Нормы браковки канатных строп: Браковка строп: нормы, правила, порядок

Браковка строп нормы и признаки, порядок отбраковки

Грузоподъемные работы классифицируются как потенциально опасные. Нормы и правила эксплуатации строп, касающихся таких важных моментов, как использование и браковка строп, прописаны в нормативных актах ПБ 10-382-00, ПОТ РМ-007-98 (Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов). Требования пожарной безопасности предусмотрены для каждого вида стропов и отражены в соответствующих разделах РД 24-СЗК-01-01, РД 10-33-93 и РД 11-07-2007. В документах указываются сроки и состав контроля, нормы и условия браковки стропов и грузозахватных приспособлений.

Частота осмотра строп


Состояние всех элементов критично не только для работы грузоподъемного оборудования и сохранности перемещаемых грузов, но, прежде всего, для безопасности персонала, выполняющего операции. Ко всем устройствам и оборудованию, применяемым во время выполнения операций, предъявляются особые требования к стропам относительно их пригодности к эксплуатации.
Согласно требованиям безопасности обязательно проводится осмотр оборудования перед его использованием. Необходимо убедиться в наличии клейм или бирок, целостности устройств.

Лица, ответственные за состояние грузоподъемных механизмов и безопасность выполнения операций с грузоподъемными машинами, выполняют осмотр съемных грузоподъемных приспособлений:

  • стропов – каждые 10 дней;
  • траверс, тары и захватных элементов – ежемесячно;
  • редко используемых грузозахватных устройств – перед выдачей в эксплуатацию.

Порядок осмотра стропов указан в соответствующих инструкциях. Уполномоченными лицами проводится внешний и внутренний осмотр, осуществляется инструментальный контроль, на основании результатов которого составляется заключение о соответствии параметрам, приведенным в паспорте изделий. Осмотр и браковку оборудования должен проводить инженерно-технический персонал, на который возложена ответственность за исправность оборудования и безопасность выполнения операций.
При проведении осмотра стропов следует обращать внимание на состояние следующих элементов:

  • лент,
  • тросов,
  • цепей,
  • подвесок,
  • концевых элементов,
  • карабинов и мест их фиксации.

Важно своевременно выбраковывать стропы, имеющие недопустимые повреждения, дефекты.
Результаты проверки состояния оборудования должны фиксироваться в специальном журнале осмотра. При обнаружении дефектов или повреждений следует указать данные об их устранении.
Заполнение журнала должно проводиться согласно установленной форме с указанием следующих параметров:

  • Название стропа и его условное обозначение;
  • Порядковый номер;
  • Номера паспорта изделия и наименование изготовителя;
  • Дата, место и адрес получателя продукции;
  • Дата проведения последнего освидетельствования;
  • Заключение о возможности использования продукции;
  • Подпись ответственного лица.

Условия браковки канатных строп

Канатные стропы, производство которых осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93, должны проходить 3 этапа осмотра:

  • Наружный;
  • Внутренний;
  • Инструментальный.

Осмотр канатной продукции включает проверку:

  • Соответствия типа канатов и маркировке стропов данным, содержащихся в паспорте изделия;
  • Наличие дефектов/повреждений по длине продукции и их степень;
  • Исправность петель на концах каната;
  • Состояние внутренних прядей и сердечника стропа.

При каком повреждении продукция подлежит браковке?
Признаки и нормы браковки стропов:

  • Обрыв пряди каната;
  • Имеются перекручивания и узлы, заломы, перегибы на канатах, раздавливание и т.п.;
  • Повреждена либо отсутствует бирка с маркировкой, нет паспорта на изделие;
  • Число видимых повреждений и обрывов наружных проволок для каната, имеющего двойную свивку, более 3´d – 4, 6´d – 6, 30´d – 16;
  • Из-за действия коррозии уменьшение диаметра каната на 7% и более;
  • Под действием коррозии или из-за износа диаметр наружных проволок каната сократился на 40% и более;
  • Сердечник поврежден, в результате чего диаметр каната сократился на 10%;
  • Износ наружных проволок до 30% диаметра каната;
  • Имеется обрыв пряди;
  • Выявлены признаки смещения каната в заплетке/втулке;
  • Произошло выдавливание сердечника;
  • Повреждение вызвано температурным воздействием или электрическим дуговым разрядом;
  • Трещина в опрессовочной втулке, деформация коуша более чем на 15%;
  • Отсутствие предохранительных замковых элементов на захватных деталях;
  • Деформация крюка грузозахватных приспособлений, имеются трещины, надрывы навесных звеньев;
  • Разгибание крюка – в результате остаточных деформаций, приводящих к изменению размера элемента более чем на 5%;
  • Выпадающие концы проволок оплетки.

Должны четко соблюдаться нормы браковки стальных канатных стропов.
Табл.1. Нормы браковки стальных канатов (стропов) – по начальному коэффициенту запаса прочности, по количеству оборванных проволок на длине 1 шага свивки каната (первая цифра – крестовой свивки, вторая – односторонней).

Табл.2. Нормы браковки стальных канатов

Признаки отбраковки цепных строп

Производство цепных стропов осуществляется в соответствии с ГОСТ 30441-97, ТУ 3150-001-52466920-2005, РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00. Продукция данного типа имеет самый большой срок эксплуатации, который составляет 1,5 года.
При регулярном осмотре изделия проверяется:

  • Присутствие бирок и маркировки, соответствующих паспорту изделия;
  • Исправность соединительных концевых элементов;
  • Длина и диаметр звеньев, отклонения показателей в сравнении с исходными параметрами.

Браковка звена цепного стропа:

  • При наличии надрывов, трещин, расслоений металла в элементах цепи, наличие погнутости 2-ух звеньев;
  • Сокращение диаметра звена в результате износа и прочих механических повреждений более чем на 10%.
  • Списание цепных стропов производится в следующих случаях:
  • Отсутствие/повреждение бирки или паспорта изделия;
  • Отсутствие/повреждение маркировки на элементах изделия;
  • Удлинение звеньев более чем на 3%;
  • Разница в длине ветвей строп при свободном провисе – более 15 мм;
  • Сокращение диаметра сечения звеньев под действием износа – более чем на 10%;
  • Отсутствие предохранительных элементов на захватах стропов.

Браковка многоветвевых стропов производится в случае обнаружения разности в длине ветвей.

Предельно допустимое остаточное удлинение для ветвей стропов разных видов:

  • Цепные – 1%;
  • Канатные – 3%;
  • Текстильные – 6%.

Рис.1. Признаки браковки цепных стропов. Браковка цепного стропа в процентах

1 — повреждение продукции; 2 — погнутость звена; 3 — надрыв изделия; 4 — трещина; 5 — износ продукции; 6 — удлинение звена цепи

Нормы выбраковки текстильных строп

Оценка состояния текстильных стропов состоит в визуальном осмотре изделия на соответствие маркировке на бирке данным паспорта. Проверяется исправность петель и швов, захватов и соединительных элементов. Продукция обязательно проходит осмотр с использованием соответствующих инструментов с целью выявления дефектов и определения размеров элементов.
Текстильные стропы подлежат браковке в таких случаях:

  • Отсутствие маркировки или бирки;
  • Поперечные разрывы, порезы лент;
  • На несущих лентах имеются узлы, вне зависимости от их размеров;
  • При расслоении нитей на лентах. Местное расслоение ленты более чем на 0,5 м, с разрывом 3 и более строчек. При расслоении на заделке края более чем на 20 см и отклонений края у петли протяженностью более 10% длины сшивки;
  • Продольные разрывы, порезы – более 50 мм, суммарная длина – не более 10% ветви изделия;
  • На сквозных отверстиях, образовавшихся в результате повреждения острыми предметами или ожогов диаметром более 10% ширины текстильного стропа. При наличии 3 и более отверстий на удалении менее 10% ширины ленты;
  • При химических повреждениях (кислотами, щелочами, растворителями и пр. ) и поверхностных обрывах лент, единичных повреждениях свыше 10% ширины ленты;
  • При загрязнениях более половины длины стропа грунтами, смолами, красками, цементом, нефтепродуктами и пр.

Условия, при которых запрещена эксплуатация текстильных ленточных стропов:

Рис. 1 — загрязнения текстильного стропа
Рис. 2 — общая длина порезов, разрывов более чем 10% от общей длины
Рис. 3 — более трех сквозных отверстий
Рис. 4 — поверхностные обрывы ленты, выпучивание нитей – более чем 10% от толщины ленты
Рис. 5 – повреждение стропа от воздействия химических веществ
Рис. 6 — отсутствует маркировка
Рис. 7 — отслоение края ленты или сшивки изделия у петли более чем 10% от длины сшивки
Рис. 8 — расслоения в местах заделки краев текстильного стропа

Правила браковки текстильных стропов распространяются и на конструкционные элементы текстильного стропа (петлях, скобах, подвесках, звеньях и пр.).
Недопустимы следующие повреждения данных конструкций:

  • Деформация или износ поверхности, способствующие уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более;
  • Трещины любых размеров;
  • Повреждения элемента, сокращающие его первоначальный размер более чем на 3%;
  • Повреждения резьбы и крепления.

Стропы, выполненные из полимерных материалов, запрещено хранить на полу, вблизи источников тепла и УФ-излучения, на поверхностях, поврежденных коррозией. Нельзя совместно хранить забракованные и пригодные изделия.

 

 

Перейти в каталог товаров

Грузовые стропы

Стропы канатныеСтропы текстильныеСтропы цепныеКомплектующие

 

 

Правила и нормы браковки стропов


Грузоподъемные работы относятся к категории потенциально опасных, поэтому ко всему оборудованию, применяемому во время выполнения этих работ, предъявляются особые требования с точки зрения их пригодности к использованию. Состояние всех составляющих грузоподъемного оборудования важно не только для сохранности грузов, но, в первую очередь, для безопасности персонала, проводящего работы.


Правила и нормы эксплуатации такого оборудования, в том числе браковки стропов, установлены нормативными актами и ПБ 10-382-00, ПОТ РМ-007-98 и др. Для каждого вида стропов требования к безопасной эксплуатации определены соответствующими разделами РД 24-СЗК-01-01, РД 10-33-93 и РД 11-07-2007, которыми определяются сроки и состав контроля и браковки грузоподъемных стропов.

Сроки и порядок проведения осмотра и браковки стропов


В соответствии с требованиями нормативных документов владелец при регулярном использовании стропов должен проводить их осмотр каждые 10 дней. Стропы, используемые редко, следует осматривать перед их каждой выдачей в работу. Петлевые и кольцевые стропы необходимо осматривать при каждой выдаче в работу.


Осмотр и браковка стропов должны проводиться представителем ИТР, ответственным за исправность данного оборудования и безопасность выполняемых работ. В процессе этих мероприятий осуществляют наружный и внутренний осмотр, а также инструментальный контроль, на основании которых делается заключение о соответствии стропов характеристикам, которые приведены в паспорте изделия. Результаты проведенной проверки фиксируются в журнале осмотра. При выявлении повреждений или дефектов в журнале должна быть приведена информация об их устранении. Журнал должен заполняться в соответствии с установленной формой, где указываются:

  • условное обозначение и наименование стропа;
  • порядковый номер изделия;
  • номер паспорта на изделия и название изготовителя;
  • куда, когда, кому направлен строп;
  • дата последнего освидетельствования;
  • заключение о возможности эксплуатации стропа;
  • Результаты должны заверяться подписью ответственного лица.


При осмотре стропов следует проверять состояние цепей, лент, канатов, концевых элементов, карабинов, подвесок, их места креплений.

Проверка текстильных стропов


Контроль пригодности текстильных стропов состоит из визуального осмотра, при котором проверяется соответствие маркировки паспорту, исправность петель и швов, соединительных элементов, захватов. После этого осуществляется инструментальный контроль. Стропы не допускаются к использованию при обнаружении следующих недостатков:

  • отсутствие маркировки или бирки;
  • наличие узлов или поперечных разрывов на несущих лентах стропов вне зависимости от их величины;
  • продольные порезы или разрыв, превышающие 50 мм, а суммарная длина их более 10% от длины ветви стропа;
  • местное расслоение лент, кроме мест заделки их краев, превышает 0,5 м и имеет разрыв в три или более строчек на одном крайнем или двух внутренних швах;
  • местное расслоение на заделке краев превышает 0,2 м на одном крайнем или двух внутренних швах, а также отслоение края или сшивки лент у петли, длина которого превышает 10% длины заделки их концов;
  • поверхностные обрывы нитей ленты, появившиеся в результате механического воздействия груза, превышающие 10 % ширины ленты;
  • повреждения от химических веществ (щелочей, кислот, растворителей, нефтепродуктов и пр. ), превышающие 10% общей длины и ширины стропа;
  • выпучивание нитей или сквозные отверстия от острых предметов или ожогов, диаметр которых превышает 10% ширины ленты;
  • загрязнения грунтом, цементом, красками, нефтепродуктами и др., превышающие 50% длины стропа.


Все перечисленное относится к текстильным ленточным стропам. Нормы браковки круглопрядных стропов включают также: разрыв чехла, обрыв более 6 проволок, разрывы нитей в узлах сшивки, превышающие 10% от ее длины, отверстия в чехле.

Контроль канатных стропов


Канатные стропы, выпускаемые по ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93, должны подвергаться трем этапам проверки: наружному и внутреннему осмотру и инструментальному контролю. Канатные стропы с выявленными недостатками выбраковываются и не допускаются к работе.


При осмотре стропов проверяются:

  • соответствие типа стропа и маркировки на бирке паспортным данным изделия;
  • исправность петель на конце каната;
  • наличие дефектов и повреждений по длине стропа и их уровень;
  • состояние сердечника и внутренних прядей каната.


По результатам контроля канатный строп не допускается в работу в следующих случаях:

  • отсутствие или повреждение бирки с маркировкой или паспорта на строп;
  • наличие узлов, перекручиваний, перегибов и заломов на канатах;
  • количество видимых обрывов наружных проволок для каната двойной свивки превышает: 3´d — 4, 6´d — 6, 30´d — 16;
  • из-за коррозии или износа диаметр каната уменьшился на 7% и более;
  • из-за коррозии или износа диаметр наружных проволок каната уменьшился на 40% и более;
  • из-за повреждения сердечника диаметр каната уменьшился на 10%;
  • выдавливание сердечника;
  • обрыв пряди;
  • повреждения из-за электрического дугового разряда или температурного воздействия;
  • деформация коуша, трещины в опрессовочной втулке, отсутствие предохранительных замков на захватных элементах.

Контроль цепных стропов


Цепные стропы выпускаются РД 11-07-2007; ГОСТ 30441-97; ТУ 3150-001-52466920-2005 и ПБ-10-382-00. Срок службы таких стропов самый большой, он составляет 1,5 года. При регулярном осмотре цепных стропов проверяется:

  • наличие бирок и маркировки и их соответствие паспорту стропа;
  • исправность всех соединительных элементов на концах стропа;
  • длина и диаметр звеньев, их изменения относительно исходных размеров.


Цепные стропы подлежат списанию в случаях:

  • отсутствия или повреждения бирки или паспорта на изделие;
  • отсутствия или повреждения маркировки на элементах стропа;
  • разницы в длине ветвей стропа составляет более 15 мм при его свободном провисе;
  • удлинения звеньев более чем на 3%;
  • уменьшения диаметра сечения звеньев более чем на 10% в результате износа;
  • отсутствия предохранительных замков на захватных элементах.


Все многоветвевые стропы бракуются при обнаружении разности в длине ветвей. В таблице приведено предельно допустимое остаточное удлинение для ветвей разных стропов.




Текстильные

Канатные

Цепные

6%

3%

1%

Снятие с эксплуатации канатных стропов.

Требования OSHA устанавливаются законом, стандартами и правилами. Наши пояснительные письма объясняют эти требования и то, как они применяются к конкретным обстоятельствам, но они не могут создавать дополнительные обязательства работодателя. Это письмо представляет собой интерпретацию OSHA обсуждаемых требований. Обратите внимание, что на наше руководство по правоприменению могут повлиять изменения в правилах OSHA. Кроме того, время от времени мы обновляем наше руководство в ответ на новую информацию. Чтобы быть в курсе таких событий, вы можете посетить веб-сайт OSHA по адресу https://www. osha.gov.

18 марта 1994 г.

Г-н Майкл Г. Вайкофф
United Technologies—USBI
Начальник производственно-технического отдела
Механический отдел, почтовый индекс USB-OE
P.O. Box 21212
Космический центр Кеннеди, Флорида 32815

Уважаемый г-н Вайкофф:

Спасибо за ваш запрос от 4 января с просьбой разъяснить стандарты Управления по охране труда и здоровья (OSHA) в 29 CFR 1910.184(f)(5) что дает критерии снятия с эксплуатации канатных стропов. Приносим извинения за задержку с ответом.

Стандарты OSHA 29 CFR 1910.184(f)(5)(i) и 29 CFR 1910.184(f)(5)(ii) требуют, чтобы канатные стропы выводились из эксплуатации немедленно при обнаружении следующих условий:

(i) Десять произвольно распределенных оборванных проволок в одной свивке или пять оборванных проволок в одной пряди в одной свивке.

(ii) Износ и задиры на одну треть первоначального диаметра наружных отдельных проводов.

Соответствие 29 CFR 1910. 184(f)(5)(i) определяется осмотром канатного стропа.

Следующий метод можно использовать, чтобы определить, должен ли тросовый строп быть выведен из эксплуатации в соответствии с требованиями 29 CFR 1910.184(f)(5)(ii). Внешние отдельные проволоки не отделены от троса, чтобы сделать их доступными для измерения. Для измерения износа или задира на одну треть первоначального диаметра необходимо измерить микрометром изношенную или зачищенную область и сравнить с первоначальным диаметром всего проволочного каната. Если разница в этом измерении равна или превышает одну треть исходного диаметра отдельного внешнего провода, канатный строп должен быть выведен из эксплуатации.

Управление по охране труда и промышленной гигиене США (OSHA) разрешает оставлять проволочный канат в эксплуатации в отношении измерения калибром «годен/не годен», если разница между первоначальным диаметром всего троса и калибром OD , не пройденным , меньше одного- в-третьих, первоначальный диаметр внешнего отдельного провода.

Стропы и все крепления и приспособления должны ежедневно перед использованием компетентным лицом, назначенным работодателем, проверяться на наличие повреждений или дефектов. Если этого требуют условия эксплуатации, во время использования стропы необходимо проводить дополнительные проверки. Поврежденные или неисправные стропы должны быть немедленно выведены из эксплуатации.

Благодарим вас за заботу о безопасности и здоровье сотрудников. Если мы можем быть или дополнительную помощь, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам.

С уважением,

Х. Берриен Зеттлер, Директор
Управление программ соответствия


Критерии проверки канатных стропов

Проверка канатных строп

Специальная процедура осмотра строп является наилучшей защитой от травм, смерти и материального ущерба. Важно, чтобы вы использовали трехэтапный уровень проверки, чтобы гарантировать, что стропы проверяются с соответствующей частотой. Также важно, чтобы все проверки проводились обученным и квалифицированным персоналом.

Чтобы обнаружить возможные повреждения, вы должны провести визуальный осмотр всей стропы, сделав все части стропы хорошо видимыми. При необходимости удалите грязь и грязь, чтобы были видны провода и компоненты. Найдите любое из условий, перечисленных в критериях исключения из обслуживания. В следующем примере показаны некоторые типы повреждений, но обратите внимание, что это относительно крайние примеры, представленные только в иллюстративных целях.

Если вы обнаружите ЛЮБОЙ из этих типов повреждений, немедленно выведите стропы из эксплуатации, даже если видимые повреждения не такие обширные, как показано на рисунке. Стропы, выведенные из эксплуатации, должны быть уничтожены и полностью непригодны для использования. Никогда не игнорируйте повреждения стропов и не пытайтесь выполнять временный ремонт поврежденных стропов в полевых условиях. Очень важно, чтобы стропы регулярно и должным образом проверялись. Если вы не уверены, поврежден ли строп, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕГО.

Требования к подвесной бирке

Требования к идентификации — ASME B30-9, Раздел 9-2.7.1 гласит: Каждый строп должен иметь маркировку, показывающую:

  1. Название или товарный знак производителя.
  2. Номинальная нагрузка как минимум на одну сцепку и угол
    на котором он основан.
  3. Диаметр или размер.
  4. Количество ножек, если их больше одной..

Пользователь должен сохранять идентификацию стропы в течение всего срока службы стропы.

Снятие канатной стропы с критериев обслуживания

 Не проверяйте канатные стропы, проводя голыми руками по телу троса. Оборванные провода, если они есть, могут проколоть руки.

Стропы должны быть осмотрены по всей их длине на наличие повреждений. Канатные стропы должны быть выведены из эксплуатации при наличии любого из следующего:

  1. A) Отсутствует или неразборчивая бирка на перевязи.
  2. B) Оборванные провода
 
 

Для канатных стропов: 20 обрывов проволоки на свивку.

 

Для плетеных стропов из 6 частей: 20 оборванных проволок на плетенку.

 

Для восьмиэлементных плетеных стропов: 40 оборванных проволок на плетенку.

Количество оборванных проволок или оборванных прядей должно применяться отдельно к длине одной оплетки или одной длины свивки в канатных стропах.

 
  1. C) Сильные локальные потертости и царапины.
  2. D) Перекручивание, раздавливание, защемление или любое другое повреждение, приводящее к повреждению структуры каната.
  3. E) Свидетельство теплового повреждения, обычно проявляющееся изменением цвета металла или наличием внутренней смазки.
  4. F) Концевые крепления, которые имеют трещины, деформированы или изношены до такой степени, что это существенно влияет на прочность стропы.
  5. G) Сильная коррозия каната, концевых креплений или фитингов.
  6. H) Критерии удаления крюков указаны в ASME B30.10.
  7. I) Для другого применимого оборудования критерии удаления указаны в ASME B20.36.
  8. J) Другие условия, в том числе видимые повреждения, вызывающие сомнения в возможности дальнейшего использования ремня.
Примеры повреждений ремня

 Если вы обнаружите ЛЮБОЕ из этих типов повреждений на стропе, немедленно снимите его с эксплуатации, даже если повреждение не такое обширное, как показано на рисунке. Стропы, выведенные из эксплуатации, должны быть уничтожены и полностью непригодны для использования. Никогда не игнорируйте повреждения стропов и не пытайтесь выполнять временный ремонт поврежденных стропов в полевых условиях. Очень важно, чтобы стропы регулярно и должным образом проверялись. Если вы не уверены, поврежден ли строп, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕГО.

Канатные стропы Рекомендации

Следуйте инструкциям OSHA, ASME, Ассоциации, промышленности и производителя.