- силы выдоха;
- положения языка;
- амбушюра.
Игра на трубе. Пальцовка на трубе
Школа игры на трубе от Розати
Уроки игры на трубе. Комбинация клапанов трубы или пальцовка
Отступление: Сколько позиций на трубе может быть, если она имеет 3 клапана? Для того, кто знаком с комбинаторикой это элементарно: нажатых позиций клапанов П=3!=1х2х3=6, с учетом не нажатых клапанов, позиции всего будет 7. Их необходимо запомнить:
1 позиция – ни один клапан не нажат; 2 позиция – второй клапан нажат; 3 позиция – первый клапан нажат; 4 позиция – 1 и 2 клапаны нажаты; 5 позиция – 2 и 3 клапаны нажаты; 6 позиция – 1 и 3 клапаны нажаты; 7 позиция – 1 и 2 и 3 клапаны нажаты.
Уроки игры на трубе. Стаккато
Очередность действий: - сделать хороший вдох, выдвинув челюсть вперед; - набрать воздух, расположив язык между губами; -выпустить струю воздуха под напором; - языком имитировать «плевок» .При игре на трубе звук должен быть отчетливым при хорошем напоре воздуха, громким и звонким. При этом как будто произносишь короткий слог "Та". Выберете подходящий момент, чтобы понять механизм действия языка и потока воздуха при игре стаккато на трубе. Расположите язык между губами (как клапан), преграждая путь воздуху, затем быстро уберите его, назад и обратно верните с подачей воздуха.
Это естественное движение, знакомо всем и похоже на движение «плевок», но прежде необходимо выполнить следующую последовательность: - держать челюсть выдвинутой вперед; - сделать вдох через нос или уголки рта; -высунуть язык, почти касаясь мундштука; - удерживать воздух, перед дутьем; - слегка упритесь губами на мундштук; - произнести слово [Thah] (для тех, кто владеет английским языком это просто).
Такое расположение языка дает пространство в небе для прохождения воздуха. Рот и язык в формировании атаки звука при игре на трубе.
Для исполнителей стран бывшего союза более понятно будет расположить язык как при «плевке». Если подробнее остановиться на произношении, первая согласная [Th] в слоге [Thah]- это щелевой звук с голосом, - следует образовать щель между передним краем языка и верхними зубами. Вторая гласная [a] - неясный звук похож на русское «а» под ударением. И последняя согласная [h] – просто выдох. Различия исполнительских школ игры на медных духовых инструментах.
Стаккато тяжелое упражнение для игры на трубе, но не более чем другие упражнения. Помните, однако, что существуют разные виды стаккато. Физиологическое строение челюсти и рта также играет важную роль, поэтому необходимо искать собственную постановку амбушюра. Для того, чтобы определиться, как легко играть на трубе стаккато, необходимо поэкспериментировать с положением языка и губ.
Например: - язык точно посередине не слишком выдвинут вперед; -язык чуть ниже середины; - язык точно посередине выдвинут вперед; -язык чуть выше середины.
Все перечисленные варианты, при игре на трубе подходят для разных видов стаккато. Подберите ноты для стаккато и делайте упражнения, отдыхая между ними. Дышите ровно и медленно. Слушайте себя и других исполнителей, сравнивая и анализируя. Поддавайте воздух из нижней части живота, не играйте с ленцой!
Существуют альтернативные варианты с более легким языковым стаккато, - расположить язык над окончанием арки зубов, внутри и прикрепленным к десне, произнося звуки [Tch] и [Tchz]. На практике, вы поймете, что легкое стаккато (внутри) лучше подходит для точной, чистой и быстрой игры на трубе, чем тяжелое стаккато (снаружи), которое наилучшим образом подходит для военного или джазового стиля игры на трубе.
Последовательность и поза при подходе к стаккато: -поднести инструмент к подготовленной челюсти; -сделать вдох, запирая амбушюр и язык; -выпустить воздух сразу убирая язык [Thouh ]; -свободная вибрация губ даст полный звук при игре на трубе.
Уроки игры на трубе. Ценные замечания
Для начала игры на трубе и воспроизведения музыки очень полезно использовать метроном. Убедитесь, что вы будете его слышать и установите на скорость от 60 до 80. Привыкайте, использовать метроном все время при игре на трубе любых упражнений, изменяя по необходимости скорость. Попробуйте сделать упражнение с использованием всех 7 позиций от верха к низу. Вам необходимо научится читать ноты с листа. Подберите ноты и поупражняйтесь. Сначала будет немного трудно воспроизводить "правильные звуки". Необходимо научиться использовать точное количество и скорость воздушного потока для каждой конкретной ноты. Сущность игры на трубе заключается в качестве вашего воздушного потока, и поэтому крайне важно создавать стабильный и последовательный столб воздуха, чтобы наполнять звучанием инструмент. Воздушный поток должен быть собран в струю и не разбрызгиваться по сторонам.
Держите ваши губы собранными, особенно в уголках рта. Вибрация должна происходить между губами - воздух - мундштук, а не только между двумя губами! Запомните: если вы давите на губы, вы будете иметь плохой звук, и они очень быстро устают. Умейте создавать по необходимости большее или меньшее давление воздушного столба. Решающее значение имеет постановка, как соблюдаете положение мышц лица, подбородка, головы, зубов и положение тела. Учитесь читать и петь ноты, убедитесь в соответствие их с реальными звуками, и отличайте их не только по названиям.
Продолжение следует
avisitu.com
Как брать высокие ноты на трубе МузШок
Сложность духовых инструментов в том, что высота звука зависит не столько от рук, сколько от:
Профессионалы могут даже сыграть одну и ту же ноту в двух-трёх октавах, не меняя аппликатуры. А вот у начинающих трубачей случаются проблемы с извлечением высоких нот на инструменте. И связано это не в последнюю очередь с недостатком тренировок.
В этой статье мы подскажем, в какую сторону двигаться, чтобы скорее получить результат. Но не забывайте, что занятия по трубе с с педагогом по духовым эффективнее следования самоучителю.
Дыхание
Правильное дыхание – ключевая составляющая в игре на духовых инструментах. Большой запас воздуха позволит играть длинные пассажи, а умение создавать плотную воздушную струю – основа для высоких нот. Это правило действует не только для трубы: флейта, саксофон, губная гармошка и даже свисток – каждый инструмент подчиняется законам физики. В данном случае закон гласит, что чем большее количество воздуха пройдёт за единицу времени через отверстие и чем меньше это отверстие, тем выше звук.
Получается, чтобы высокие ноты выходили чётко и правильно, нужно научиться выдыхать с опорой на диафрагму – только она сможет вовремя обеспечить мощный толчок воздушной струи.
Амбушюр
Амбушюр – это способ сложения губ трубача для игры. Высота ноты меняется при сдвижении и раздвижении уголков. Объяснение – уже приведённый закон. Чтобы сыграть высокую ноту, уменьшите просвет между губами. Для этого сложите их так, как будто вы решили понасвистывать мелодию. Но трубочкой губы не складывайте, а, наоборот, подожмите. Чувство напряжения при этом – нормально.
Положение языка
Язык тоже помогает сужать поток воздуха. Чем выше нота, тем выше стоит язык в ротовой полости. Регулировать это можно с помощью слогов: для нот низкого регистра «произносится» «та», среднего – «ту», высокого – «ти».
Упражнения для извлечения высоких нот
Чтобы расширить рабочий диапазон, в начале каждого занятия играйте гаммы. Начинайте с самых удобных для себя нот, потом поднимайтесь выше. Длительность каждой ноты – не менее ½. Когда пройдётесь по доступному вам диапазону, пробуйте извлекать ноты на октаву выше, не меняя аппликатуру – только за счёт выдоха, языка и амбушюра.
Подготовить себя к такому звукоизвлечению можно проигрыванием «педальных» нот – нот, находящихся ниже диапазона инструмента. Секрет в том, что амбушюр для игры нот за нижними пределами возможностей инструмента тот же, как и для игры в верхнем регистре. Это позволит отточить навык, ведь низкие ноты извлекать легче.
muzshok.by
Труба
(ит.— tromba, фр.— trompette, нем.— Trompete, англ.— trumpet)
История возникновения трубы уходит в далекое прошлое и в настоящее время трудно установить, кому из древних народов принадлежит ее изобретение. Натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента.
В эпоху Средних веков прямая металлическая труба употребляется уже не только как сигнальный инструмент, но и для сопровождения всевозможных торжественных церемоний и ритуалов. Пользовались этим инструментом лишь дворяне и рыцари. Европейская труба называлась бузине (старофр.— buisine). Первое упоминание об использовании труб на Руси относится к X в.
Уже в начале XIII в. произошло разделение труб на высокие (дискантовые) и низкие (басовые). Впоследствии трубы, как и валторны, стали разделяться на низкие, средние и высокие разных строев. В XVII в. чаще других использовались инструменты в строях ре, до, позднее си-бемоль, изготовленные немецкими музыкальными мастерами Шмидтом, Нагелем, Хайнлейном, Фейтом и английскими мастерами Дадли и У. Булем. На рубеже XVII—XVIII вв. одними из лучших были трубы И. Хаса из Нюрнберга. Инструменты изготовлялись из меди, бронзы, серебра. В XVIII — начале XIX в. наиболее распространены были трубы строя фа с добавочными кронами в строях ми, ми-бемоль, ре-бемолъ и до. В этот период широкое распространение получили трубы, изготовленные на Московской фабрике музыкальных инструментов русскими мастерами Н. П. Котельниковым, Д. и С. Михайловыми и И. С. Храповицким.
С изоберетением в начале XIX в. вентильного механизма натуральные трубы стали постепенно вытесняться хроматическими, а в конце столетия и вовсе вышли из употребления. Из многочисленного семейства труб чаще других использовались инструменты средних строев: ми-бемоль, ми и фа. Их нижний и средний регистры отличались широким полным звуком, верхний звучал напряженно и представлял большую трудность для исполнителей.
В конце 80-х годов XIX в. были сконструированы новые хроматические трубы высоких строев: ля, си-бемоль и до. На них стало возможно извлекать все звуки второй октавы. Наиболее удачной из этих инструментов явилась сопрановая труба си-бемоль, которая употребляется и в настоящее время. Во Франции, Бельгии, Швейцарии и некоторых других странах наибольшее распространение в исполнительской практике получила труба строя до. В России в начале XX в. чаще других использовались вентильные трубы фирмы Ю. Г. Циммермана.
В настоящее время широкое распространение получили инструменты французской фирмы «Сельмер» и американской «Бах — Страдивариус». Для эстрадных и джазовых оркестров изготовляются трубы особых конструкций, приспособленные для извлечения высоких звуков.
Труба, или сопрановая труба изготовляется из латуни или томпака (сплава меди с цинком). Состоит из цилиндрической трубки длиной около 1,5 м, диаметром около 11 мм, переходящей в коническую, и мундштука в виде полумесяца. Ствол дважды согнут и представляет единое целое с раструбом. Аппликатура трубы аналогична аппликатуре корнета (см. пример 97). Труба строя си-бемоль является инструментом транспонирующим. Нотируется в скрипичном ключе, звучит большой секундой ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример 92).
Труба является самым высоким из медных духовых инструментов. Ее звучание отличается силой, блеском и в то же время легкостью и подвижностью. Вентильный механизм инструмента позволяет блестяще исполнять всевозможные пассажи, арпеджио, скачки, вентильные трели, одинарное, двойное и тройное стаккато. Возможен также прием фрулято, имеющий некоторое сходство с дробью малого барабана. В процессе исполнения часто используются различные виды сурдин, которые служат главным образом для искусственного изменения тембра инструмента.
Разновидности трубы.
Труба-пикколо строя си-бемоль и ля была сконструирована для сольного исполнения старинной музыки (стиль кларино и пр.), а также для исполнения партий трубы высокого регистра в оркестре («Весна священная» И. Стравинского, «Болеро» М. Равеля, «Озорные частушки» Р. Щедрина и др.).
Труба-пикколо строя си-бемоль звучит октавой, а строя ля — большой септимой выше основного инструмента. Инструмент имеет четыре вентиля. Четвертый вентиль служит для извлечения четырех нижних звуков (для расширения диапазона инструмента вниз), а также для более точного интонирования некоторых нестройных звуков.
Малая труба строя ре и ми-бемоль. Инструмент был сконструирован для исполнения партий высоких труб в некоторых произведениях Баха и Генделя. Этот инструмент использовали также в своих произведениях Римский-Корсаков и Вагнер. Малая труба строя ре настроена большой терцией, а строя ми-бемоль — чистой квартой выше основного инструмента. Конструкция и технические возможности малой трубы аналогичны сопрановой трубе.
Альтовая труба строя фа и соль. Инструмент сконструирован по инициативе Римского-Корсакова с целью достижения большей полноты звучания низкого регистра. Римский-Корсаков впервые применил этот инструмент в опере- балете «Млада» и ряде других сочинений. Затем его использовал в некоторых своих произведениях Глазунов. Альтовая труба строя фа настроена чистой квартой, строя соль — малой терцией ниже сопрановой трубы. В техническом отношении этот инструмент менее подвижен, чем основной.
Басовая труба строя до, ре, ми-бемоль. Инструмент был построен по инициативе Р. Вагнера, использовавшего басовые трубы в тетралогии «Кольцо нибелунга». Йотировался в скрипичном ключе. Впоследствии была построена басовая труба строя си-бемоль, звучащая октавой ниже основного инструмента. Технические возможности басовой трубы по сравнению с сопрановой — более ограничены. Этот инструмент имеет тембр, сходный с тембрами тромбона и валторны одновременно. Применяется он очень редко.
domifa.ru