Отбраковка талевых канатов. Выбраковка канатов стальных
4.6. Выбраковка канатов
Выбраковка находившихся в работе стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки согласно нормам стальных канатов [2.198, прил.8]. при этом считается фактическое число обрывов для канатов с проволоками разного диаметра.
В данных методических указаниях методика выбраковки канатов приводится в сокращенном виде без методики выбраковки канатов, конструкция которых не указана в табл.3, и без норм браковки канатов в зависимости от поверхностного износа или коррозии.
Выбраковка канатов производится согласно данным табл.3 и рис.4.
Рис. 4. Определение шага свивки
64
Червячная таль с кошкой. Как и злектротельфер, рассматриваемое грузоподъемное устройство имеет две части: грузоподъемный механизм и механизмы передвижения – ходовую тележку с ручным приводом.
В качестве грузоподъемного механизма использована червячная таль (рис.2,б), подвешенная к траверсе ходовой тележки (рис.2,а). привод тали аналогичен приводу ходовой тележки: с помощью бесконечной тяговой сварной цепи 3 приводится во вращение тяговая звездочка, которая сидит на валу червяка 1. червяк передает вращение червячному колесу 7, на валу которого закреплена грузовая звездочка 8 с перекинутой через нее тяговой пластинчатой втулочно-роликовой цепью 4. вместе с нижним цепным блоком 5 тяговая цепь образует двухкратный цепной полиспаст. Начальное звено цепи закреплено на корпусе. Второй конец тяговой цепи также приклеплен к корпусу тали, чтобы не допустить прохода всей цепи через верхнюю грузовую звездочку, что привело бы к падению груза. Цепной блок и крюк 6 входят в состав крюковой подвески.
Как известно, самотормозящиеся червячные пары имеют низкий КПД, меньше 0.5. поэтому в червячных талях применяют двухзаходные несамотормозящиеся червяки, а для удержания на весу поднятого груза используют грузоподъемные тормоза, замыкаемые силой тяжести поднятого груза, за счет возникновения осевого усилия вдоль червяка. В лабораторной таои использован храповый грузоупорный тормоз, включающий храповое колесо 9, собачку 11 и тормозные диски 10 и 12. при подвешенном грузе в червяке возникает осевое усилие, что позволяет исключить из устройства пару винт-гайка. При опускании груза храповое колесо оказывается зажатым за счет момента сил трения от осевого усилия червяка. Возникающий при этом момент трения преодолевается
73
тележка тормоза не имеет. В исключительных случаях экстренного торможения допускается быстрое переключение механизма передвижения на обратный ход. Тележка может перемещаться по закруглениям пути с радиусом не менее 0.5м.
Рис. 1. Электротельфер
а – грузоподъемный механизм; б – ходовая тележка.
Рис. 2. Таль с кошкой:
а – ходовая тележка; б – червячная таль.
72
Шаг свивки каната определяется следующим образом. На поверхности какой-либо пряди (рис.4) наносится метка (точка а), от которой отсчитывается вдоль центральной оси каната столько
У многопрядных канатов (например, каната 18×19=342 с одним органическим сердечником) имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 – в наружном. Шаг свивки в этом случае определяется по числу прядей в наружном слое.
Выбраковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра (например, конструкция 6×19=114 проволок с одним органическим сердечником), производится согласно данным, приведенным в первой графе табл.3, причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете количества обрывов, обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки – за 1.7. например, если на длине одного шага свивки при к < 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6×1+5×1.7= 14.5, т.е. более 12 (см.табл.3), и, следовательно, канат бракуется.
Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, взрывчатые, огнеопаснее и ядовитые вещества, бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволок на шаге свивки, чем указано в табл.3.
При обнаружении в канате оборванной пряди канат к дальнейшей
65
работе не допускается.
Таблица 3
Число обрывов проволоки на длине одного шага сивки каната, при котором канат должен быть заблокирован
Первоначальный коэффициент запаса прочности | Конструкция каната | |||||||
6×19=114 и один органический сердечник | 6×37=222 и один органический сердечник | 6×61=366 и один органический сердечник | 18×19=342 и один органический сердечник | |||||
Сочетание направлений свивки элементов каната | ||||||||
крестовая | односто-ронняя | крестовая | односто-ронняя | крестовая | односто-ронняя | крестовая | односто-ронняя | |
К <6 K=6…7 K>7 | 12 14 16 | 6 7 8 | 22 26 30 | 11 13 15 | 36 38 40 | 18 19 20 | 36 38 40 | 18 19 20 |
По данному образцу каната, бывшего в эксплуатации, определить количество обрывов на шаге свивки с наибольшим числом повреждений и дать заключение о пригодности каната к дальнейшей эксплуатации.
Для этого необходимо, предварительно определив конструкцию каната с повреждениями (см.п.4), сосчитать условное число обрывов проволок на наиболее поврежденном шаге свивки и, выбрав, согласно заданным в п.4.5 условиям эксплуатации, коэффициент запаса прочности к (вариант условий эксплуатации – соответственно номеру в групповом журнале), найти по табл.3 число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при котором канат должен быть заблокирован.
Найдя в табл.3 предельное число обрывов, сравнить его с опре-
66
электродвигателя. Дополнительно имеется винтовой грузоупорный тормоз, включающий передачу винт-гайки 4, храповое колесо 5, собачку 6 и два фрикционных диска 7.
Использование в грузоподъемном механизме короткозамкнутого электродвигателя трехфазного тока с повышенным скольжением обеспечивает необходимый пусковой момент, а специальное исполнение позволило получить наилучшие габаритные размеры. Статор электродвигателя 2 запрессован в грузовой барабан, который тем самым одновременно выполняет роль станины электродвигателя и вращается в ту же сторону, что и ротор, но с частотой вращения в U раз меньшей (здесь U – передаточное число редуктора). Скорость подъема крюка 8 м/мин.
Крюковая подвеска состоит из блока, закрытого обоймой, и шарнирно подвешенного однорогого грузового крюка. Блок вращается на шарикоподшипниках. Крюк может вращаться относительно вертикальной оси, так как он опирается на траверсу через упорный шарикоподшипник. Ось блока соединена с траверсой крюка двумя пластинами (серьгами).
Ходовая тележка электротельфера (рис.1,б) – четырехколесная, приспособлена для передвижения по нижним полкам двутавровой балки 1. тележка состоит из двух, вертикальных щек, скрепленных между собой стяжками.
В холостой щеке закреплены две оси для свободно вращающихся неприводных ходовых колес (катков), которые установлены на шарикоподшипниках.
В моторной щеке, расположенной со стороны электродвигателя механизма передвижения, установлены приводные колеса 2. эти колеса приводятся в движение от электродвигателя с короткозамкнутым ротором через зубчатый редуктор. Ходовая
71
Тельфер (англ. telpher, от греч. tele–далеко и phero-несу) – таль, имеющая механизм передвижения по однорельсовому подвесному пути – монорельсу. Тельфер с ручным приводом называют также кошкой – по названию монорельсовой тележки, к которой подвешена таль.
При ручном приводе наиболее распространены червячные тали из-за их компактности при достаточной большой грузоподъемности – до 10 т. Имеются также шестеренные тали, в том числе – о планетарной зубчатой передачей для большей компактности механизма. КПД шестеренных талей выше, чем червячных.
Как средство внутрицехового транспорта наиболее распространены электротельферы грузоподъемностью до 5 т. Электротельферы входят также в состав кран-балок, козловых кранов.
Электротельфер ТЭ 0,5В3-П (рис.1) состоит из двух частей: грузоподъемного механизма и ходовой тележки, имеющий свой электропривод и рассчитанной на передвижение по двутавровой балке соответствующего номера в зависимости от конкретных условий эксплуатации.
Грузоподъемный механизм электротельфера (рис.1, а) состоит из корпуса с барабаном 1, в который встроен электродвигатель специального исполнения. Барабан получает вращение от ротора 3 электродвигателя через двухступенчатый цилиндрический редуктор, встроенный в корпус. На конце вала ротора установлен двухколодочный длинноходовой электромагнитный тормоз 8. замыкание тормоза производится пружиной, а размыкание – электромагнитом, включенном параллельно с электродвигателем. Поэтому замыкание и размыкание тормоза происходит автоматически при включении и выключении тока в цепи
70
еленным ранее условным числом обрывов данного каната, после чего сделать заключение о возможности его дальнейшей эксплуатации.
Результаты обследования занести в табл.4.
Таблица 4
Результаты обследования каната, бывшего в эксплуатации
№ | Параметры | Значения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Конструкция каната Сочетание направлений свивки Шаг свивки Коэффициент запаса прочности Условное число обрывов Предельное число обрывов заключение |
studfiles.net
Выбраковка канатов
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Остальное о мостовых кранах
Выбраковка канатовНадежная и безопасная эксплуатация грузоподъемных машин в значительной мере зависит от состояния канатов.Осмотр состояния каната обычно совмещают с проведением технического обслуживания и проводят визуально без применения увеличительных приборов. Сечение каната должно быть круглым, а его диаметр должен соответствовать размеру, указанному в соответствующем сортаменте на канаты.
Очищенный канат осматривают по всей длине, разматывая его с барабана лебедки. При этом устанавливают участки каната, имеющие наибольшее количество оборванных проволок. Для упрощения работ по определению числа обрывов проволок рекомендуется сзади каната устанавливать зеркало и пользоваться мощным источником света.
Критерием для оценки состояния каната является число обрывов проволок в наружных слоях свивки прядей каната на длине одного шага свивки с учетом износа (коррозии) проволок.
Браковочная норма составляет примерно 10% общего количества проволок в канате крестовой свивки. Для канатов односторонней свивки эта норма вдвое ниже, так как потеря ими несущей способности наступает вдвое быстрее.
Помимо указанных критериев браковки канат подлежит выбраковке при наличии следующих неустранимых дефектов: обрыв одной пряди, утонение — местное номера прядей уменьшение диаметра каната в результате разрушения органического сердечника, сплющивание — нарушение круглого поперечного сечения каната, отставание прядей от сердечника — «фонаре- ние», выход сердечника на поверхность каната, заломы, петли и «жучки» на канате, следы поджога каната (окалина, цвета побежалости) в результате короткого замыкания кабеля электросварки и пр.
Аналогичным образом освидетельствуют и выбраковывают стальные канаты грузозахватных приспособлений. Результаты освидетельствования заносят в крановый журнал, в котором отмечают места наибольшего скопления дефектов, максимальное обнаруженное число обрывов проволок на длине одного шага свивки, процентный износ (коррозию) проволок, общее состояние каната и др.
Читать далее: Грузозахватные приспособления мостовых кранов
Категория: - Остальное о мостовых кранах
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Дефекты стального каната |
Причины дефекта и их устранение |
Механическое повреждение, вызванное контактом каната с конструкцией, в которой он работает, или наружной конструкцией - обычно локализованного характера. |
- Обычно является следствием условий эксплуатации. - Проверьте ограждающие устройства шкива и опорные/ направляющие шкивы, чтобы убедиться, что канат «не выпрыгнул» из предназначенной системы запасовки. - Проверьте условия эксплуатации. |
Раскрытие прядей в некрутящихся, малокрутящихся канатах и параллельно свитых канатах - в чрезвычайных обстоятельствах может развиваться вспучивание прядей или выпучивание внутренних прядей. Примечание: некрутящиеся и малокрутящиеся канаты разрабатываются со специальным зазором в прядях, который виден в канатах при поставке, а также без нагрузки. Эти зазоры смыкаются под нагрузкой и не оказывают воздействия на эксплуатационные характеристики каната. |
- Проверьте радиусы ручьев шкива и нарезки барабана с помощью калибра, чтобы убедиться, что они не меньше номинального радиуса каната + 5% . Рекомендует проверять радиусы ручьев шкива и нарезки барабана перед навеской любого каната. - Отремонтируйте или замените барабан/шкивы, если необходимо. - Проверьте углы девиации в системе запасовки - угол девиации более 1,5° градусов может вызвать деформацию. - Проверьте метод навески - кручение, созданное при навеске, может вызвать избыточное кручение каната, приводящее к деформации. - Канат мог подвергаться ударной нагрузке. |
Оборванные проволоки, раздавленный или расплющенный канат в нижних слоях в точках пересечения при многослойной навивке на барабан. Порывы проволок обычно вследствие раздавливания или абразивного истирания. |
- Проверьте натяжение в нижних слоях. Рекомендуется соблюдать натяжение при навеске от 2% до 10% минимального разрывного усилия каната. Необходимо также следить, чтобы натяжение сохранялось в процессе эксплуатации. Недостаточное натяжение означает, что нижние слои больше подвержены опасности раздавливания. - Пересмотрите выбор конструкции стального каната. Не используйте большую длину каната, чем необходимо. - Проверьте диаметр барабана. Недостаточное отношение изгиба повышает опорное давление. |
Выпучивание проволок из прядей. |
- Недостаточная смазка в процессе эксплуатации. - Рассмотрите применение альтернативной канатной конструкции. - Если проволоки выпучиваются из каната под точкой пересечения, то возможно, натяжение в нижних витках на барабане недостаточно. - Проверьте, есть ли участки раздавливания или деформации каната. |
«Скрутка» или сильная спиральность в канате. |
- Проверьте, достаточно ли большой диаметр шкива и барабана - Рекомендуется минимальное отношение барабана/шкива к номинальному диаметру каната 18:1. - Указывает на то, что канат двигался по малому радиусу или острому краю. - Проверьте, не «выпрыгнул» ли канат из шкива и не двигался ли по валу. |
Две отдельные осевые дорожки оборванных проволок, идущие вдоль по длине каната приблизительно в 120 градусах друг от друга, указывающие на то, что канат зажат в узком шкиве. |
- Проверьте радиусы ручьев шкива и нарезки барабана с помощью калибра, чтобы убедиться, что они не меньше номинального радиуса каната + 5% - Рекомендуется проверять радиусы ручьев шкива и нарезки барабана перед навеской любого каната. - Отремонтируйте или замените барабан/шкивы, если необходимо. |
Дорожка оборванных проволок, идущая вдоль по длине каната, указывающая на недостаточную опору каната, обычно вызванную слишком большим желобом шкива или большой нарезкой на барабане. |
- Проверьте, не превышает ли диаметр ручьев 15% от номинального диаметра каната. - Отремонтируйте или замените барабан/шкивы, если необходимо. - Проверьте, нет ли повреждения вследствие контакта. |
Короткий срок службы каната вследствие локализованных порывов проволок ввиду усталости при изгибе. Порывы проволок, вызванные усталостью, характеризуются плоскими концами на оборванных проволоках. |
- Усталость при изгибе усиливается при возрастании нагрузки и уменьшении радиуса изгиба. Проверьте, какой из этих факторов можно ограничить. - Проверьте конструкцию стального каната, канаты многопрядные с обжатыми прядями могут иметь удвоенную усталостную долговечность при изгибе по сравнению с обычными круглопрядными канатами. - Локализованные усталостные порывы указывают на постоянные повторяющиеся перегибы на коротком отрезке. Рассмотрите вопрос, является ли экономичным периодическое укорачивание каната для передвижения каната по системе и прогрессивного воздействия на неповрежденные участки в зоне сильного перегиба. Для осуществления этой процедуры бывает необходимо начинать эксплуатацию каната несколько большей длины. |
Оборванный канат - канаты обрываются, если подвергаются значительной перегрузке или при неправильной эксплуатации, если канат был уже подвергнут механическому повреждению. |
- Проверьте условия эксплуатации. |
Коррозия каната, внутренняя и/или наружная, может также привести к значительной потере металлического сечения. Прочность каната уменьшается до уровня, при котором он не может выдерживать нормальную рабочую нагрузку. |
|
Волна или деформация «штопор», обычно встречающиеся у многопрядных канатов. |
- Проверьте радиусы ручьев шкива и нарезки барабана с помощью калибра, чтобы убедиться, что они не меньше номинального радиуса каната + 5% - Рекомендует проверять радиусы ручьев шкива и нарезки барабана перед навеской любого каната. - Отремонтируйте или замените барабан/шкивы, если необходимо. - Проверьте углы девиации в системе запасовки - угол девиации более 1.5° градусов может вызвать деформацию - Проверьте, был ли закреплен конец каната согласно инструкциям изготовителя - Проверьте, не создают ли условия эксплуатации кручение в канате. |
Вращение груза в одноблочной системе. |
- Рассмотрите выбор другой канатной конструкции. - Рассмотрите возможность использования некрутящегося или малокрутящегося каната. |
Вращение груза в многоблочной системе вследствие кручения канатов. Возможно, по причине кручения, возникшего во время навески или эксплуатации. |
- Пересмотрите выбор канатной конструкции Рассмотрите возможность использования некрутящихся или малокрутящихся канатов. - Пересмотрите методы навески или методы эксплуатации. |
Выпучивание сердечника или разрыв сердечника в однослойном шестипрядном или восьмипрядном канате. |
- Вызывается повторной ударной нагрузкой - проверьте условия эксплуатации. |
Скопление каната или «набегание» у фланцев барабана вследствие недостаточного угла девиации. |
- Пересмотрите дизайн барабана с изготовителем оборудования - рассмотрите дополнительное устройство сбрасывания каната, отклоняющий шкив, т.д. |
Западающие витки каната на барабане обычно связаны с недостаточной опорой от нижних слоев каната или нарезки. |
- Проверьте, имеет ли канат соответствующий диаметр. - Если барабан с нарезкой, проверьте шаг нарезки. - Проверьте натяжение в нижних слоях. Рекомендуется соблюдать натяжение при навеске от 2% до 10% минимального разрывного усилия каната. Необходимо также следить, чтобы натяжение сохранялось в процессе эксплуатации. Недостаточное натяжение означает, что нижние слои больше подвержены опасности раздавливания. - Проверьте, используется ли канат соответствующей длины. Слишком длинный канат (что может не быть необходимостью) усугубляет проблему. |
Короткий срок службы каната вследствие чрезмерного износа и абразивного истирания. |
- Проверьте угол девиации по отношению к барабану. - Проверьте общее расположение шкивов в системе запасовки. - Проверьте, свободно ли вращаются все шкивы. - Пересмотрите выбор канатной конструкции. Гладкая поверхность многопрядных канатов с пластическим обжатием прядей дает лучший контакт с барабаном и шкивами и имеет повышенное сопротивление к интерференции между соседними витками каната. |
Наружная коррозия. |
- Рассмотрите возможность выбора оцинкованных канатов. - Пересмотрите уровень и тип смазки, применяемой в процессе эксплуатации. |
Внутренняя коррозия. |
- Рассмотрите возможность выбора оцинкованного каната.- Пересмотрите частоту, количество и тип смазки, применяемой в процессе эксплуатации.- Рассмотрите возможность выбора стального каната с пластиковыми импрегнированными вставками. |
www.rr21.ru
Отбраковка талевых канатов
Отбраковка талевых канатов является необходимой мерой обеспечения безопасности эксплуатации бурового оборудования, поскольку данный тип изделий относится к так называемым «стареющим», то есть его прочность снижается в ходе эксплуатации. В сегодняшней статье мы рассмотрим консервативный и современный методики проведения дефектоскопии талевых канатов, которые позволяют вовремя выявить необходимость их замены.
Для начала определим, что талевый канат представляет собой особую конструкцию стального каната. В таком канате вокруг основного сердечника обвиты пряди, свитые из стальных проволок. К сожалению, срок службы таких изделий довольно мал, и при отсутствии должного внимания к состоянию каната велика вероятность возникновения аварийной ситуации с серьезными рисками как для оборудования, так и для персонала. Именно поэтому отбраковка талевых канатов является необходимым условием при проведении буровых работ.
Федеральные нормы и правила промышленной безопасности в качестве средства контроля состояния талевых каналов предлагают осуществление визуального осмотра. Частота проведения визуального контроля состояния изделия определяется на основе того, в каких условиях проводятся работы, и какой характер они носят.
К сожалению, визуальный осмотр талевого каната не позволяет качественно оценить его состояние, поскольку выявляет только очевидные дефекты, такие как обрыв или деформация прядей или проволок каната. Для отбраковки изделия показатель оборванных проволок при шаге свивки до 20 мм должен составлять более 5%, а для большего шага – более 10%. Также отбраковывается канат, в котором обнаружена оборванная прядь. Внутренние же дефекты (обрывы или коррозия) не выявляются посредством данного метода, что определило требование к разработке более современных методов оценки состояния каната.
Для получения высокой эффективности дефектоскопических мероприятий были разработаны магнитные устройства, которые не только повышают точность оценки, но и значительно снижают трудозатраты на проведение подобного исследования. Принцип действия такого дефектоскопа строится на измерении полей рассеивания после намагничивания каната вдоль оси. Если визуальная оценка требовала до полутора часов времени специалиста, то автоматизированная работа магнитного дефектоскопа сократила это время до примерно десяти минут и позволила полностью исключить необходимость привлечения сотрудника непосредственно к процессу исследования, его участие необходимо только для оценки результатов.
rosprombur.ru
Как правило, в работающих канатах обрывы проволок сочетаются с уменьшением их диаметров в результате абразивного износа и коррозии. Поэтому в качестве критерия для оценки состояния каната принято число обрывов проволок в наружных слоях свивки прядей каната на длине одного шага свивки с корректировкой в зависимости от поверхностного износа или коррозии проволок. Троса грузоподъемных кранов, предназначенных для перемещения расплавленного (раскаленного) металла, взрывчатых, огнеопасных и ядовитых веществ, следует браковать при вдвое меньшем числе оборванных проволок, чем указано в табл. 3. Для канатов односторонней свивки указанная норма вдвое ниже, так как по результатам эксплуатационных наблюдений потеря несущей способности этих канатов наступает вдвое быстрей. В случае выбраковки стального каната, свитого из проволок разного диаметра, норму браковки определяют с учетом коэффициентов: 1 — для тонких проволок4 и 1,7 — для толстых.4. Нормы браковки стального каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии проволокУменьшение диаметра прополок в результате плюса или коррозии, % Число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, % от нормы браковки, 10 15 20 25 30 и более 85 75 70 60 50. Износ или коррозию проволок троса определяют замером микрометром с точностью 0,01 мм по диаметру в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях. Для этого отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа каната. Отогнутый конец проволоки предварительно очищают наждачной бумагой от смазки, грязи и продуктов коррозии, а затем протирают начисто. При поверхностном износе или коррозии проволок, превысившем 40% их первоначального диаметра, канат выбраковывают. Результаты осмотров стальных канатов заносят в журнал, в котором отмечают общее состояние каната, места наибольшего скопления дефектов, максимальное обнаруженное число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, процентный износ (коррозию) проволок и другие замеченные недостатки.Стальные канаты, на которых число обрывов проволок на длине одного шага свивки не достигло нормы браковки или имеющие допустимый поверхностный износ проволок, могут быть допущены к дальнейшей эксплуатации при условии тщательного наблюдения за их состоянием, сокращения периодичности проведения осмотров и оформления соответствующих записей в крановом журнале. При достижении норм браковки указанные канаты подлежат выбраковке и замене. |
st-kanat.narod.ru
Приложение 5 нормы браковки стропов из стальных канатов правила охраны труда в морских портах- пот ро-152-31-82-03-96 (утв- приказом минтранса РФ от 09-01-96 2) (2018). Актуально в 2018 году
размер шрифта
+7 812 627 17 35
+7 499 350 44 79
8 (800) 333-45-16 доб. 100
ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА В МОРСКИХ ПОРТАХ- ПОТ РО-152-31-82-03-96 (утв- Приказом Минтранса РФ от 09-01-96 2) (2018) Актуально в 2018 году
1. Браковка находившихся в работе стропов из стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки. Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл. 1 и рисунка (здесь и далее рисунки не приводятся).
2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо прядки (см. рисунок) наносят метку (точка А), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка Б). Расстояние между метками (точками А и Б) принимается за шаг свивки каната.
У многопрядных тросов (например, у каната 18 х 19 = 342 проволоки с одним органическим сердечником) имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 - в наружном. Шаг свивки в этом случае определяется по числу прядей в наружном слое.
3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки - за 1,7.
Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6 х 1 + 5 х 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1), следовательно, канат бракуется.
4. Число обрывов проволок на длине одного шага свивки как критерий браковки каната, конструкция которого не указана в табл. 1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок. Например, для каната конструкции 8 х 19 = 152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим по табл. 1 является канат 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует число обрывов на одном шаге свивки для каната 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником умножить на коэффициент 96 / 72 = 1,33, где 96 и 72 - число проволок в наружных слоях прядей одного и другого канатов. Число проволок в наружных слоях прядей определяется по стандарту на соответствующий канат или путем подсчета.
Таблица 1
ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК НА ДЛИНЕ ОДНОГО ШАГА СВИВКИ КАНАТА, ПРИ КОТОРОМ КАНАТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБРАКОВАН
Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном Правилами отношении | Конструкция каната | |||||||
6 х 19 = 114 | 6 х 37 = 222 | 6 х 61 = 336 | 18 х 19 = 342 | |||||
и один органический сердечник | и один органический сердечник | и один органический сердечник | и один органический сердечник | |||||
Свивка каната | ||||||||
Крестовая | Односторонняя | Крестовая | Односторонняя | Крестовая | Односторонняя | Крестовая | Односторонняя | |
До 6 | 12 | 6 | 22 | 11 | 36 | 18 | 36 | 18 |
Таблица 2
НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % | Процент от норм числа обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, указанных в табл. 1 |
10 | 85 |
15 | 75 |
20 | 70 |
25 | 60 |
30 и более | 50 |
5. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как критерий браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2. При износе (или коррозии), достигшем 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Замер оставшейся толщины проволоки производится у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.
6. При числе обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1 или чем определено указаниями в п. п. 3, 4, 5 настоящего Приложения, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва, строп может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотра.
7. При обнаружении в стропе оборванной пряди канат к дальнейшей работе не допускается.
Примечание. Нормы браковки канатов грузоподъемных машин приведены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утв. Госгортехнадзором России 30.12.92.
Приложение 6 к настоящим Правилам
www.zakonprost.ru