — фигура речи, представляющая собой нарушение обычного (прямого) порядка следования членов предложения с целью усиления выразительности речи. При прямом порядке слов согласованное определение обычно стоит перед определяемым словом, несогласованное определение — после определяемого слова, подлежащее — перед сказуемым, дополнение — после сказуемого и т. д. | «Судьбы свершился приговор...» М. Лермонтов и это же предложение при прямом порядке слов: «Приговор судьбы свершился» |
Ирония | — насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение. | «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. И.А. Крылов |
Контекстные антонимы | — Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. | Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной. Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной. Упоительной и безотрадной. |
Контекстные синонимы | — Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию !Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными | Битва, побоище, сеча, баталия, стычка, сражение Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют. |
Литота | — приуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета | «И, шествуя важно, в спокойствии чинном,/ Лошадку ведёт под уздцы мужичок/ В больших сапогах, в полушубке овчинном,/ В больших рукавицах… А сам с ноготок! Н. А. Некрасов |
Метафора | — прием, в основе которого лежит перенос значения по сходству явлений | «В саду горит костёр рябины красной, /Но никого не может он согреть…» С. Есенин |
Метонимия | — прием, в основе которого лежит перенос наименований по смежности | «Так скушай же ещё тарелочку, мой милый!» И. Крылов |
Олицетворение | — прием, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлечённые понятия | Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость… А. Пушкин |
Оксюморон | — фигура речи, основанная на соединении несоединимых понятий с целью подчеркнуть противоречивость явления | «Убогая роскошь наряда...» Н. Некрасов (сладкая боль, звонкая тишина, живой труп) |
Параллелизм | — фигура речи, при которой несколько предложений строятся по одной и той же синтаксической схеме. | Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет. |
Парцелляция | — фигура речи, состоящая в расчленении предложения на два (или несколько) интонационно обособленных отрезка | «Этот год был темным от растаявшего снега. Шумным от лая караульных псов. Горьким от кофе и старых пластинок». С. Довлатов |
Перифраз | — замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину (описательный оборот) | «Унылая пора! Очей очарованье…» А. Пушкин |
Риторический вопрос | — фигура речи, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание | «И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?» Е. Замятин |
Риторическое обращение | — фигура речи, при которой в тексте используется подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усилить выразительность, а не назвать адресата | «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...» А. Пушкин |
Синекдоха | — замена жизненного явления названием его части вместо целого | «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц». И. Бунин |
Сравнение | — прием, который состоит в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака. Для этой цели обычно и |
www.uchmet.ru
листовая сталь - это... Что такое листовая сталь?
листовая сталь [sheet/plate steel] — стальные листы (шириной 650 — 5000 мм) или полосы в рулонах (шириной 1,5 мм) и холодной (сталь делят на тонколистовую ( 4 мм). По назначению разляются следующие виды листовой стали: конструкционная (в т.ч. автолистовая), кровельная, электротехническая, для место-, котло- и судостроения, производства труб и др. Значительное количество тонколистовой стали производится с антикоррозионными покрытиями: Zn-, Sn-(жесть), Pb-, Al-, полимерным и др.; поверхность ее может быть гладкой, рифленой или волнистой; Смотри также: — Сталь — электротехническая сталь — угловая сталь — теплоустойчивая сталь — строительная сталь — сталь для холодного выдавливания и высадки — сталь для железнодорожного транспорта — сталь Гадфильда — спокойная сталь — специальная сталь — рессорно-пружинная сталь — полуспокойная сталь — подшипниковая сталь — немагнитная сталь — мартенситно-стареющая сталь — магнитно-твердая сталь — магнитно-мягкая сталь — круглая сталь — конструкционная среднелегированная сталь — конструкционная сталь повышенной и высокой обрабатываемости резанием — инструментальная низколегированная сталь — инструментальная нелегированная сталь — инструментальная легированная сталь для холодного деформирования — инструментальная легированная сталь для горячего деформирования — инструментальная быстрорежущая сталь — заэвтектоидная сталь — доэвтектоидная сталь — графитизированная сталь — буровая сталь — арматурная сталь — азотируемая сталь — жаростойкая (окалиностойкая) сталь — двухфазная феррито-мартенситная сталь (ДФМС) — углеродистая сталь — цементуемая сталь — коррозионностойкая сталь — конструкционная сталь — конструкционная низколегированная среднеуглеродистая сталь — конструкционная низколегированная сталь — кислая сталь — кипящая сталь — квадратная сталь — инструментальная стальЭнциклопедический словарь по металлургии. — М.: Интермет Инжиниринг. Главный редактор Н.П. Лякишев. 2000.
Смотреть что такое "листовая сталь" в других словарях:
metallurgicheskiy.academic.ru
Благородная сталь, основные свойства и применение
Давайте рассмотрим такие вопросы как:
Немало видов и типов стали сейчас производит металлопрокатная сфера металлургии. Есть углеродистая, имеющая разные проценты одноименного элемента, есть низколегированная, а существует сталь благородная. Давайте разберемся, откуда эта благородность взялась.
Под благородной подразумевается сталь нержавеющая. Но реально благородными считаются все стали, которые произвели по особой технологии и получили высокую степень чистоты. При этом благородная сталь «обязана» на термическую обработку реагировать строго равномерно. Отсюда вывод: благородной можно именовать не только высоколегированную сталь, далее будем обсуждать именно ее, содержащую от 10,5% хрома в составе.
Высоколегированная сталь по структурному признаку может поделиться на ферритную, мартенситную, а также аустенитную и ферритно-аустенитную или сталь благородную Duplex.
Ферритная сталь
Ферритная сталь есть двух видов – где хрома 11-13%, а в случае втором – около 17. Первый вид стали нержавеющей не называют – она значится как «обладающая повышенной коррозионной стойкостью». Применяют такую сталь в случаях нужды недюжинной прочности, непритязательности в красоте и возможности ухода за ней (правда, не сильно сложного). Например, производство контейнеров, автотранспорта или ж/д вагонов. Вторая группа стали используется, когда требуется очень сильная устойчивость к ржавлению.
Мартенситная сталь
В мартенситной стали хрома 12-18%, есть и углерод – более 0,1%. При температуре от 950-1000 градусов такая сталь становится аустенитной. Мартенситная структура образуется, когда сталь закаляют (сильно разогревают, потом – резко охлаждают). В облагороженном виде данная структура дает отличную прочность (больше углерода – и прочности больше). Ножи, ножницы, бритвенные лезвия делаются исключительно из данного рода стали. А добиваться прекрасной коррозионной стойкости нужно путем соответствующего исполнения поверхности – отшлифовать, к примеру.
Аустенитная сталь
Аустенитную сталь по праву именуют хромоникелевой – никеля тут более 8%. Такая комбинация легировочных элементов благоприятна для обработки и дает хорошие антикоррозионные свойства. Механические свойства данной стали также очень высоки, поэтому применять аустенитную сталь можно в агрессивных условиях. Морская вода (там много хлоридов) и немало химических соединений аустенитную сталь испортят нескоро, поэтому на химических производствах и в судостроении она – идеал.
Аустенитно-ферритная сталь (Duplex) так названа из-за двух ее структурных элементов. К коррозии она устойчива и очень гибкая, сталь Duplex стала незаменимым материалом в производстве техники.
Доска объявлений, продать, купить металлоизделия:
Еще записи из рубрики: Сталь, виды, обработка
stalimetal.ru