Международный журнал. Производство прямоугольных труб в ссср где впервые производились


    Как индустриализацию СССР ковали американцы и немцы

    imperialcommiss: Уже достаточно известно об американской крови в финансовых и промышленных жилах Третьего Рейха. Несколько менее известно о том, как США «накачивали» Японскую империю в преддверии Второй мировой войны. Но как известно, Запад спонсирует все стороны и любые политические режимы. До Третьего Рейха и Японской империи был Советский Союз… ■

    СССР в кратчайшие сроки решил построить мощную промышленность практически с нуля. Своих умений и средств для этого было недостаточно. «Строить социализм» пригласили почти 20 000 иностранных инженеров и рабочих.

    Заводы, построенные с помощью иностранцев

    1. Магнитогорский металлургический комбинат. 2. АЗЛК (Московский автозавод). 3. Челябинский тракторный завод. 4. «Уралмаш». 5. Горьковский автозавод. 6. Волгоградский тракторный завод. 7. Пермский авиамоторный завод. 8. «Сибсельмаш». 9. Казанский авиационный завод. 10. Новокузнецкий металлургический комбинат.

    Любой кризис в развитых странах дает уникальную возможность развивающимся. Объясняется это просто: крупный бизнес как огня боится кризиса. В это время предпринимателям лишь бы на ногах устоять. Поэтому единственный выход — искать на планете те места, где их инвестиции смогут дать максимальную отдачу. Вот почему крупные компании так любят развивающиеся страны. Там, где потенциал развития выше (другими словами, где страна беднее), отдача от любого вложенного доллара будет сильнее.

    Сталину крупно повезло. Западные страны (основной источник научно-технической мысли в то время) находились в тяжелом положении. Поэтому они готовы были согласиться на любую работу. Иосиф Виссарионович это моментально понял. В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х — Великую депрессию в США.

    После кабального Версальского мира в 1919 году Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».

    «Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», — писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

    Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Примеров их работы полно. После прихода к власти в Германии Гитлера сотрудничество с Россией было ­приостановлено, но заводы остались.

    Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

    За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

    1. Ford Motor CompanyС американскими компаниями сотрудничали в первую очередь по проектированию наиболее крупных предприятий – в машиностроении, металлообработке, черной и цветной металлургии. Важнейшим партнером СССР был Ford Motor Company. Компания поставляла в страну советов оборудование, кадры и машины. На фирму автомобильного короля равнялись, а «фордизм» стал главным направлением первой пятилетки. Сам Генри Форд в журнале «National Business» (1930 год), комментируя начало строительства в СССР первых крупных автозаводов фордовского образца, сказал:

    «Это великое начинание, и автомобиль окажет огромное влияние на развитие их страны. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой».

    Дзержинский впоследствии называл Форда – «учителем всех руководителей нашей промышленности».

    2. Austin CompanyСтроительный проект ГАЗа выполнила фирма The Austin Company. В советской истории Горьковского завода фирма получила нелестную оценку, несмотря на то, что договорные обязательства не были нарушены, а проект удачно завершен. У Нижнего Новгорода в то время даже существовал американский заводской поселок. Все строительство сопровождалось конфликтами между иностранными специалистами и представителями советского «Автостроя». Намеченные сроки не выдерживались, сметы повышались из-за нехватки строительных материалов и неэффективного использования рабочей силы. В одной из своих жалоб в Москву, инженер Гарри Майтер писал:

    «Нам пришлось работать больше, чем нужно при выполнении подобных проектов в Америке. Ни один проект не стоил нам больших денег и времени, чем этот».

    Несмотря на все негативные оценки, руководивший строительным сектором ВАТО, инженер Макаровский назвал роль The Austin Company в строительстве завода решающей:

    «Без них мы так бы и топтались на одном месте».

    3. Albert Kahn IncоrporationАрхитектурно-строительная фирма Albert Kahn Incorporation, согласно своему договору с «Амторгом» обеспечила строительство более 550 промышленных объектов на территории СССР, в том числе Челябинского и Сталининградского тракторных заводов. В 1930 году Стройобъединение ВСНХ СССР заключило с фирмой крупного американского предпринимателя Альберта Кана контракт на 2 млрд долларов, что сегодня равняется 250 млрд. Согласно ему, Albert Kahn Incorporation становился главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. В рамках сотрудничества в СССР был основан «Госпроектстрой», где работало 25 американских инженеров и около 2,5 тысяч советских сотрудников. На тот момент это было крупнейшее бюро мира, получившее в народе имя «кузницы кадров». В стенах «Госпроектстроя» была спроектирована практически вся танковая, тракторная и автомобильная индустрия – все важнейшие промышленные объекты первой пятилетки. Впоследствии, новые заводы возводились по разработанным здесь же чертежам.

    4. SiemensЗа период индустриализации СССР заключил более 70 договоров с германскими фирмами. Из последних стоит выделить немецкий концерн Siemens, который обеспечивал поставку оборудования и техническое консультирование советских специалистов. Так, компания взяла на себя подготовку строительной площадки Днепровской ГЭС – флагмана первой пятилетки и крупнейшей в те времена электростанции. Для других энергетических объектов СССР фирма поставляла паровые турбины мощностью от 44 000 до 55 000 кВт. Специалисты Siemens также участвовали в строительстве московской подземки.

    5. General ElectricЕсли компания Канна строила промышленные объекты страны, то International General Electric их электрифицировала. Фирма принимала активное участие в выполнении плана ГОЭЛРО – государственной программы по обеспечению электричества всей страны. В нем предусматривалось строительство электростанций и предприятий, обеспечение строек всем необходимым, ну и, в конечном счете, опережающее развитие энергетики. Все, как Ленин завещал: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Впоследствии, значительная часть советских заводов и фабрик работала на электрооборудовании фирмы. Помимо этого, General Electric, в начале 30-х поставляла в СССР первые локомотивы.

    6. JunkersСогласно условиям Версальского договора, завершившим Первую мировую, Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки и военную авиацию. Многим немецким компаниям, специализировавшимся на военной промышленности, удалось спастись от банкротства лишь благодаря заказам из Советской России. Среди них была и небезызвестная фирма Junkers. 26 ноября 1922 года правительство РСФСР заключила три договора с фирмой: об организации транзитного воздушного сообщения Швеция-Персия, об аэросъемке и, наконец, о производстве металлических самолетов и моторов на территории России. Для выполнения последнего пункта, Junkers выделили Русско-Балтийский завод в Филях (сегодня завод им. Хруничева). Договор предусматривал выпуск 300 самолетов в год, при этом РСФСР обязалась закупать 60 самолетов ежегодно. Сотрудничество оказалось совершенно невыгодным для Хьюго Юнкерса. Цены на продукцию были фиксированы, но, в результате НЭПа и роста инфляции, себестоимость самолетов, оказалось вдвое больше оговоренных цен. Все попытки компании поднять цены встретили жесткое сопротивление со стороны советского руководства. В результате, сославшись на невыполнение договора, сотрудничество с Junkers было разорвано. К этому времени, Россия уже получила свой «мощный завод в Филях, входящий в общий план развития военных воздушных сил».

    7. Arthur McKee of ClevelandНа строительстве знаменитой «Магнитки» (Магнитогорского металлургического комбината) трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии, под руководством американской компании Arthur McKee. Американцы должны были подготовить строительный, технологический проекты с полным описанием оборудования, станков и механизмов. Прототипом завода стал металлургический комбинат U.S. Steel Corporation, в городе Гэри (штат Индиана, США). Впрочем, как и в предыдущем случае, договор был досрочно расторгнут. 31 января 1932 года, во время пуска первой догмы произошла авария – из-за сильного мороза прорвало трубу в одном из колодцев, а из кладки вырвался раскаленный газ. Arthur McKee предложили убраться восвояси. Тем не менее, доменные печи фирмы McKee работают на Магнитке и сегодня.

    Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название — «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

    Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. И стали заниматься их дальнейшим развитием.

    Чтобы навсегда оставить индустриализацию в глазах народа как «беспримерный подвиг освобожденного пролетариата, руководимого партией большевиков и гениальным Сталиным», генсек расстрелял всех, кто так или иначе был связан с закупками импортного оборудования. Сотни высококлассных инженеров в конце 30-х годов оказались «врагами народа» и «вредителями». Фактически благодаря их работе СССР смог подготовиться к ­войне с фашистской Германией и победить. Но история объявила героями совсем других людей.

    imperialcommiss.livejournal.com

    РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1950 – 1960)

    Ершов Б.А. Развитие промышленного производства СССР в послевоенный период (1950 – 1960) / Б.А. Ершов, О.В. Суховерков, А.Н. Шкурин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №3. — С. 18-19.

    РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА СССР

    В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1950 – 1960)

     

    Б.А. Ершов, д-р ист. наук, профессор

    О.В. Суховерков, студент

    А.Н. Шкурин, студент

    Воронежский государственный технический университет

    (Россия, г. Воронеж)

     

    Аннотация. В статье исследуются период развития промышленного производства СССР в (1950 – 1960 гг.), а также некоторые тенденции, которые помогут современной экономике извлечь важные уроки.

    Ключевые слова: экономика, политика, развитие, промышленность, производство.

     

     

    Актуальность данной статьи обусловлена тем, что развитие промышленности играет важную роль в современном мире. Промышленность – ключевая отрасль экономики страны. Темп и характер промышленного развития обеспечивает технико-экономический уровень сельского хозяйства, транспорта, связи, технического прогресса и обороноспособности государства, что немало важно в настоящее время. Необходимо понимать, что экономически развитое государство способно обеспечить качественный уровень жизни и благосостояние населения.

    Цель данной статьи заключается в том, чтобы проследить проблемы промышленного развития СССР периода (1950 – 1960 годов). Почему взят именно этот период? Ведь к 1953 году, экономическое положение СССР было крайне тяжелым. Сильно сказывались последствия разрушений Великой Отечественной войны и тяготы гонки вооружений. Однако рост индустриальной мощи СССР того времени был довольно велик благодаря неимоверным усилиям советского народа, о чем не стоит забывать. Поэтому при изучении проблем развития промышленного производства СССР (1950 – 1960 годов) мы можем проследить некоторые тенденции, которые помогут современной экономике извлечь важные уроки.

     Индустрия достигла небывалого прогресса. За счет этого, реальный экономический рост увеличивался на 10% в год. Средние темпы роста валовой промышленной продукции составляли 11,7%, валовой продукции сельского хозяйства – 5%,основных производственных фондов – 9,9%, произведенного национального дохода – 10,2%, товарооборота – 11,4%.

    В течение пяти лет было восстановлено, построено заново и введено в действие свыше 6,2 тыс. крупных предприятий. Значительно возросло по сравнению с довоенным уровнем производство важнейших видов оборудования, машин и механизмов: металлургического оборудования – в 4,7 раза; нефтяной аппаратуры – в 3; угольных комбайнов – в 6; газовых турбин – в 2,6; электрооборудования – в 3 раза и т.д. В ряде отраслей промышленности, особенно в машиностроении, существенно обновилась номенклатура выпускаемой промышленности. Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжалась электрификация производства, которая к концу пятилетки превзошла уровень 1940 года в 1,5 раза.

    В 1953-1955 гг. советским руководством были приняты меры по обновлению и развитию легкой и местной промышленности, дополнительному выпуску и улучшению качества товаров для населения. К осуществлению этой задачи были привлечены предприятия тяжелой и оборонной промышленности, что было особенно важно для расширения производства относительно сложных и дефицитных для того времени бытовых товаров: радиоприемников, часов, швейных машин, велосипедов.

    Быстрые темпы развития приобрели: радиоэлектронная, атомная и химическая промышленности. Именно этот период ознаменован первым полетом человека в космос. Что является немало важным фактом, доказывающим промышленное и техническое превосходство СССР над Западом. Было также осуществлено строительство первых атомных электростанций и подводных атомных кораблей. Был создан ядерный и военный потенциал, запущен первый в мире спутник. Высокие темпы экономического развития обеспечивались интенсивным типом расширенного воспроизводства.

    Топливный баланс в стране подвергся коренной перестройке (в положительном смысле): нефтяная и газовая добыча значительно возросла. Их общий объем в доле энергоресурсов повысился в три раза – с 19,7% до 60,2%. Транспортировка этих важных видов топлива осуществлялась по специально построенным трубопроводам, имеющим высокую пропускную способность. В стране была создана Единая маневренная система нефте— и газоснабжения.

    Судостроительное производство СССР вышло на пятое место в мире. Вся авиация была переведена на реактивные двигатели, воздушные линии стали обслуживаться высокоскоростными самолетами, СССР резко расширил сеть международных авиалиний. В эти годы осуществлена техническая реконструкция железных дорог – перевод на электровозную и тепловозную тягу. С 1958 г. в СССР прекращен выпуск паровозов. Получил развитие автомобильный транспорт, возросли масштабы автодорожного строительства. Все это обусловило кардинальные изменения в структуре транспортной системы – в ней стали ведущими прогрессивные средства передвижения. Принадлежность транспортных средств государству обеспечивала их взаимодействие, транспортная система была единой государственной системой.

    Немаловажное значение в развитии промышленного развития СССР имела экономическая реформа 1965 года. Происходила ликвидация совнархозов и воссоздание отраслевых министерств. Управление производством приобретало более демократичный характер. Руководители предприятий наделялись широкими правами в области планирования. Это привело к повышению трудоспособности и увеличению роста экономики в целом.

    Таким образом, проанализировав развитие промышленного производства СССР в послевоенное время периода (50 – 60 годов), можно обратить внимание на то, что современная экономика нашей страны имеет ряд проблем, которые можно решить благодаря опыту предыдущих лет. Экономическое развитие РФ напрямую зависит от энергоресурсов. В советское время добываемое сырье перерабатывалось на наших промышленных предприятиях, а сейчас оно транспортируется и продается за границу. Также необходимо переоснащение промышленного производства новыми технологиями для увеличения производительности и роста экономики. Не остается без внимания товар отечественного производителя, который имеет слабую конкуренцию на мировом рынке.

     

    Библиографический список

    1. Книга: «История России XX век». Издательство «Просвещение 1999 г.»

     

     

    DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL PRODUCTION THE USSR

    IN THE POSTWAR PERIOD (1950 – 1960)

     

    B.A. Ershov, doctor of historical sciences, professor

    O.V. Sukhoverkhov, student

    A.N. Shkurin, student

    Voronezh state technical university

    (Russia, Voronezh)

     

    Abstract. The article examines the period of development of industrial production in the USSR (1950 – 1960), as well as some of the trends that will help the modern economy important lessons.

    Keywords: economics, politics, development, production, production.

     

     

     

    intjournal.ru

    Индустриализация в СССР за деньги США в 30-е годы 20-го века. Как американцы построили заводы и ГЭС для Советского Союза

    «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» – такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года на совещании хозяйственников. Для начала приведем небольшую выдержку из статьи известного историка и экономиста Олега Осетинского, описывающую вкратце историю советской индустриализации:

    «Всего за 10 лет (1930-1940) янки создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции. Строили и в СССР, и в США. Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён – и собран в СССР. "Днепрогэс" построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens). Горьковский автозавод был построен американской компанией Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий! Именно она создала в СССР школу передового индустриального зодчества. Короче, за 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа – плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед! Таким образом, материальную базу социализма построили капиталисты США плюс дешёвый труд зеков. И – не забудьте, что капиталисты строили СССР на свои деньги – в долг!».

    После тяжелой гражданской войны, уничтожившей экономику государства, 20-ые годы прошлого века были в СССР периодом полного технологического одичания. Новая коммунистическая профессура была крайне невежественна. Страна умирала с голоду, не было тракторов, кранов, рельсов, труб, и многого другого. Социальный взрыв казался неизбежным, в руководстве царила паника.

    В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х – Великую депрессию в США и Британии.

    Германия после Версальского мира в 1919 году оказалась в сложном положении. Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».

    «Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», – писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Немцы строили заводы в СССР и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе.

    Следующий этап индустриализации можно назвать американским

    В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

    За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

    Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал.

    Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название – «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

    Однако в целом, критический взгляд на события индустриализации показывает, что по сути чуда-то экономического не было.

    Даже больше, получается, что Россия не воспользовалась главным ресурсом экономических «чудес» ХХ века – перетоком трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность. В отличие от Японии и Южной Кореи, которые им воспользовались. И в значительно степени мы благодарны сталинской пропаганде, скрывавшей от народа сот тысяч погибших на стройках рабского труда людей. Сталинская экономика была неэффективной, да и критерии эффективности были другие, заявляют современные экономисты. Время от времени большевики из рукава доставали то метро, то Днепрогэс и трубили об этом на весь мир игнорируя уничтожение частного предпринимательства, снижение уровня жизни и голод.

    Рассматривая огромные кредитные капиталовложения в СССР из-за рубежа, тотальные продажи всевозможных ресурсов из закромов родины, которые привели к голоду и обнищанию населения, современные ученые-историки, изучающие период индустриализации отмечают, что экономика была не такой уж и чудесной. Оценивались показатели производства, которые не учитывали снижение тех же показателей потребления в государстве.

    Экономический рост во время сталинской индустриализации – всего лишь возвращение к многолетней тенденции плавного роста экономики, которая существовала и до, и после Сталина, после провала, вызванного коллективизацией.

    Мысли об этом приходят при чтении исследования «Первая мировая, Гражданская и восстановление: национальный доход России с 1913 по 1928» (Great War, Civil War, and Recovery: Russia's National Income, 1913 to 1928). Его авторам – Андрею Маркевичу (РЭШ) и Марку Харрисону (Уорикский университет) – за что они получили Национальную премию по прикладной экономике.Проректор РЭШ Константин Сонин считает, что данное исследование помогает «стряхивать с ушей разного рода версии экономического развития нашей страны в ХХ веке».

    К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. При этом население государства сократилось на 10 миллионов по самым минимальным оценкам от преждевременных смертей.

    Виктор Шевчук. http://biznesgid.com/articles/09.06.13/20885.html

    zrada.org