- — масляный гудрон — 68%;
- — битум марки 3 — 10%;
- — канифоль – 10%;
- — технический вазелин – 7%;
- — графит – 3%;
- — озокерит – 2%.
- — при работе – через каждые 1,5 месяца;
- — при хранении на складе – через 6 месяцев.
Приложение 9 Браковка стальных канатов. Браковка стальных канатов
Приложение 9 Браковка стальных канатов
1. Браковка находящихся в работе стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.
Браковка канатов, изготовленных из проволоки одинакового диаметра, проводится согласно табл. 1.
2. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки, как признак браковки, должно быть уменьшено в соответствии с табл. 2.
При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Таблица 1
Число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при котором канат должен быть забракован
Первоначальный | Конструкция каната | |||||||
коэффициент запаса прочности при установленном | 6х19=114 и один органический сердечник | 6х37=222 и один органический сердечник | 6х61=366 и один органический сердечник | 18х19=342 и один органический сердечник | ||||
Правилами | Свивка каната | |||||||
отношении D:d | крестовая | односторонняя | крестовая | односторонняя | крестовая | односторонняя | крестовая | односторонняя |
До 6 | 12 | 6 | 22 | 11 | 36 | 18 | 36 | 18 |
Свыше 6 до 7 | 14 | 7 | 26 | 13 | 38 | 19 | 38 | 19 |
Свыше 7 | 16 | 8 | 30 | 15 | 40 | 20 | 40 | 20 |
Примечание. D — диаметр барабана, мм; d — диаметр каната, мм.
Таблица 2
Нормы браковке каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % | 10 | 15 | | 25 | 30 и более |
Число обрывов проволок на шаге свивки, % от норм, указанных в табл. 1 | 85 | 75 | 70 | 60 | 50 |
Приложение 10 Пределы зон моторного поля по фронту, высоте, глубине
Зона моторного поля | Пределы зон, мм | ||
по фронту | по высоте | по глубине | |
Работа в положении стоя | |||
Оптимальная | 700 | 900-1150 | 300 |
Зона легкой досягаемости | 1000 | 750-1300 | 400 |
Зона досягаемости | 1600 | 700-1900 | 600 |
Работа в положении сидя | |||
Оптимальная | 400 | 500-750 | 300 |
Зона легкой досягаемости | 300 | 350-750 | 400 |
Зона досягаемости | 1400 | 300-1450 | 500 |
Приложение 11 Условные обозначения защитных свойств спецодежды, спецобуви и средств защиты рук
Группа защитных свойств | Подгруппа защитных свойств | Спец- одежда | Спецобувь | Средства защиты рук | |
От механических воздействий | От истирания | Ми | Ми | Ми | |
От проколов, порезов | Мп | Мп | Мп | ||
От вибрации | — | Мв | Мв | ||
От ударов в носочной части, Дж | |||||
200 | — | Мун200 | — | ||
100 | — | Мун100 | — | ||
50 | — | Мун50 | — | ||
25 | — | Мун25 | — | ||
15 | — | Мун15 | — | ||
5 | — | Мун5 | — | ||
От ударов в тыльной части, энергией 3 Дж | — | Мут3 | — | ||
От ударов в лодыжке, энергией 3 Дж | — | Мул2 | — | ||
Сигнальная | СО | — | С | ||
От скольжения | От скольжения по зажиренным поверхностям | — | Сж | — | |
От скольжения по обледенелым поверхностям | — | Сл | — | ||
От повышенных температур | От повышенных температур, обусловленных климатом | Тк | Тк | — | |
От теплового излучения | | Ти | Ти | ||
От открытого пламени | То | То* | То | ||
От искр, брызг, расплавленного металла, окалины | Тр | Тр | Тр | ||
От контакта с поверхностями, нагретыми выше 45°С | Тп | Тп | Тп | ||
От пониженных | От температур, °С | ||||
температур | -20 | — | Тн20 | — | |
-30 | — | Тн30 | — | ||
-40 | — | Тн40 | — | ||
От радиоактивных веществ и рентгеновских излучений | От радиоактивных веществ | Рз | Рз | Рз | |
От рентгеновских излучений | Ри | — | Ри | ||
От электрического тока, электростатических зарядов, электрических и электромагнитных полей | От электрического тока напряжением, В до 1000 | ||||
— | | Эн | |||
выше 1000 | — | Эв* | Эв | ||
От электростатических полей, зарядов | Эс | Эс | Эс | ||
От электрических полей | Эп | Эп | Эп | ||
От электромагнитных полей | Эм | Эм | Эм | ||
От пыли | От пыли стекловолокна, асбеста | Пс | Пс | Пс | |
От взрывоопасной пыли | — | Нв | — | ||
От токсичных | От жидких токсичных веществ | Яж | Яж* | Яж | |
веществ | От твердых токсичных веществ | Ят | Ят | Ят | |
От аэрозолей | Яа | — | — | ||
От воды и растворов нетоксичных веществ | Водонепроницаемая | Вн | — | Вн | |
Водоупорная | By | — | By | ||
От растворов поверхностно-активных веществ | Вп | — | — | ||
От растворов кислот | От кислот концентрации (по серной кислоте), % | ||||
выше 80 от 50 до 80 | К80 | К80* | К80 | ||
от 20 до 50 | К50 | К50* | К50 | ||
до 20 | К20 | К20 | К20 | ||
От щелочей | От растворов щелочей | Щр | — | Щр | |
От растворов щелочей концентрации (по едкому натру), % | |||||
выше 20 | Щ50 | Щ50* | Щ50 | ||
до 20 | Щ20 | Щ20 | Щ20 | ||
— | 0 | 0** | — | ||
От органических растворителей, в том числе лаков и красок на их основе | От ароматических веществ | — | Оа* | Оа | |
От неароматических веществ | — | Он* | Он | ||
От хлорированных углеводов | — | — | Ох | ||
От нефти, нефтепродуктов, масел, жиров | От сырой нефти | Нс | Нс | Нс | |
От продукции легкой фракции | Нл | — | — | ||
От нефтяных масел, тяжелых фракций | Нм | Нм | Нм | ||
От растительных и животных масел и жиров | Нж | Нж | Нж | ||
От твердых нефтепродуктов | — | Нт | Нт | ||
От производственных загрязнений | — | З | З | — | |
От вредных биологических факторов | От микроорганизмов | Бм | Бм | Бм | |
От насекомых | Бн | Бн | Бн | ||
От статических нагрузок (от утомляемости) | — | — | У | — |
_________
* Только для обуви из полимерных материалов.
* Только для кожаной обуви.
studfiles.net
Освидетельствование и выбраковка стальных канатов
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Грузоподъемные краны предприятий
Освидетельствование и выбраковка стальных канатовНадежная и безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов в значительной мере зависит от состояния стальных канатов, поэтому в процессе эксплуатации крана необходимо постоянно следить за работой и состоянием канатов. Контроль состояния каната обычно совмещают с проведением технического обслуживания и проводят визуально без применения увеличительных приборов. Поперечное сечение каната должно быть круглым. Диаметр каната измеряют штангенциркулем в ненагруженном состоянии на расстоянии не менее 5 м от конца каната (рис. 20, а).
Шагом свивки прядей в канате называют длину участка последнего, на протяжении которой прядь делает полный оборот вокруг продольной оси каната. Длину шага свивки прядей в канате определяют следующим образом. На поверхность любой пряди наносят метку «0», от которой вдоль оси каната (в любом направлении) отсчитывают количество прядей, соответствующее конструкции каната, например 6 для шестипрядного каната (наносят метку «6»). Расстояние между указанными метками составляет длину свивки прядей в канате (рис. 20,6). Канат должен иметь равномерный шаг свивки прядей по всей длине, а длина шага свивки должна соответствовать рекомендуемой ГОСТ 3241—80. Длину шага свивки каната проверяют линейкой с точностью 1,0 мм на расстоянии не менее 5 м от конца каната по среднеарифметическому значению (не менее трех измерений).
Пряди каната не должны быть перекручены, иметь заломы и выступающие проволоки, следы поверхностного износа, оборванные проволоки (пряди). На поверхности проволок не должно быть трещин, расслоений, вмятин, надрезов и следов коррозии, превышающих по размеру половину допускаемого по ГОСТ 7372—79.
Рис. 20. Измерение параметров стального каната: а — диаметра, б — длины шага свивки прядей в канате; 0—6 — номера прядей
Характерными дефектами стальных канатов грузоподъемных кранов являются: обрывы проволоки, их поверхностный износ и коррозия.
Перед осмотром канат очищают от старой смазки, грязи и продуктов износа. При осмотре устанавливают участки каната, имеющие наибольшее число оборванных проволок. Как правило, это участки каната, претерпевающие наибольшее число перегибов на блоках и навиваемые на барабан лебедки. Именно на этих участках каната необходимо определить абсолютное число оборванных проволок.
Число оборванных проволок определяют визуальным или инструментальным методом и при помощи специальных приборов, например дефектоскопа стальных канатов типа ДСК- Для удобства визуального подсчета числа оборванных проволок канат следует немного изогнуть. При этом не следует смешивать число обрывов проволок с количеством концов оборванных проволок, которых всегда вдвое больше. С целью исключения возможного травматизма рук, подсчитывать оборванные проволоки ощупыванием (органолепти- чески) категорически запрещено.
Как правило, в работающих канатах обрывы проволок сочетаются с уменьшением их диаметров в результате абразивного износа и коррозии. Поэтому в качестве критерия для оценки состояния каната принято число обрывов проволок в наружных слоях свивки прядей каната на длине одного шага свивки с корректировкой в зависимости от поверхностного износа или коррозии проволок.
Канаты грузоподъемных кранов, предназначенных для перемещения расплавленного (раскаленного) металла, взрывчатых, огнеопасных и ядовитых веществ, следует браковать при вдвое меньшем числе оборванных проволок, чем указано в табл. 3. Для канатов односторонней свивки указанная норма вдвое ниже, так как по результатам эксплуатационных наблюдений потеря несущей способности этих канатов наступает вдвое быстрей. В случае выбраковки стального каната, свитого из проволок разного диаметра, норму браковки определяют с учетом коэффициентов: 1 — для тонких проволок и 1,7 — для толстых.
Износ или коррозию проволок каната определяют замером микрометром с точностью 0,01 мм по диаметру в двух взаимно- перпендикулярных плоскостях. Для этого отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа каната. Отогнутый конец проволоки предварительно очищают наждачной бумагой от смазки, грязи и продуктов коррозии, а затем протирают начисто. При поверхностном износе или коррозии проволок, превысившем 40% их первоначального диаметра, канат выбраковывают.
Результаты осмотров стальных канатов заносят в журнал, в котором отмечают общее состояние каната, места наибольшего скопления дефектов, максимальное обнаруженное число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, процентный износ (коррозию) проволок и другие замеченные недостатки.
Стальные канаты, на которых число обрывов проволок на длине одного шага свивки не достигло нормы браковки или имеющие допустимый поверхностный износ проволок, могут быть допущены к дальнейшей эксплуатации при условии тщательного наблюдения за их состоянием, сокращения периодичности проведения осмотров и оформления соответствующих записей в крановом журнале. При достижении норм браковки указанные канаты подлежат выбраковке и замене.
Читать далее: Съемные грузозахватные устройства
Категория: - Грузоподъемные краны предприятий
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Выбраковка стальных канатов | Справочник конструктора-машиностроителя
Инженерно - технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами и другими грузоподъемными машинами должны проводить осмотр стропов канатных - каждые 10 дней, а не часто используемых канатных стропов - перед выдачей их в работу.
• уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более ( даже при отсутствии заметных обрывов ) ;• уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более ;• уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждений сердечника ;• обрыв хотя бы одной пряди ;• выдавливание сердечника ;• повреждения из - за влияния температуры или электрического дугового разряда ;• деформация коуша или износ его сечения более чем на 15% ;• трещины на опрессовочной втулке или изменения её размера более чем на 10% от первого ;• на крюках или других захватных элементах стропа канатного отсутствуют предохранительные замки.
Уз стальных канатов также совершается в эпизоде появления ровных фрагментов, местного уменьшения или увеличения диаметра каната, волнистости, из - за которой ось каната приобретает спиральную форму, а также при образовании петель, перекручивания и заломов, при выгорании сердечника или изменении цвета проволок каната.Кроме того уз стальных канатов производится при выходе сердечника ( металлического или пенькового ), а также если пряди внутреннего пласта многослойного каната вышли на поверхность каната.Выбраковка стальных канатов совершается, если прервана или разорвана прядь.
Широкий край каната крепится на барабане лебедки, а другой — на мобильной или неподвижной блочной обойме ( в зависимости от установленной схемы запасовки каната ).Эти полиспасты используют при монтажных работах как самостоятельные грузоподъемные приспособления, но в главном они применяются в грузовых и стрелоподъемных механизмах кранов, фуникулеров, экскаваторов и т.п. Мультипликаторные полиспасты используют реже, в главном в гидравлических подъемниках, погрузчиках, механизмах выдвижения телескопических стрел кранов, экскаваторов и иных событиях, когда при малых скоростях приводного механизма необходимо получить повышенные скорости перемещения груза или элементов машины ( рис.1.30, в ).В этом эпизоде используют гидравлические цилиндры.
Канаты грузоподъемных кранов, назначенных для перемещения расплавленного ( раскаленного ) металла, взрывчатых, огнеопасных и токсических веществ, следует браковать при вдвое меньшем количестве оборванных проволок, чем показано в табл.Для канатов односторонней свивки указанная норма вдвое ниже, так как по результатам эксплуатационных наблюдений потеря несущей способности сих канатов наступает вдвое быстрей.В случае выбраковки стального каната, переплетенного из проволок разного диаметра, норму браковки определяют с учетом коэффициентов : 1 — для высоких проволок и 1, 7 — для полных.
Первостепенное внимание при осмотре текстильных грузоподъемных стропов обращается на состояние и целостность ленты, крюков, захватываний, подвесок и точек их креплений.Если проводится осмотр и выбраковка канатных стропов основное внимание рекомендуется обращать на состояние тросов, мест заплетки троса или мест обжима тросов втулкой, крюков и подвесок.При проведении осмотра цепных стропов необходимо проверить состояние его всех составляющих элементов : цепей, крюков, соединительных звеньев и т.п.
В тех событиях, когда кабинка ( противовес ) лифта подвешена на трех и более канатах, их союзов производится по обычному арифметическому значению, назначаемому, исходя из наибольшего числа обрывов проволок на длине одного шага свивки каждого каната.При этом у одного из канатов допускается повышенное число обрывов проволок, но не более чем на 50 % против норм, показанных в табличке 1.
Строп текстильный испытан статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность в 1, 25 раза в течение 3 мин.Строп изготовлен с выполнением требований ПБ - 10 - 382 - 00 и РД 24 - С3К - 01 - 01.Изготовитель обеспечивает безотказную работу текстильного стропа при односменной работе в течение одного луны со дня ввода в эксплуатацию, но не более 6-ти ( шести ) лун с момента изготовления при соблюдении потребителем условий хранения и эксплуатации.В направление этого срока изготовитель обязуется безвозмездно устранять недостатки, появившиеся по его вине.
Канаты не должны допускаться к последующей работе при обнаружении : корзинообразной деформации ( Рис.Корзинообразная деформация ) ;выдавливания сердечника ( Рис.Выдавливание сердечника ;выдавливания или расслоения прядей ( Рис.Выдавливание проволок или расслоение прядей ) ;местного увеличения диаметра каната ( Рис.Местное увеличение диаметра каната ) ;местного уменьшения диаметра каната ( Рис.Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника ) ;раздавленных фрагментов ( Рис.Раздавливание каната ) ;перекручиваний ( Рис.Залом каната ) ;заторов ( Рис.Залом каната ) ;перегибов ( рис.Перегиб каната ) ;повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
Регулярная смазка стальных канатов в процессе эксплуатации увеличивает срок их службишки.Канаты покрывают смазкой при изготовлении по всему сечению, а в процессе эксплуатации - сплошной непрерывной пленкой толщиной 0, 1...0, 2мм.В качестве смазок применяют торсиол - 55, торсиол - 35, БОЗ - 1.Температура смазки при ее нанесении на канат необходима быть 80 - 100°С.Канат перед нанесением смазки очищают от древней смазки и грязи разными способами, например, очистка при помощи стальных щеточек и хлопчатобумажных концов.
Имеются утвержденные нормы браковки стальных канатов по первоначальному коэффициенту запаса прочности и по количеству оборванных проволок на длине одного шага крестовой или односторонней свивки стального каната.Помимо этого имеются утвержденные нормы браковки стальных канатов по количеству обрывов проволок при коррозии, поверхностном износе, забоинах и замятиях.
spravconstr.ru
Расчет стальных канатов. Формула. Нормы отбраковки канатов.
Расчет стальных канатов. Формула. Нормы отбраковки канатов. 4.43/5 (88.57%) проголосовало 7
Стальные канаты согласно Госгортехнадзору, рассчитываются по формуле:
.
S = P/K,
.
Где
S – самое большое усилие на канат, кг;
P – разрывное усилие каната, кг;
K – табличный коэффициент запаса прочности, выбирается из таблицы 1. (для грузовых и тяговых канатов, а также оттяжек (расчалок).
Когда проверяют канаты на прочность, их разрывное усилие берется из сертификата, а в случае его отсутствия определяется практически, путем лабораторного испытания. В этом случае расчет каната ведется по суммарному усилию разрыва отдельных проволок, умноженному на 0,83.
Размеры барабанов для каната.
Самый меньший диаметр барабана или блока, который допускается огибать стальным канатом рассчитывается по формуле:
D ≥ d(с – 1),
Где
D – наименьший диаметр канавки огибаемого барабана или блока, мм;
d – диаметр каната, мм;
e – коэффициент, который зависит от типа грузоподъемной машины и режима её работы. (выбирается по таблице 2. см. ниже)
Диаметр уравнительного блока нужно принимать на 40% меньше диаметра барабанов и блоков.
Более детально про виды, типы свивок, вес стальных канатов Вы можете узнать в статье: Характеристики стальных канатов. Канат двойной свивки типа ТК, ЛК-Р.
Таблица 1.
Наименьшие допустимые значения коэффициентов запаса прочности К.
Уход за стальными канатами. Смазка канатов.
Нельзя допускать резких переломов, «жучков», сплющивания каната из-за падения предметов или защемления его. Необходимо постоянно смазывать канаты специальной мазью не содержащей влаги, это мази с таким составом по весу:
Также возможно смазывать стальные канаты вязким минеральным маслом по типу вискозина.
Периодичность смазки стальных канатов.
Период смазки зависит от того находится он в работе или просто хранится на складе:
Расход смазки.
Расход смазки зависит от того новый канат или б/у. Если канат новый, то расход составляет 0,3 кг на 100 п.м. каната, а если б/у – 0,45 кг на 100 п.м. каната.
Идеально было бы не допускать канаты трению о кирпичные здания и металлоконструкции, соприкосновения их с электросварочными проводами.
Хранить желательно в сухих, закрытых помещения, хорошо смазанными (с периодичностью смазки описанной выше), в бухтах и на деревянном настиле.
Таблица 2.
Наименьшие допустимые коэффициенты запаса прочности e.
Выбраковка стальных канатов.
В таблице 3 приведены данные согласно которым происходит отбраковка грузовых канатов по количеству обрывов проволок. При подсчете обрыв толстой проволоки принимается за 1.7, а тонкой — за 1.0. В табл. 3 приведены значения для трех типов каната 6 × 19 = 114, 6 × 37 = 222, 6 × 61 = 366. Если необходимо подсчитать отбраковку каната, которого нет в табл. 3, то данные этой таблицы нужно умножить на отношение числа проволок в наружных слоях прядей искомого каната и ближайшее значение по табл. 3. Это число берется самое близкое по количеству проволок и прядей в сечении.
К дальнейшей работе канат не допускается, если обнаружилась оборванная пряжа.
Таблица 3.
Нормы отбраковки грузовых канатов.
Таблица 4.
Коэффициент уменьшения допускаемого числа обрывов проволок при наличии поверхностного износа и коррозии проволок каната.
mechanicinfo.ru
Конструкции канатов и их браковка
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Монтаж и эксплуатация лифтов
Конструкции канатов и их браковкаКанаты — один из наиболее ответственных элементов лифта.
В соответствии с назначением в лифтах применяют подъемные канаты, на которых подвешивают кабину и противовес, канаты ограничителя скорости и уравновешивающие канаты. По назначению канаты разделяют также на грузовые и грузолюдские.
По характеру свивки различают канаты одинарной и двойной свивки.
Канаты одинарной свивки получают путем навивки нескольких слоев проволок вокруг стержня. При этом каждый последующий слой проволок навивают в противоположную сторону относительно предыдущего. Такие канаты довольно просты в изготовлении, но обладают большой жесткостью и поэтому их применяют главным образом в качестве оттяжек и на блоках больших диаметров. При использовании их на блоках обычных диаметров канат быстро выходит из строя.
При двойной свивке проволочки предварительно свивают в пряди (стренги) и затем навивают их вокруг органического, асбестового или стального (из стальных проволок) сердечника. На лифтах применяют канаты двойной свивки с органическим (пеньковым) сердечником, пропитанным маслом (рис. 37). Это дает возможность продолжительное время сохранять смазочный материал внутри проволок каната во время работы. Канат такой конструкции достаточно прочен и в то же время эластичен, что позволяет применять блоки и шкивы сравнительно небольших диаметров.
Рис. 37. Типы сечений шестипрядных канатов (а), односторонняя свивка (б), крестовая (в)
По направлению свивки прядей и каната в целом различают канаты односторонней, крестовой и комбинированной свивки. При односторонней свивке проволоки в пряди и сами пряди в канат свиты в одну (правую или левую) сторону. При крестовой свивке пряди свивают из проволок в одну сторону, а канат из прядей — в противоположную сторону. Если канат из прядей свит в правую сторону, а проволоки в прядях в левую, то это канат правой крестовой свивки. Если канат из прядей свит в левую сторону, а пряди из проволок свиты в правую, то это канат левой крестовой свивки.
При комбинированной свивке используют оба вида свивки.
По углу наклона проволок в соседних слоях пряди различают канаты с точечным касанием ТК и с линейным касанием ЛК- В первом случае соседние слои проволок в пряди имеют одинаковые углы наклона, но различные шаги свивки. Поэтому проволоки соседних рядов соприкасаются в точках. Во втором случае проволоки соседних слоев пряди имеют одинаковые шаги свивки при различных углах наклона и образуют линейный контакт, что обеспечивает большую долговечность канатов.
Канаты также различают по диаметрам проволок в различных рядах и в одном ряду пряди.
Раскручивающиеся Р канаты выполнены из проволок в прядях и прядей, которые находятся под напряжением. Поэтому при освобождении концов такого каната от обвязки проволоки в прядях и сами пряди раскручиваются.
Нераскручивающиеся Н канаты, в которых сняты внутренние напряжения при их изготовлении, не раскручиваются при отсутствии обвязки. Этим канатам отдают предпочтение перед раскручивающимися.
По механическим свойствам проволоки канаты бывают высшей В, первой I и второй II марок. В лифтах применяют канаты только первых двух марок. Пример обозначения тягового каната: 10,5-ГЛ-В-Н-1568 ГОСТ 3022—80. Это означает: канат диаметром 10,5 мм, грузолюдской (ГЛ), из проволок высшей (В) марки, не-раскручивающимся (Н) с временным сопротивлением разрыву проволок 1568 МПа.
Вследствие исключительно ответственной роли канатов к ним предъявляют особые требования. Канаты должны соответствовать ГОСТам и быть снабжены сертификатом завода-изготовителя со сведениями об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241 — 80 «Канаты стальные. Технические требования». В случае получения канатов без сертификата их испытывают в соответствии с ГОСТом.
Канаты, применяемые для подвешивания кабины и противовеса, должны быть одинаковыми по диаметру и конструкции. Диаметром каната считается наибольший размер его сечения d.
В пассажирских, больничных и грузовых лифтах с проводником подъемные канаты диаметром менее 9,5 мм не применяют. Для приведения в действие ограничителя скорости используют канат диаметром не менее 7 мм. Сопряжение двух концов каната допускается в той части, которая не находит на барабан, блоки и канатоведущий шкив. Сопряжение выполняют двумя коушами по концам канатов с заплеткой или установкой зажимов. Сращивание (счаливание) канатов не разрешается. Крепление канатов к кабине и противовесу должно быть надежным и создавать одинаковое натяжение всех канатов.
На прочность канатов влияют их перегибы на блоках, шкивах, барабанах, поэтому количество перегибов каната должно быть наименьшим, а диаметры отклоняющих элементов — возможно большими. Для лифтов выбирают (насколько это допустимо) менее жесткие канаты — канаты с органическим сердечником.
В перегибе каната на канатоведу-щем элементе участвуют все проволоки каната (как внутренние, так и внешние). Внешние проволоки изнашиваются сильнее вследствие дополнительного трения по ручью канатоведующего элемента. Поэтому предпочтение отдают канатам, у которых наружные проволоки большей толщины, чем внутренние.
Для более равномерного изнашивания наружных и внутренних проволок рекомендуется использовать наружные жесткие с меньшим разрывным усилием проволоки, а внутренние — с большим разрывным усилием.
Рис. 38. Заделка концов канатов для крепления к подвесным устройствам:а — заплеткой, б — зажимами, в — заливкой во втулке, г — клином во втулке
У лифтов с дополнительным противовесом, уравновешивающим часть массы кабины, минуя лебедку, дополнительный противовес подвешивают не менее чем на двух канатах.
Канаты можно крепить к подвесным устройствам кабины и противовеса несколькими способами. Наиболее распространенные способы заделки каната пояснены на рис. 38.
На конце каната должна быть петля с коушем, закрепленным заплеткой или зажимами, причем в первом случае регламентировано число пробивок каната прядями, а во втором — число зажимов, определяемое при проектировании. Наиболее употребляемые зажимы состоят из скобы с резьбой на обоих концах, фигурной планки с двумя отверстиями и двух гаек. Чтобы скоба не пережимала рабочую часть каната, планка должна прилегать только к ее рабочей ветви. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть равны не менее шести диаметрам каната. Заделка конца каната в стальной конусной втулке путем заливки легкоплавким сплавом или закрепления с помощью клина — также достаточно надежные способы.
Применение чугунных конусных втулок не разрешается.
При работе лифта канат изнашивается, что выражается в виде обрыва отдельных проволок. Это вызывается перегибами канатов на блоках, шкивах и барабанах под нагрузкой, а также уменьшением сечения наружных проволок вследствие их трения по рабочим поверхностям блоков, шкивов и барабанов или коррозии. В зависимости от типа канатоведущего органа (барабан, канатоведущий шкив) лифтовой лебедки Правилами предусмотрено количество канатов, на которых подвешивают кабину соответствующего лифта. Так, в пассажирских лифтах и грузовых с проводником кабину подвешивают при барабанной лебедке не менее чем на двух отдельных канатах, а при лебедке с канато-ведущим шкивом — на трех. В грузовых лифтах без проводника и грузовых малых кабину можно подвешивать при барабанной лебедке на одном канате, а при лебедке с канатоведущим шкивом — не менее чем на двух канатах.
Оценка степени износа каната и определение его пригодности для дальнейшей эксплуатации называется браковкой канатов. Она регламентирована Правилами Госгортехнадзора. Находящиеся в работе стальные канаты бракуют по числу видимых обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, которая соответствует одному обороту пряди относительно продольной оси каната.
Шаг свивки определяют следующим образом (рис. 39). На поверхности какой-либо пряди контролируемого участка каната наносят метку (точку Л), от которой отсчитывают в продольном направлении, включая прядь, отмеченную этой точкой, столько прядей, сколько их имеется в наружном слое каната (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точку Б). Расстояние между метками соответствует шагу свивки каната.
Рис. 39. Пример определения шага свивки шестипрядного каната
Канат, изготовленный из проволок различного диаметра, конструкции 6Х X 19= 114 проволок с одним органическим сердечником бракуют согласно данным, приведенным в первой графе табл. 3, причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрыв тонкой проволоки принимается за 1, обрыв толстой — за 1,7.
При поверхностном изнашивании каната или коррозии проволок число обрывов проволок на шаге свивки уменьшают. Если износ или коррозия составляет 40% и более первоначального диаметра проволок, то канат бракуют. В случае, когда кабина лифта подвешена на двух отдельных канатах, их бракуют в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного каната.
Если кабина лифта подвешена на трех канатах и более, их бракуют по среднему арифметическому значению. Канат с оборванной прядью к дальнейшей работе не допускается.
При эксплуатации канаты регулярно очищают от грязи и смазывают. Пыль и другие твердые частицы, попадая в смазочный материал, составляют абразив, ускоряющий изнашивание канатов. Очищают, осматривают и смазывают канаты при неподвижной кабине. Во время этих работ кабину можно перемещать только по указанию лица, выполняющего эти операции. Своевременный уход за канатами и их браковка позволяют лифту работать без аварий.
Читать далее: Противовесы лифтов
Категория: - Монтаж и эксплуатация лифтов
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Браковка стальных канатов | Справочник конструктора-машиностроителя
Шаг свивки каната определяется следующим типом.На поверхности какой-либо пряди наносят пометку, от которой отсчитывают вдоль главной оси каната столько прядей, насколько их существует в сечении каната ( например, шесть в шестипрядном канате ), и на следующей после отсчета пряди ( в предоставленном случае на седьмой ) наносят вторую пометку.Расстояние между метками принимается за шаг свивки каната.
Перед основанием работы канаты периодически смотрят, обращая внимание на то, чтобы на них не было петелек и узелков, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного износа, разорванных прядей или отдельных проволок.Пребывающие в работе стальные канаты, созданные из одних по диаметру проволок, отбраковывают по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки ( рис.1 ) в соответствии с номерами, показанными в табл.Канаты бракуют также по обрыву прядей, при наличии забоин и замятии, а также по износу и коррозии.
ж ) укладку груза делать равномерно, без нарушения принятых для складирования габаритов и без загромождения проходов и проездов, чтобы расстояние от выступающих элементов поворотной части стрелового самоходного крана ( автомобильного, железнодорожного, пневмоколесного, гусеничного, крана - экскаватора ) до груза было не меньше 1 м, а от выступающих элементов башенного, портального и козлового крана - не меньше 0, 7 м ;при невозможности соблюдения этого обстоятельства работы должны быть прерваны ;укладка груза в вагонетки, полувагоны и на платформы, а также снятие его не должны вызывать нарушения равновесия указанных транспортных средств ;сами транспортные средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного перемещения ;
Волнистость - вид деформации каната, при которой его продольная ось принимает форму спирали с шагом Нв и диаметром dв ( рис.12 ).Чаще всего появляется в канатах с металлическим сердечником при их эксплуатации на объединениях с изношенными ручьями в сочетании со значительными нагрузками от кручения и растяжения.В случае несовпадения направлений спирали волнистости и свивки каната прочность каната не уменьшается, при всем при том, что при эксплуатации канат ускоренно изнашивается на этом участке.
Внутренний контроль каната производится механическим способом для частичной оценки состояния его внутренних проволок ( наличие обрывов и коррозии ).При внутреннем контроле на ненагруженном канате закрепляются два зажима ( рис.1, а - тут и потом рисунки не приводятся ) на расстоянии 0, 2 - 0, 4 м ( для канатов, соответственно, диаметром 20 - 40 мм ), фиксируя положение одного зажима, другой вертят в течении, противоположном направлению свивки каната, при этом наружные пряди раскрываются и отходят от сердечника.Проскальзывание зажимов по канату и деформирование прядей каната при его раскручивании не допускается.
Для крепления конца каната к оси широко применяют разные приспособления, например коуши, предохраняющие канат от острых перегибов, уменьшающие напряжение смятия и обороняющие от истирания об ось.Канат укладывают в желоб коуша и широкий конец связывают с основной ветвью.Соединение конца каната может быть выполнено путем сращивания - вплетения проволок распущенного конца каната в главный ветвь на длине ( 20 - 25 ) с последующей оплеткой стальной проволокой.Подобное соединение является очень трудоемким.Более распространенным является соединение винтовыми зажимами с фигурной планкой.Для уменьшения деформации изгиба рабочей ветви каната зажимы в этом случае ставят, так, чтобы рабочая ветвь прижималась к планке.Шаг между зажимами и длина широкого конца каната от нового зажима должна быть одинакова не менее шести диаметрам каната.Широко разболтано соединение каната с помощью стальных конических стаканчиков.В этом случае канат протаскивают через тесный конец втулки на длину, одинаковую двум длинам конуса, при этом канат расплетают, вырезают органический сердечник, каждую проволоку очищают и сгибают в 2 разочка, потом канат помещают во втулку и заливают легкоплавким металлом.Надежным и удобным в эксплуатации является клиновой, который нельзя отменить из конической втулки овального сечения и клина.
spravconstr.ru
Норма - браковка - стальной канат
Норма - браковка - стальной канат
Cтраница 1
Нормы браковки стальных канатов даны в прил. [2]
Грузовой канат проверяется на соответствие требованиям норм браковки стальных канатов, приведенных в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. [3]
Кроме того, в правилах приведены методы определения числового значения коэффициента грузовой и собственной устойчивости крана; нормы браковки стальных канатов; способы сигнализации знаками при перемещении грузов кранами. [4]
Должен знать: принцип работы, способы изготовления такелажных изделий; устройство ремонтируемых и изготавливаемых съемных ГЗП; нормы браковки стальных канатов; способы вязания сложных узлов; принцип, схему работы, технологию заплетки и сборки тросовых систем. [5]
В процессе работы канат изнашивается ( проволока перетирается, рвется), становится менее прочным и со временем бракуется. Нормы браковки стальных канатов разработаны и утверждены Госгортехнадзором СССР и являются обязательными для всех организаций. [6]
Пригодность каната к работе определяют по степени его износа, наличию коррозии и числу оборвавшихся проволок в прядях. Нормы браковки стальных канатов установлены Госгортехнад-зором. Согласно этим нормам канат, имеющий на одном шаге свивки число обрывов проволок, указанное в табл. 4, к дальнейшей работе не допускается. [8]
Стальные канаты ( тросы) грузоподъемных машин подвергают тщательному осмотру и при необходимости бракуют. Установлены нормы браковки стальных канатов в зависимости от предельно допустимого числа обрывов проволок на длине одного шага свивки каната. [10]
При обследовании крана проверяют правильность за-пасовки и исправность крепления грузовых, стреловых, винтовых и других канатов. Опасные дефекты: обрывы проволочек и прядей, коррозия, значительный износ каната не допускаются. Браковку канатов проводят согласно нормам браковки стальных канатов. [11]
Осмотру подвергаются все установленные на кране канаты. При этом следует убедиться в отсутствии повреждений, для чего канат осматривают по участкам. В случае обнаружения оборванных проволок или поверхностного износа определяют пригодность каната к дальнейшей работе в соответствии с нормами браковки стальных канатов ( прил. [12]
Для безопасности работы на грузоподъемных машинах необходимо своевременно обнаружить износ каната и заменить его. Перед началом работы следует ежедневно производить осмотр каната и вести запись в вахтенном журнале результатов осмотра. В случае обнаружения на канате оборванных проволок необходимо произвести тщательный подсчет этих проволок и сравнить полученные данные с нормами браковки стальных канатов. [13]
Измеряют диаметр каната, как показано на рисунке. Расстояние между метками соответствует шагу свивки. У многопрядных канатов шаг свивки определяют по числу прядей в наружном слое каната. Нормы браковки стальных канатов приведены в таблице. [14]
По каким, признакам бракуют стальные канаты. Стальные канаты бракуют по числу видимых обрыве проволок на длине одного шага свивки каната. Нормы браковки стальных канатов приведены в прил. [15]
Страницы: 1
www.ngpedia.ru