ТЕМА: Канаты. Виды канатов. Дефекты стального каната. 1. Дефекты стальных канатов


    Типовые повреждения канатов, наиболее частые причины появления дефектов у канатов → Полезные статьи 【УкрЭкоПродукт】

    Стальные канаты используются во многих сферах промышленности, где работа связана с необходимостью подъема и транспортировки крупногабаритных или тяжелых грузов. В процессе использования тросы часто повреждаются и не подлежат ремонту. Повреждения, при которых дальнейшее использования изделия возможно, а при которых – нет, определяется нормами браковки.

    Эти правила учитывают:

    • количество оборванных проволок,
    • нарушение целостности прядей, сердечника,
    • уменьшение диаметра и площади металлического сечения изделия.

    Но существуют и другие типовые дефекты, при которых необходим дополнительный контроль состояния или выведение из работы отдельного каната.

    Наиболее частые причины появления повреждений

    Естественной причиной выхода из строя троса является усталостное разрушение проволоки. Такой изъян появляется после длительного использования изделия в условиях, соответствующих техническим нормам. Разрыв проволок при этом имеет гильотинный вид и может свидетельствовать о выработке ресурса каната.

    Наиболее распространенный фактором, приводящим к необходимости преждевременной замены грузонесущих элементов в оборудовании, является абразивный износ. Это явление, сопровождающееся разрывом наружных проволок, возникает при нарушении ряда правил безопасной эксплуатации строп. В таком случае изделие изымается из работы при уменьшении его диаметра на 7% или при уменьшении диаметра внешних проволок на 40%.

    Абразивный износ наблюдается при:

    • демонтировании ограничителя высоты подъема груза,
    • его неправильном положении,
    • неправильной установке зажимов,
    • нарушении условий эксплуатации.

    Виды типовых дефектов канатов

    Определить разновидность повреждения троса можно по её внешним признакам.

    Штопором называют неравномерное, асимметричное растяжение витков изделия, возникающее, преимущественно, на отрезках возле блоков и других конструкций, взаимодействующих с ним.

    Образование «фонаря» часто встречается в многослойных изделиях. Такой изъян говорит о повышенном сжимающем усилии в наружных слоях и повышенной нагрузке на сердечник. Чаще всего причиной деформации становится несоответствие стального стропа условиям использования. Наиболее характерно наличие дефекта при плотной свивке наружных проволок и асимметричной нагрузке на сердечник с его дальнейшим перетягиванием в одну сторону. Образование «фонаря» требует выведения стального троса из работы.

    изделия.

    Петлеобразное выпучивание проволок может наблюдаться при недостаточной смазке изделия в процессе работы или несоответствии радиуса ручьев шкива и нарезки барабана. При сильной деформации структуры троса его следует вывести из эксплуатации.

    При разрыхлении наблюдается повышение подвижности наружных слоев проволок или прядей. Такое повреждение приводит к увеличению нагрузки на внутренние слои и быстрому износу изделия. При значительном разрыхлении проволок канат рекомендуется заменить.

    Местное утолщение, вызванное утолщением сердечника, также увеличивает скорость износа стропа. В таком случае возможен внезапный аварийный разрыв изделия, что делает его опасным для использования. При наличии утолщения следует произвести замену грузонесущего элемента.

    Затяжки прядей образуются при нарушении целостности сердечника и его недостаточном диаметре. Особенного внимания требуют части каната, расположенные у анкерных устройств, так как на этих участках наличие затяжек малозаметно. Такая деформация приводит к нарушению распределения нагрузки между слоями изделия, что делает необходимой его замену.

    Раздавливаниенаблюдается при нарушении правил безопасного использования тросов и сопровождается усиленным износом проволок в области дефекта из-за изменения натяжения. При появлении раздавливания следует с особым вниманием следить за состоянием

    Образование колышки из-за затяжки петли или резкий излом каната являются вескими причинами для его замены. Такие дефекты возникают при нарушении правил подготовки изделия к эксплуатации или нарушении его структуры под посторонним воздействием.

    К любому повреждению целостности троса, даже не требующему его немедленной замены, следует относиться с пристальным вниманием, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций на производстве.

    1kanat.com.ua

    ТИПОВЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ КАНАТОВ - ЮЖМЕТИЗ

    В зависимости от условий эксплуатации стальные канаты испытывают разные виды износа отдельных проволок, а также нарушения структуры. Правилами установлены количественные нормы браковки стальных канатов по числу оборванных проволок, поверхностному износу или коррозии, а также по обрыву пряди или сердечника, уменьшению диаметра или площади металлического сечения. 

    На практике встречаются также другие повреждения канатов, требующие усиленного внимания или даже его браковки во избежание аварии. Описания этих повреждений также имеется в Правилах. Для сравнения приведем описание структурных повреждений канатов из германского стандарта DIN 15020 (Основные правила для канатных приводов). Замер производят без груза, но при этом вес грузовой подвески не должен превышать 30% номинальной грузоподъёмности крана. 

    Помимо технологических причин, к возникновению штопора приводит несимметричное растяжение каната в процессе эксплуатации, которое имеется практически всегда на переходных участках у блоков и других, взаимодействующих с канатом деталей. Поэтому ниже приведено теоретическое описание этого явления. Отслоение наружных прядей или проволок фонарение наблюдается в многослойных канатах и свидетельствует о появлении сжимающих усилий в наружном слое и перегрузке сердечника. 

    Причину этого явления практически всегда следует искать в ошибках проектирования каната для данных условий или нарушении правил его эксплуатации. Например, при плотной свивке наружного слоя и несимметричном цикле нагружения каната при работе на блоках происходит перетягивание сердечника в одну сторону с образованием фонаря. Расслабление наружных элементов часто накапливается вблизи анкерных устройств. 

    Фонарь может возникать ещё и как следствие раскручивания каната при подготовке к эксплуатации. При наличии фонаря канат рекомендуется отбраковать. При существенном нарушении структуры каната вследствие петлеобразования проволок канат рекомендуется отбраковать. Разрыхление наружного слоя проволок или прядей, при котором они становятся легко подвижны, приводит к перегрузке остальных проволок. Если разрыхление произошло вследствие износа или коррозии проволок, то канат рекомендуется заменить.  других случаях требуется повышенное внимание к дальнейшей эксплуатации каната. Местное утолщение каната наблюдается при наличии утолщения сердечника, что может служить причиной ускоренного износа прядей. Например, отмечен случай аварийного износа импортного каната в канавке канатоведущего шкива лифта Останкинской телебашни, причиной которого было утолщение органического сердечника вследствие соединения его концов внакладку. 

    При сильно выраженном местном утолщении каната его рекомендуется отбраковать. Затяжка одной или нескольких прядей может происходить при малом диаметре сердечника, его износе или разрушении. Например, такой случай имел место на плавкране "Богатырь" вследствие износа органического сердечника грузового каната (ГОСТ 3079-66) диаметром 52 мм в результате длительной (19 лет) эксплуатации каната. 

    Особенно тщательно следует проверять участки каната, прилегающие к анкерным устройствам, где затяжка бывает трудно различима. Нарушение структуры каната в виде затяжки приводит к резкому перераспределению нагрузок между его элементами, поэтому при достаточно выраженной затяжке канат следует заменить. Раздавливание каната случается как следствие нарушения правил эксплуатации. Местное раздавливание приводит в последующем к усиленному износу проволок, поэтому требуется повышенное внимание к канату при дальнейшей эксплуатации. 

    Колышка образуется при затяжке петли в результате нарушения правил подготовки каната к работе и является безусловным основанием для отбраковки. Канат должен быть отбракован также и в случае его резкого излома в результате перегиба на элементах конструкции или других посторонних воздействий. Приведенные структурные дефекты по DIN 15020 являются типовыми. Однако, строго говоря, при их оценке технический персонал должен руководствоваться нормами, действующими на данной территории.

    Типовые повреждения канатов

    материал взят из книги  «Стальные канаты» автор  В. А. Малиновский

    Перейти к списку статей

    www.ugmetiz.com.ua

    Основные повреждения и дефекты стальных канатов

    Известно, что стальные канаты могут подвергаться износам, в зависимости от различных эксплуатационных условий. Также, нужно отметить, что нарушается и их целостная структура.

    Поэтому и существуют специальные способы отбраковки канатов, включая число оборванных проволок, площадь коррозии, износ поверхности, уменьшение площади сечения стальной сердцевины и обрыв пряди (или сердечника).

    Помимо вышеперечисленных видов повреждений в процессе эксплуатации каната, возможны и другие дефекты. Поэтому, очень важно обеспечить нужный контроль, чтобы вовремя предотвратить аварийные ситуации. Исключая просчеты, допущенные в технологии изготовления, повреждения могут быть вызванными несимметричным растяжением или повышенным давлением на канат. Такая ситуация практически всегда присутствует на переходных участках, где блоки и другие элементы конструкции прямо взаимодействуют с тросом. Ещё одно повреждение, которое изнашивает канаты - это отслоение наружных проволок или прядей. К сожалению, это достаточно частое явление, которое возникает в связи со сжиманием усилий в наружных слоях и перегрузки непосредственно сердечника.

    Зачастую такие явления свидетельствуют о просчетах, возникающих при проектировании конкретных условий. Примером может быть и плотная свивка в наружном слое комплекса с несимметричным циклом перегрузки каната. А это может повлечь за собою наклон сердечника в другую сторону, с образованием фонаря.

    Основной причиной возникновения фонаря может быть раскручивание каната во время подготовки его к эксплуатированию. И если фонарь уже образовался, то канат лучше сразу забраковать. Потому как возможно разрыхление наружного слоя прядей (проволок), что влечет за собою повышенную подвижность каната, вызывая перегрузку остальных его проволок. И для того, что бы избежать различного характера чрезвычайных ситуаций нужно обязательно его заменить.

    Если канаты идут с ярко выраженным утолщением, то необходимо их отбраковать. В противном случае, может возникнуть ускоренный износ прядей (проволок). При длительной эксплуатации возможны и случаи затяжек прядей (как одной, так и нескольких), что приводит к разрушению или сильному износу сердечника, а также уменьшению его диаметра. Поэтому нужно быть предельно внимательным при осмотре канатов, что бы избежать курьезных ситуаций в процессе их эксплуатации.

    www.dyatlovo.info

    ТЕМА Канаты Виды канатов Дефекты стального каната 1

    ТЕМА: Канаты. Виды канатов. Дефекты стального каната. 1

    Канат - гибкое изделие, свитое из стальных, синтетических или растительных волокон. 2

    ВИДЫ КАНАТОВ: 1. Растительные 2. Синтетические 3. Стальные 3

    Растительные канаты Изготавливают из специально обработанных прочных длинных волокон некоторых растений. 4

    КАНАТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ Изготавливается из хлопковых волокон, которые покрывают семена растений хлопчатника. Основное вещество, из которого и состоит само хлопковое волокно — это целлюлоза. 5

    Канат пеньковый Изготавливают из технологической конопли. Это не наркосодержащее вещество, а очень полезное растение. Из его длинных волокон изготавливают текстильные изделия. 6

    Канат сизалевый Изготавливают из листьев агавы (растения тропической и субтропической Америки). Необычное название материал получил, по имени мексиканского порта Сисаль, который находится на полуострове Юкатан. 7

    Канат манильский изготавливают из волокон растений семейства банановых, произрастающих на Филиппинских островах. Пеньковый банан имеет грубые, частично одеревенелые волокна, которые также называют банановое волокно, абака или манильское волокно. 8

    Канат джутовый производится из кустарника, произрастающего в Индии, Китае, Бангладеш и других странах Азии, Африки, Америки. 9

    Синтетические канаты - изготовлены из полимеров различных марок. 10

    Синтетические канаты - изготовлены из различных полимеров, различных марок. Имеют большие преимущества растительными. Они значительно прочнее и легче, более гибки и эластичны, влагостойки, не подвержены гниению. перед 11

    Канат полиамидный изготовлен из светостабилизированного высокопрочного капрона. 12

    Канат полипропиленовый производится из мононити полипропилена или пленки 13

    Канат стальной. изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. 14

    15

    Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок 16

    При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. 17

    Браковка канатов. 18

    1. Растительные канаты изготавливают из: А) волокон конопли; Б) нитей перлона; В) волокон абака-манилы; Г) волокон мелисы 19

    2. Синтетические канаты используются в качестве сердечников для стальных канатов. А) да; Б) нет. 20

    3. Синтетические канаты обладают свойствами: А) подвержены коррозии; Б) влагостойкие; В) тяжелые; Г) подвержены гниению 21

    4. Растительные канаты используются в качестве сердечников: А) да; Б) нет. 22

    5. Пеньковый сердечник в стальных канатах применяют: А) для жесткости; Б) для гибкости; В) для предохранения от коррозии. 23

    6. Стальной канат бракуется: А) при деформации сердечника; Б) при перегибе В) при волнистообразности; Г) увеличении диаметра проволок каната 24

    ОТВЕТЫ: 1 - А; В. 2. – А. 3. - Б. 4. – А. 5. – Б; В. 6. – Б; В. 25

    present5.com

    Критерии повреждения и замены стальных канатов

    Фото Описание повреждений
    Обрывы и смещение проволок в двух прядях каната крестовой свивки. Канат подлежит замене.
    Сильный износ и большое количество обрывов проволоки в канате крестовой свивки.Требуется срочная замена каната.
    Обрывы проволоки в одной пряди и слабый износ каната параллельной свивки.Необходимо удалить обрывы проволоки, придать канату гладкость.
    Обрывы проволоки в нескольких прядях, расположенных близко к холостому шкиву (иногда затягиваются шкивом).Канат подлежит замене.
    Обрывы проволоки в двух прядях вследствие усталости при изгибе и серьезного локализованного износа.Канат подлежит замене.
    Дефект "птичья клетка" в многослойном (малокрутящемся) канате, вызванный усиленным вращением вокруг небольших канавок или слишком большим углом девиации.Требуется срочная замена каната.
    Выступ стального сердечника, вызванный как правило, деформацией типа "фонарь". Требуется срочная замена каната.
    Ослабление проволок отдельной пряди. При осмотре отрезка каната деформация наблюдается через равные промежутки, обычно равняется шагу свивки.Необходимо наблюдать за этим дефектом.
    Более серьезный пример предыдущего дефекта с выступом внутренних проволок прядей. Дефект крупной локализации, вызванный ударными нагрузками.Требуется срочная замена каната.
    Местное увеличение диаметра каната параллельной свивки, вызванное деформацией металлического сердечника под действием динамических нагрузок. Наличие следов коррозии и сильный износ наружных проволок.Требуется срочная замена каната.
    Местное увеличение диаметра каната вследствие выпирания органического сердечника между наружными прядями.Канат подлежит замене.
    Большой узел, вызывающий выступ органического сердечника. Требуется срочная замена каната.
    Канат, перекрученный во время монтажа и эксплуатации, подвергаемый локализованному износу и вытягиванию прядей.Канат подлежит замене.
    Местное уменьшение диаметра каната из-за стремления внешних прядей к заполнению объема разрушенного органического сердечника.Требуется срочная замена каната.
    Расплющивание на участке каната, вызванное локальным разрушением вследствие механического воздействия; этот эффект вызывает отсутствие равновесия в прядях. Также присутствуют обрывы проволок.Канат подлежит замене.
    Расплющивание на участке многопрядного каната, вызванное механическим воздействием на большой отрезок каната вследствие неправильной размотки лебедки. Наличие увеличившегося шага свивки наружных прядей с ассиметричным растягиванием под нагрузкой.Канат подлежит замене.
    Сильный изгиб. Канат подлежит замене.
    Выход каната из канавки шкива с последующей деформацией, расплющиванием, локальным износом и множественными обрывами проволок.Канат подлежит замене.
    Совокупный эффект от воздействия нескольких факторов. Большой износ внешних проволок, вызвавший ослабление проволок и деформацию типа "фонарь"; риск выталкивания каната из шкива.Требуется срочная замена.

    5kanatov.ru

    Типовые повреждения стальных канатов

    В разных условиях использования  стальные канаты подвергаются разным видам износа отдельных проволок, по-разному нарушается и их структура. Существуют нормы отбраковки  канатов по числу оборванных проволок,  износу поверхностей  или площади коррозии, а также по обрыву пряди или сердечника, уменьшению диаметра или площади сечения металлической сердцевины.

    Кроме перечисленных, в процессе эксплуатации выявляются десятки других типов повреждений канатов, которые требуют особого контроля, а иногда и забраковки для предупреждения аварий. Помимо просчетов, допущенных в технологии изготовления, к повреждениям может привести несимметричное растяжение каната в процессе эксплуатации, присутствующее практически постоянно на переходных участках у блоков и остальных элементов конструкции, взаимодействующих с канатом. Отслоение наружных прядей или проволок - частое явление для  многослойных канатов, свидетельствующее о возникновении сжимающих усилий в наружном слое и перегрузке сердечника.

    Такие явления  в большинстве случаев являются следствием просчетов при проектировании для конкретных условий, либо  нарушением норм эксплуатации.К примеру, плотная свивка наружного слоя в комплексе с  несимметричным циклом нагружения каната, приводит к  перетягиванию сердечника в одну сторону с возникновением фонаря.

    Фонарь может возникать также и при раскручивании каната во время подготовки к его использованию. Если фонарь уже существует, такой канат  лучше забраковать, также не стоит использовать канаты с существенным нарушением  структуры каната вследствие петлеобразования проволок. Разрыхление наружного слоя проволок или прядей, создающее увеличенную подвижность каната, даст перегрузку остальных проволок. Такой канат необходимо заменить во избежание чрезвычайных ситуаций.

    Местное утолщение на канате свидетельствует об утолщении сердечника, ведущем к ускоренному износу прядей.  Если такое утолщение выражено достаточно сильно,  лучше отбраковать канат.Затяжка одной или нескольких прядей может возникать как следствие износа или разрушения сердечника, когда его диаметр уменьшается. При длительной эксплуатации такие случаи не так уж редки.

    Больше всего внимания при осмотре канатов необходимо обращать на участки, прилегающие к анкерным устройствам, где затяжка порой почти не видна. Между тем, нарушая структуру каната, затяжка резко перераспределяет нагрузку между его элементами.

    Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

    Теги: Типовые повреждения стальных канато

    www.dzerghinsk.org

    Канаты. Виды канатов. Дефекты стального каната. 1

    Описание презентации ТЕМА: Канаты. Виды канатов. Дефекты стального каната. 1 по слайдам

    ТЕМА: Канаты. Виды канатов. Дефекты стального каната.

    Канат — гибкоеизделие, свитоеиз стальных, синтетических или растительных волокон.

    ВИДЫ КАНАТОВ: 1. Растительные 2. Синтетические 3. Стальные

    Растительные канаты Изготавливают из специально обработанных прочных длинных волокон некоторых растений.

    Изготавливается из хлопковых волокон, которые покрывают семена растений хлопчатника. Основное вещество, из которого и состоит само хлопковое волокно — это целлюлоза. КАНАТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ

    Канат пеньковый Изготавливают из технологической конопли. Это не наркосодержащее вещество, а очень полезное растение. Из его длинных волокон изготавливают текстильные изделия.

    Канат сизалевый Изготавливают из листьев агавы (растения тропической и субтропической Америки). Необычное название материал получил, по имени мексиканского порта Сисаль, который находится на полуострове Юкатан.

    Канат манильский — изготавливают из волокон растений семейства банановых, произрастающих на Филиппинских островах. Пеньковый банан имеет грубые, частично одеревенелые волокна, которые также называют банановое волокно, абака или манильское волокно.

    Канат джутовый — производится из кустарника, произрастающего в Индии, Китае, Бангладеш и других странах Азии, Африки, Америки.

    Синтетические канаты — изготовлены из полимеров различных марок.

    Синтетические канаты — изготовлены из различных полимеров, различных марок. Имеют большие преимущества перед растительными. Они значительно прочнее и легче, более гибки и эластичны, влагостойки, не подвержены гниению.

    Канат полиамидный изготовлен из светостабилизированного высокопрочного капрона.

    Канат полипропиленовый производится из мононити полипропилена или пленки

    Канат стальной. изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм.

    Канаты одинарной свивки — изготавливают непосредственно из отдельных проволок

    При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат.

    Браковка канатов.

    1. Растительные канаты изготавливают из: А) волокон конопли; Б) нитей перлона; В) волокон абака-манилы; Г) волокон мелисы

    2. Синтетические канаты используются в качестве сердечников для стальных канатов. А) да; Б) нет.

    213. Синтетические канаты обладают свойствами: А) подвержены коррозии; Б) влагостойкие; В) тяжелые; Г) подвержены гниению

    224. Растительные канаты используются в качестве сердечников: А) да; Б) нет.

    235. Пеньковый сердечник в стальных канатах применяют: А) для жесткости; Б) для гибкости; В) для предохранения от коррозии.

    246. Стальной канат бракуется: А) при деформации сердечника; Б) при перегибе В) при волнистообразности; Г) увеличении диаметра проволок каната

    25 ОТВЕТЫ: 1 — А; В. 2. – А. 3. — Б. 4. – А. 5. – Б; В. 6. – Б; В.

    present5.com