Нормы и правила выбраковки строп. Нормы выбраковки стальных канатов


    Браковка строп - нормы и правила

    Нормы и правила выбраковки строп

    В соответствии с требованиями "Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов" ПОТ РМ-007-98 с приложениями - перед использованием грузоподъемных стропов стропальщики или иные ответственные лица обязаны их тщательно осмотреть.

    При постоянной эксплуатации выбраковка строп должна проводиться регулярно, а полученные результаты осмотра должны заноситься в журнал. Инженерно-технический персонал, несущий ответственность за содержание грузоподъемных механизмов в рабочем состоянии, включая работников, отвечающих за исправную работу кранов должны проводить осмотр и грузоподъемных стропов каждые 10 дней. Когда стропы используются редко, осмотр проводится непосредственно перед его эксплуатацией (то есть выдачей стропальщикам для работы).

    При осмотре текстильных стропов основное внимание должно быть обращено на состояние и целостность ленты, крюков, захватов, подвесок и мест их креплений.

    Осматривая канатные стропы, основное внимание нужно обращать на состояние тросов, мест заплетки троса или мест обжима тросов втулкой, крюков и подвесок.

    Цепные стропы стропы необходимо проверить на предмет исправности всех элементов: цепей, крюков, соединительных звеньев и т.п.

    Браковка текстильных строп

    Выбраковка ленточных строп, произведенных по РД 24-С3К-01-01, обязательна в следующих случаях:

    · При отсутствии на стропе бирки или нечитаемости сведений о нем.

    · При наличии на несущих лентах текстильного стропа узлов

    · При поперечных порезах или разрывах на ленте текстильного стропа

    · В том случае если на ленте текстильного стропа имеются продольные разрывы или порезы с суммарной длиной более 10% от всей его длины, а также при наличии единичных порезов или разрывов длиной более 50мм.

    · При наличии местных расслоений ленты текстильного стропа (кроме мест заделки краев ленты) на длине, по сумме более чем 0,5 м. на одном из крайних или на двух и более внутренних швах. (в случае разрыва трех и более строчек шва).

    · Если присутствуют местные расслоения лент текстильного стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2м. на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах (в случае разрыва трех и более строчек шва).

    · В случае отслоения края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов ленты.

    · При наличии поверхностных обрывов нитей ленты, образующихся путем трения стропа об острые края груза, длина которых превышает 10% от общей длины ленты.

    · В случае если лента повреждена воздействием химических веществ (кислоты, щелочи, нефтепродукты) при общей величине таких повреждений более 10% от длины или ширины текстильного стропа или в случае единичных повреждений более 10% от ширины стропа и более 50мм. длиной.

    · При выпучивании ниток из ленты текстильного стропа на расстояние более чем 10% от ширины ленты и при наличии сквозных отверстий от острых предметов, диаметр которых превышает 10% от ширины ленты.

    · При наличии прожженных отверстий от брызг раскаленного металла, диаметр которых составляет более 10% от ширины ленты, а также при наличии более трех сквозных отверстий при расстоянии между ними менее 10% от ширины ленты (независимо от их диаметра).

    · Если лента загрязнена более чем на 50% нефтепродуктами, смолами, красками, цементом или грунтом - браковка стропа обязательна незамедлительно.

    · При расслоении нитей на лентах текстильного стропа.

    При появлении любого из этих признаков производится выбраковка текстильных строп, т.к. их последующая эксплуатация небезопасна.

    Ремонтировать текстильный строп самостоятельно запрещается.

    На конструкционных элементах текстильного стропа (таких как скобы, кольца, петли, подвески, звенья и т.п.) недопустимы:

    1. трещины любых размеров - браковка таких строп обязателна, трещины не могут быть уменьшены и устранены.

    2. износ поверхности или вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более.

    3. Деформации элемента, приводящие к изменению его первоначального размера более чем на 3%.

    4. Повреждения креплений и резьбовых соединений. Браковка строп обязательна, согласно руководящего документа.

    Также следует соблюдать сроки эксплуатации текстильных строп

    Текстильные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,3 раза в течении 3 минут. Текстильный строп изготавливается в соответствии с РД 24-С3К-01-01. Правильная работа текстильного стропа гарантируется при работе в одну смену в течении 1,5 месяцев со дня начала его эксплуатации. Срок годности текстильного стропа составляет 6 месяцев со дня его изготовления при условии правильного хранения и эксплуатации.

    Браковка канатных стропов

    Не допускаются к работе стальные канатные стропы ( т.е. обязательна выбраковка таких канатных строп или ремонт или утилизация), изготовленные по ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93 в случаях:

    · Отсутствие паспорта на строп или бирки с указанными сведениями о стропе

    · При наличии на тросе узлов, перегибов, заломов или при перекручивании троса.

    · В случае если диаметр троса уменьшился из-за износа или коррозии на 7% и более

    · В случае уменьшения диаметра наружных проволок троса из-за износа или коррозии на 40% и более - строп просто опасен, выбраковка такого сторопа необходима незамедлительно

    · В случае обрыва пряди каната.

    · При выдавливании наружу сердечника каната

    · Если строп поврежден воздействием температуры или дуговым электрическим разрядом

    · В случае если коуш стропа деформирован -выбраковка стропа должна быть произедена без задержки. Этот стороп уже опасен.

    · Если износ сечения коуша превышает 15%

    · При наличии трещин на опрессовочной втулке или изменении ее размеров более чем на 10%

    · При отсутствии предохранительных замков на крюках или других грузозахватных элементах канатного стропа

    При появлении любого из этих повреждений осуществляется браковка канатных строп. Дальнейшее использование такого стропа опасно.

    new.kanat48.ru

    Нормы и правила выбраковки строп

    В соответствии с требованиями "Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов" ПОТ РМ-007-98 с приложениями - перед использованием грузоподъемных стропов стропальщики или иные ответственные лица обязаны их тщательно осмотреть.

    При постоянной эксплуатации выбраковка строп должна проводиться регулярно, а полученные результаты осмотра должны заноситься в журнал. Инженерно-технический персонал, несущий ответственность за содержание грузоподъемных механизмов в рабочем состоянии, включая работников, отвечающих за исправную работу кранов должны проводить осмотр и грузоподъемных стропов каждые 10 дней. Когда стропы используются редко, осмотр проводится непосредственно перед его эксплуатацией (то есть выдачей стропальщикам для работы).

    При осмотре текстильных стропов основное внимание должно быть обращено на состояние и целостность ленты, крюков, захватов, подвесок и мест их креплений.

    Осматривая канатные стропы, основное внимание нужно обращать на состояние тросов, мест заплетки троса или мест обжима тросов втулкой, крюков и подвесок.

    Цепные стропы стропы необходимо проверить на предмет исправности всех элементов: цепей, крюков, соединительных звеньев и т.п.

    Текстильные стропы – нормы и правила браковки

    Выбраковка ленточных строп, произведенных по РД 24-С3К-01-01, обязательна в следующих случаях:

    • При отсутствии на стропе бирки или нечитаемости сведений о нем.
    • При наличии на несущих лентах текстильного стропа узлов
    • При поперечных порезах или разрывах на ленте текстильного стропа
    • В том случае если на ленте текстильного стропа имеются продольные разрывы или порезы с суммарной длиной более 10% от всей его длины, а также при наличии единичных порезов или разрывов длиной более 50мм.
    • При наличии местных расслоений ленты текстильного стропа (кроме мест заделки краев ленты) на длине, по сумме более чем 0,5 м. на одном из крайних или на двух и более внутренних швах. (в случае разрыва трех и более строчек шва).
    • Если присутствуют местные расслоения лент текстильного стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2м. на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах (в случае разрыва трех и более строчек шва).
    • В случае отслоения края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов ленты.
    • При наличии поверхностных обрывов нитей ленты, образующихся путем трения стропа об острые края груза, длина которых превышает 10% от общей длины ленты.
    • В случае если лента повреждена воздействием химических веществ (кислоты, щелочи, нефтепродукты) при общей величине таких повреждений более 10% от длины или ширины текстильного стропа или в случае единичных повреждений более 10% от ширины стропа и более 50мм. длиной.
    • При выпучивании ниток из ленты текстильного стропа на расстояние более чем 10% от ширины ленты и при наличии сквозных отверстий от острых предметов, диаметр которых превышает 10% от ширины ленты.
    • При наличии прожженных отверстий от брызг раскаленного металла, диаметр которых составляет более 10% от ширины ленты, а также при наличии более трех сквозных отверстий при расстоянии между ними менее 10% от ширины ленты (независимо от их диаметра).
    • Если лента загрязнена более чем на 50% нефтепродуктами, смолами, красками, цементом или грунтом - браковка стропа обязтельна незамедлительно.
    • При расслоении нитей на лентах текстильного стропа.

    При появлении любого из этих признаков производится выбраковка текстильных строп, т.к. их последующая эксплуатация небезопасна.

    Ремонтировать текстильный строп самостоятельно запрещается.

    На конструкционных элементах текстильного стропа (таких как скобы, кольца, петли, подвески, звенья и т.п.) недопустимы:

    1. трещины любых размеров - браковка таких строп обязателна, трещины не могут быть уменьшены и устранены.
    2. износ поверхности или вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более.
    3. Деформации элемента, приводящие к изменению его первоначального размера более чем на 3%.
    4. Повреждения креплений и резьбовых соединений. Браковка строп обязательна, согласно руководящего документа.

    Также следует соблюдать сроки эксплуатации текстильных строп

    Текстильные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,3 раза в течении 3 минут. Текстильный строп изготавливается в соответствии с РД 24-С3К-01-01. Правильная работа текстильного стропа гарантируется при работе в одну смену в течении 1,5 месяцев со дня начала его эксплуатации. Срок годности текстильного стропа составляет 6 месяцев со дня его изготовления при условии правильного хранения и эксплуатации.

    Браковка канатных стропов нормы и правила

    Не допускаются к работе стальные канатные стропы ( т.е. обязательна выбраковка таких канатных строп или ремонт или утилизация), изготовленные по ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93 в случаях:

    • Отсутствие паспорта на строп или бирки с указанными сведениями о стропе
    • При наличии на тросе узлов, перегибов, заломов или при перекручивании троса.
    • В случае если диаметр троса уменьшился из-за износа или коррозии на 7% и более
    • В случае уменьшения диаметра наружных проволок троса из-за износа или коррозии на 40% и более - строп просто опасен, выбраковка такого сторопа необходима незамедлительно
    • В случае обрыва пряди каната.
    • При выдавливании наружу сердечника каната
    • Если строп поврежден воздействием температуры или дуговым электрическим разрядом
    • В случае если коуш стропа деформирован -выбраковка стропа должна быть произедена без задержки. Этот стороп уже опасен.
    • Если износ сечения коуша превышает 15%
    • При наличии трещин на опрессовочной втулке или изменении ее размеров более чем на 10%
    • При отсутствии предохранительных замков на крюках или других грузозахватных элементах канатного стропа

    При появлении любого из этих повреждений осуществляется браковка канатных строп. Дальнейшее использование такого стропа опасно.

    Ремонтировать канатный строп самостоятельно запрещается.

    На конструкционных элементах канатного стропа (таких как звенья, крюки, подвески и т.п.) недопустимы:

    1. трещины любых размеров, расслоения, надрывы и волосовины
    2. износ поверхности и вмятины, которые приводят к уменьшению площади поперечного сечения элементов стропа на 10% и более
    3. деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 3%.
    4. Повреждение креплений элементов и резьбовых соединений.

    Также следует соблюдать сроки эксплуатации канатных строп

    Канатные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,3 раза в течении 3 минут.Канатные стропы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93.Правильная работа канатного стропа гарантируется при работе в одну смену в течении 3 месяцев для стропов УСК1(СКП) и УСК2(СКК) и 6 месяцев для ветвевых стропов и стропов типа ВК (время считается со дня ввода канатного стропа в эксплуатацию).

    Браковка цепных стропов – нормы и правила

    Выбраковка цепных стропов, произведенных согласно ПБ-10-382-00 и ТУ 3150-001-52466920-2005,обязательна если:

    • При отсутствии и повреждении бирки стропа, а также при отсутствии паспорта на строп
    • При нечитаемости маркировочных обозначений на элементах стропа
    • При разности длин ветвей стропа во время свободного провиса более 15мм - выбраковка стропа обязательна
    • В случае удлинения звена цепи, соединительных звеньев и подвесок более чем на 5% от первоначального их размера
    • Если вследствие износа уменьшился диаметр сечения звеньев цепи или соединительных звеньев более чем на 8%
    • При отсутствии предохранительных замков на крюках или грузозахватных элементах цепного стропа

    При обнаружении любого из перечисленных дефектов производится выбраковка цепных строп, дальнейшее использование небезопасно.

    Самостоятельный ремонт цепных стропов запрещен.

    На конструкционных элементах цепного стропа (таких как скобы, крюки, соединительные звенья и т.п.) недопустимы:

    1. трещины любых размеров, расслоения, надрывы и волосовины
    2. износ поверхности и вмятины, которые приводят куменьшению площади поперечного сечения элементов стропа на 10% и более
    3. деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 5%
    4. Повреждение креплений элементов и резьбовых соединений - это явный признак необходимости браковки строп.

    Также следует соблюдать сроки эксплуатации цепных строп

    Цепные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа вдвое в течении 3 минут. Цепные стропы производятся в соответствии с требованиями ПБ-10-382-00 и ТУ 3150-001-52466920-2005.Правильная работа цепного стропа гарантирована при работе в одну смену в течении18 месяцев со дня ввода стропа в эксплуатацию.

    Также запрещено применять стропы для подъема и страховки людей.

    www.pkaltrast.ru

    Нормы отбраковки стальных канатов → Полезные статьи 【УкрЭкоПродукт】

    При использовании стальных канатов для подъема и перемещения грузов следует периодически производить их осмотр и замену. Случаи, при которых трос следует немедленно вывести из эксплуатации из-за высокого риска возникновения аварийной ситуации, описываются специальным документом 012-97. Он содержит нормы браковки различных видов грузоподъемных элементов.

    Особенности контроля состояния тросов

    Руководящий документ 012-97 должен использоваться на различных этапах работы с грузонесущими элементами, представленных:

    • изготовлением,
    • эксплуатацией,
    • проектированием,
    • монтажом,
    • проведением экспертизы,
    • ремонтом грузоподъемных механизмов.

    Согласно требованиям этого документа осмотр состояния стального троса, независимо от области его использования, должен производиться перед каждой рабочей сменой. Более детальная оценка проводится каждые 10 дней.

    Для обнаружения изъянов рекомендуется периодическое применение дефектоскопов. Этот инструмент предназначен для:

    • контроля уменьшения диаметра металлического сечения,
    • обнаружения внутренней и наружной коррозии,
    • отслеживания образования разрывов и износа отдельных элементов каната.

    Повышенная тщательность нужна при проверке участков троса в местах:

    • креплений,
    • контакта с подвижными и неподвижными блоками конструкции,
    • фиксации наибольшего износа внутренних элементов,
    • на концах изделия.

    Полная оценка состояния стропа возможна при использовании нескольких различных методов, представленных:

    • косвенной методикой, предполагающей вычисление угловых и линейных повреждений структуры изделия;
    • визуальной оценкой целостности видимых элементов специалистом;
    • дефектоскопическим выявлением повреждений, благодаря воздействию ультразвуковым, рентгеновским и магнитным излучением;
    • инструментальным измерением значений прямизны, изношенности проволок, диаметра сечения троса.

    Отбраковка канатов

    При определении безопасности использования грузонесущих элементов учитываются:

    • изнашивание внутренних и внешних структур,
    • количество и характер разрывов проволок на указанном промежутке изделия,
    • местное уменьшение сечения троса и проволок,
    • повреждения, вызванные коррозией,
    • остаточное удлинение сравнительно с изначальной длиной,
    • наличие зон скопления обрывов проволок,
    • разрывы прядей,
    • изменения длины витков и расстояния между ними,
    • наличие типовых повреждений (изломов, выпячивания проволок, волнистости),
    • деформации, вызванные перегревом или переохлаждением структур.

    Поводом для незамедлительного вывода из эксплуатации каната являются:

    • уменьшение среза наружных проволочек на 40% и более, независимо от длины изношенного участка;
    • снижение или увеличение общего размера среза стропа на 7%, сравнительно с номинальным;
    • повреждение сердечника на 10% от изначального диаметра или на 3% - для малокрутящихся тросов;
    • обрыв и снижение прочности проволок, превышающее допустимые нормы;
    • уплощение стропа по длине;
    • повышенная волнистость, вызванная закручиванием продольной оси изделия по спирали;
    • выпячивание трех и более элементов на промежутке, равном длине 6 диаметров каната;
    • при образовании изломов, перекручивания, загибов, колышков, значительно снижающих прочность изделия.

    Отбраковка тросов при различных условиях эксплуатации

    Одной из причин отбраковки стального стропа является увеличение его длины более чем на 5%, сравнительно с рабочей протяженностью. Тросы, использующиеся на трущихся шкивах, удлиняются с достаточно высокой скоростью. Такая деформация может привести к выскальзыванию одного из стропов даже при оснащении шкива натяжным механизмом.

    Отбраковка несущих тросов и оттяжек происходит при удлинении в процессе работы отрезка, длиной 6 диаметров, на 9%. Увеличение длины свидетельствует о наличии критических дефектов, способных стать причиной аварийного обрыва изделия.

    Также причиной вывода из эксплуатации стального троса является обнаружение признаков теплового воздействия, представленных:

    • изменением цвета определенного участка изделия,
    • остатками сажи,
    • расплавленными и обгорелыми элементами.

    Подобные дефекты могут возникать под влиянием аварийных токов, брызг от сварки, воздействием раскаленного или расплавленного металла.

    Стальные тросы, использующиеся в подъемных конструкциях закрытого характера, должны немедленно изыматься из работы, соответственно требованиям норм браковки, в случае:

    • появления видимого изъяна наружных проволок в замке;
    • изнашивания по высоте внешней проволоки более чем наполовину;
    • обрыва 12-ти фасонных внешних проволок на всей рабочей длине изделия или 3 на участке, равном 30 диаметрам;
    • выхода из замковой структуры одного из наружных элементов.

    Выбраковка малокрутящихся грузонесущих элементов, использующихся в лифтовых устройствах, производится при обрыве 8 проволок на участке длиной 30 диаметров каната и 4 – на промежутке, равном длине 6 диаметров. При использовании двух канатов для крепления кабины возможна замена только более изношенного из них.

    Соблюдение норм браковки стальных тросов поможет вам избежать аварийных ситуаций на производстве и обеспечит безопасность работы.

     

    Иллюстрации для данной статьи взяты с сайта http://www.casar.de

    1kanat.com.ua

    Нормы браковки стальных канатов | Справочник конструктора-машиностроителя

    6.9.Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения проволок каната двойной свивки и закрытой конструкции ( потери внутреннего сечения ), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией внутренних проволок, канат необходимо подвергать дефектоскопии по целой его длине.При регистрации с помощью дефектоскопа потери металлического сечения проволок, достигшей 10% и более, канат бракуется.

    Годность каната, существующего в употреблении, проверяют следующим типом : измеряют диаметр каната с ошибкой не более 0, 1 мм, считают шаг свивки ;на целой длине шага свивки определяют количество оборванных проволок ( допустим их было 11 ) и первоначальный коэффициент запаса прочности ( в случае строповочных канатов он составляет более 6 ) ;по табл.1 считают, что при таком коэффициенте запаса прочности канат установленной конструкции необходим быть забракован при 13 оборванных проволоках ;значит, канат может быть пущен к работенке в том эпизоде, если на нем нет дополнительно признаков износа, коррозии и прочих дефектов.

    Сплющивание каната ( рис.13 ) происходит при важном ( ближайшем к максимально допустимому ) износе ручья блока.При нарушении мирового соотношения между радиусом ручья блока R и диаметром каната d, т.е. R > 0, 58d, канат опирается на поверхность блока или барабана только одной прядкой, а не тремя, как при неизношенном блоке.При приложении динамической нагрузки круглое сечение каната становится овальным в эффекте пластических деформаций проволок.После снятия нагрузки восстановления целой формы каната на этом фрагменте не происходит.Раздавливание каната также происходит нередко в плоде механического влияния.

    8.8.Канатные стропы не должны допускаться к последующей работе при обнаружении : корзинообразной деформации ( рис.15 ) ;выдавливания сердечника ( рис.10 ) ;выдавливания проволок или расслоения прядей ( рис.14 ) ;местного увеличения диаметра каната ( рис.12 ) ;местного уменьшения диаметра каната ( рис.раздавленных фрагментов ( рис.13 ) ;перекручиваний ( рис.16 ) ;заторов ( рис.17 ) ;перегибов ;повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

    В тех событиях, когда кабинка ( противовес ) лифта подвешена на трех и более канатах, их браковка производится по обычному арифметическому значению, назначаемому, идя из наибольшего числа обрывов проволок на длине одного шага свивки каждого каната.При этом у одного из канатов допускается повышенное число обрывов проволок, но не более чем на 50 % против норм, показанных в табличке 1.

    Волнистость - вид деформации каната, при которой его продольная ось принимает форму спирали с шагом Нв и диаметром dв ( рис.12 ).Чаще всего появляется в канатах с металлическим сердечником при их эксплуатации на объединениях с изношенными ручьями в сочетании со значительными нагрузками от кручения и растяжения.В случае несовпадения направлений спирали волнистости и свивки каната прочность каната не уменьшается, при всем при том, что при эксплуатации канат ускоренно изнашивается на этом участке.

    Число проволок на одном шаге свивки подобно признаку браковки каната, конструкция которого не приведена в табл.1, определяют исходя из данных, помещенных в этой табличке для каната, своего по числу прядей и числу проволок в сечении.Например, для каната конструкции 8х19 = 152 с одним органическим сердечником ближайшим является канат бХ19 = 114 с одним органическим сердечником.Для определения признака браковки следует число обрывов на одном шаге свивки для каната 6х19 = 114 увеличить на коэффициент 96:72 = 1, 33 где-нибудь 96 и 72�число проволок в внешних слоях прядей канатов указанных устройств соответственно.

    Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната ( потери внутреннего сечения ), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей ( рис.Сокращение площади поперечного сечения проволок ), канат необходимо подвергать дефектоскопии по целой его длине.При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, завоевавшей 17, 5% и более, канат бракуется.Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативной документации в зависимости от образа и назначения крана.

    В тех событиях, когда кабинка ( противовес ) лифта подвешена на трех и более канатах, их браковка производится по обычному арифметическому значению, определяемому исходя из максимального числа обрывов проволок на длине одного шага свивки каждого каната.При этом у одного из канатов допускается повышенное число обрывов проволок, но не более чем на 50% против норм, показанных в табличке 1.

    spravconstr.ru