- Верёвка — тонкий и гибкий трос.
- Кана́т — синоним «троса», ранее в морском деле — пеньковый трос более 13 дюймов в окружности, или трос равной ему крепости из иных материалов, вне зависимости от размера.[1]. Слово также употребляется по отношению к более толстому тросу сравнительно с тонкими верёвками. В настоящее время чёткой границы нет.
- Трос дистанционного управления (ТДУ) — синоним «боуден» — устройство для гибкой передачи механических усилий в системах управления машин (от элементов управления к исполнительным механизмам)[2].
- Манильские тросы — сырьем для манильских тросов служат сосудистые волокна черенковой части листьев бананов вида Musa textilis (другое название — абака), произрастающих на Филиппинских островах. Манильский трос легко узнать по пятнистой поверхности, которая образуется при изготовлении от сочетания коричневых и золотистых волокон.
- Сизальские тросы — изготовляются из волокон мясистых листьев различных видов агав, в частности вида Agave var. sisalana (сизаль или агава). Эти растения произрастают на сухих каменистых возвышенных плато в Центральной Америке.
- Кокосовые тросы — изготовляются из волокон, образующихся на внешней поверхности скорлупы кокосового ореха.
- Пеньковые тросы — изготовляют из обработанных мочалистых волокон конопли. Пеньковые тросы тоньше и мягче манильских. Они без труда пропитываются смолой. Мокрые бельные пеньковые тросы плохо сохнут и легко загнивают, так как тонкие волокна активно поглощают влагу. Поэтому пеньковые тросы, предназначенные для использования на судах, предварительно смолят. Смола уменьшает прочность троса на 15—20 %, но вместе с тем и продлевает срок его службы, так как предохраняет от гниения. Несмолёные тросы из высококачественной пеньки прочнее тросов из других материалов, за исключением нейлоновых. Однако манильские тросы высокого качества прочнее смоленых пеньковых, хотя пенька и долговечнее волокон маниллы.
- Хлопок — прочность хлопковых тросов вдвое меньше прочности манильских. Такие тросы очень мягкие и гибкие. Их легко травить, они хорошо работают в блоках. Но хлопковые тросы сильно растягиваются и, кроме того, очень чувствительны к плесени.
- Джут — джут производят из мочалистых волокон высокого кустарника, произрастающего в Индии, родственного липе. После срезки стебли кладут в воду, чтобы они стали мягче, затем слущивают лыко, промывают его и сушат. После этого сырье превращается в готовую товарную продукцию. По прочности джут значительно уступает пеньке и волокнам из абаки.
- Лён — лён используют для изготовления линей (тонких тросов) и различных ниток, а также брезента и парусины.
- Бомбейская пенька — получается при переработке волокнистого растения, произрастающего в Южной Индии. Она дешевая в изготовлении, но менее прочная, чем обычная конопляная пенька. Используется для изготовления тросов, подвергающихся небольшой нагрузке, а также для свивки с волокнами манильской пеньки более низкого качества.
- Новозеландский лён — это светло-жёлтое жёстковолокнистое растение с длинными волокнами, напоминающими волокна агавы.
- Полиамид — РА, амидпласт (найлон-66, перлон, энкалон, бринайлон, антрон, селон, рилсан). По прочности найлоновые тросы приблизительно в три раза превосходят манильские тросы высшего качества и примерно в 10 раз тросы из кокоса, несмотря на то, что вес их меньше. Найлоновые тросы не впитывают воду. Найлон не гниет и не преет. С него легко смывается грязь, нет необходимости его протирать перед упаковкой. Температура плавления найлона-66 265 °C, найлона-6 215 °C, но повреждения бывают и при более низких температурах. Выпускают также эластичные найлоновые снасти, которые растягиваются до 30 % длины и возвращаются к первоначальным размерам после снятия нагрузки. Тросы из найлонового шелка очень скользкие, поэтому узлы должны выполняться с особой тщательностью. Труднее всего обращаться с тонкими рыболовными лесками, представляющими собой непрерывную вытянутую нить.
- Полиэстер — РЕТР, линейный этиленгликольтере-фталатпласт. Термопласт, температура плавления 260 °C. Торговые названия: терилен (Англия, Италия, Финляндия), диолен/тревар (Германия), полиэстер (Нидерланды), теторон (Япония), дакрон (США и Турция), тергаль (Франция и Испания), тезил (Чехия). Как и найлон, полиэстер выпускают как в виде коротковолнистой многонитевой пряжи с мягкой поверхностью, так и тонкого непрерывного полиэстерового волокна. Полиэстер уступает найлону в эластичности, но сравнительно мало изнашивается. Полиэстеровые снасти в настоящее время являются самыми распространенными в парусном спорте.
- Полиэтен — HDPE, этенпласт, HD, полиэтилен. Термопласт, температура плавления около 180 °C. Волокно выпускают только мононитевым. Они долговечные, разрывное усилие этих тросов в 1,5 раза больше, чем манильских.
- Полипропен — РР, пропенпласт, полипропилен, мераклон. Температура плавления полипропена около 165 °C. Многопрядный трос из непрерывного волокна по прочности почти вдвое превышает манильский трос. Трехпрядные или сплетённые косицей тросы отличаются низкой стоимостью и используются повсеместно. Широко применяются также тросы из пленочного полипропена с плоскими волокнами из тонкой пленки. Разрывное усилие у таких материалов более высокое. Пленочный полипропен не тонет. Мокрый трос сохраняет свою прочность и гибкость. Однако пленочный полипропен быстро изнашивается, поэтому рекомендуется предварительно осматривать утки, кнехты, лебедки и устранять на них острые ребра и выступы.
- Кевлар — арамид. Преимущества: по прочности превосходит стальные тросы, лёгкость, низкий коэффициент растяжения, гибкость, плавучесть, безопасность для рук (высучивая вручную трос из других синтетических материалов, имеющих высокую жесткость, можно получить механический ожог). Основные недостатки: высокая цена, низкая устойчивость к влаге (влажный трос имеет намного более низкую прочность, чем сухой) и действию ультрафиолета (при достаточно частом использовании его на солнце он теряет прочность), малый срок службы (до 5 лет, некоторые производители дают гарантию на 10 лет). В последнее время появились тросы из кевлара, в которых последние недостатки частично устранены.
- Если образец не тонет в воде, значит он изготовлен из полиэтилена, если тонет, то это либо полиамид, либо полиэфир.
- Образцы подвергают воздействию открытого огня. Если при сгорании идет тёмный дым и образец плавится, то это полиэфир, если он плавится без изменения окраски, то это полиамид, полипропен или полиэтилен.
- Если образец смочить 90%-ным фенолом или 85%-ной муравьиной кислотой (несколько капель на стеклышке) и волокно растворится, то это полиамид, если образец не растворится — полиэфир; если не растворится и сохранит гибкость — полипропен или полиэтилен.
- Неокрашенный нейлоновый трос имеет между прядями светлую окраску, трос из полиэфирного шелка отличается большим металлическим блеском.
- C.Свенссон, Справочник по такелажным работам, Ленинград, «Судостроение» 1987 г.
ООО УнивесалМетиз - Канаты, стропы, такелаж. Трос стальной
Тросы (стальные проволочные канаты) - Справочник химика 21
Тросы (стальные проволочные канаты) 19 [c.19]
Тросы (стальные проволочные канаты) 21 [c.21]
Тросы (стальные проволочные канаты) 23 [c.23]
Тросы (стальные проволочные канаты) являются составным элементом различных грузоподъемных и такелажных устройств, применяемых при монтажных работах. Их широко используют в качестве грузовых канатов полиспастов грузоподъемных машин и приспособлений, для изготовления стропов, расчалок и оттяжек. Тросы должны быть прочными, гибкими, стойкими к переменным по направлению перегибам и динамическим нагрузкам. [c.18]
Стальные проволочные канаты используются в качестве грузовых канатов полиспастов, а также для изготовления стропов, расчалок и оттяжек. По конструктивному признаку канаты делятся на канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки изготавливаются непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке из отдельных проволок свиваются пряди, а из прядей — канат. Канаты двойной свивки называются тросами, тройной свивки — кабелями. [c.273]Наиболее распространенным гибким органом в грузоподъемных машинах являются стальные проволочные канаты. Материалом для изготовления канатов служит стальная светлая или оцинкованная проволока с пределом прочности 120—200 кг мм . Диаметр проволоки колеблется от 0,2 до 3 мм. По форме поперечного сечения канаты делятся на круглые и плоские, по характеру свивки — на канаты одинарной свивки (фиг. 5, а), канаты двойной свивки — тросы (фиг. 5, б) и канаты тройной свивки — кабельные (фиг. 5, в). В канатах одинарной свивки все проволоки располагаются последовательными концентрическими слоями канатах двойной свивки проволоки сначала свиваются в пряди, а затем навиваются спирально на органический или стальной сердечник в канатах тройной свивки проволоки свиваются в первичные пряди, из которых свиваются вторичные пряди, а вторичные при последующей свивке образуют канат. [c.20]
Тросы или стальные проволочные канаты находят самое широкое применение на монтажных работах. Их изготовляют из стальной светлой проволоки путем свивания шести круглых проволочных прядей вокруг пенькового сердечника. Они подразделяются на три типа [c.18]
Канаты с номерами 48, 49, 50, 51, 52 и 53 были сделаны из сплава 6А1 — 4У — Ть Сами они не корродировали, но заделочная арматура из нержавеющей стали марки 304 и стальные обвязочные проволоки подверглись сильной электрохимической коррозии. Все остальные проволочные канаты, с покрытиями и без покрытий, в разной степени подверглись коррозии, наиболее сильным проявлением которой был разрыв отдельных проволок. Голые стальные тросы с номерами 1, 2, 3, 35, 36, как и следовало ожидать, были полностью покрыты ржавчиной. После экспозиций длительностью до 1064 сут у них не наблюдали потерь прочности. В процессе производства эти тросы были смазаны. На внешних поверхностях после экспозиции смазка исчезла, но на внутренних поверхностях сохранилась. [c.412]
Полимеризацией капролактама получают капроновую массу, перерабатываемую в нить или плецку. Полиамидные смолы очень прочны. Капроновый канат диаметром 30 мм по прочности равноценен стальному проволочному тросу диаметром 20 мм и заменяет стальной трос в китобойном промысле. [c.309]
Для обеспечения условий безопасного производства такелажных работ большое значение имеют выбор тяговых канатов (тросов) и блоков и строповка груза. Для выполнения ответственных такелажных работ и для оснащения кранов, лебедок и других грузоподъемных механизмов используют стальные проволочные шестипрядные канаты двойной свивки с пеньковым сердечником, который придает канату эластичность и гибкость и обеспечивает смазку проволочных прядей, что предохраняет их от коррозии. Следует применять канаты (тросы) стальные типа ТК6Х37 — для барабанных лебедок, полиспастов, блоковг типа ТК6Х61 — [c.182]
Канаты стальные проволочные являются наиболее надежными, они нашли самое широкое применение на такелажных работах в качестве одного из основных элементов оснастки грузоподъемных механизмов и приспособлений, а также для изготовления стропов, вапт, оття кек и т. я. Канаты выпускаются одинарной, двойной и тройной свивки. При одинарной свивке канат свивается из отдельных проволок, при двойной —отдельные проволоки свиваются в пряди, а пряди в канат. Такие канаты называются тросами. В середине троса помещен пеньковый или металлический сердечник, на который навиваются пряди. Пеньковый сердечник придает тросу гибкость и удерживает смазку. Гибкость троса зависит также от количества про волок в пряди и их диаметра чем больше проволок в пряди и меньше их диаметр, тем трос эластичней. Тросы, применяемые на такелажных работах, должны обладать большой гибкостью, малой чувствительностью к перегибам и устойчивостью против раскручивания. Этим требованиям больше всего отвечают тросы двойной крестовой свивки, состоящей из шести прядей и одного пенькового сердечника. [c.223]
chem21.info
Трос стальной – как не запутаться в разнообразии предложений?
Характеристики стального троса
Существует довольно большое количество разновидностей тросов. Стальные канаты различаются конструкцией и типом свивки. По типу конструкции бывают одинарной, двойной или тройной свивки. Каждый из этих типов конструкции подразделяется на несколько видов. Например, канаты одинарной свивки бывают спиральными, однопрядными, тросами с точечным касанием проволок в пряди и много других.
Перечислять все виды нет необходимости. По типу свивки канаты бывают односторонними, крестовыми и комбинированными. Заводы обычно изготавливают тросы крестовой свивки, канаты остальных видов изготавливаются под заказ. Также существуют гибкие и жесткие тросы. Гибкие изготавливаются из большого количества проволок малого диаметра, жесткие же, наоборот, из малого числа толстых проволок, и превосходят гибкие канаты по прочности.
Трос стальной, ГОСТ 2688-80 которого определяет тип конструкции и толщину сечения, поставляется на металлических барабанах или деревянных бухтах. Каждое изделие имеет сертификат, где указан его тип, условное обозначение, вид свивки, предел прочности, разрывная крепость.
Сферы применения стального троса
Трос стальной оцинкованный широко применяется во многих отраслях промышленности и народного хозяйства: в угольной, нефтедобывающей, горнорудной отрасли, в морском транспорте, в строительной индустрии, в машиностроении. Стальной канат – основной грузонесущий элемент подавляющего большинства транспортных, грузоподъемных, дорожно-строительных и других машин.
Стальной трос в оболочке ПВХ намного дороже обычного оцинкованного каната, зато имеет ряд преимуществ и более широкую сферу применения. Его можно использовать при установке подвесных светофоров, информационных табличек, дорожных знаков, для протяжки телевизионных антенн, для поддержания электрических кабелей, при производстве товаров народного потребления, для монтажа различных конструкций и ограждений и так далее.
В быту тросы также получили широкое распространение. Например, при эксплуатации небольших водопогружных насосов или при прочистке канализации используется тросик стальной.
Особенности эксплуатации стальных канатов
При использовании стальных канатов необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы избежать травм и аварий. Определенный вид троса следует использовать при определенных условиях эксплуатации, потому что каждый из них обладает своими характеристиками. Не стоит допускать спутывания троса, его довольно трудно распутать, к тому же это может привести к образованию петель, которые при натяжении его заламывают, приводя его в негодность.
При эксплуатации трос должен регулярно смазываться. Антикоррозийная смазка значительно продлит срок его службы. Канат необходимо смазывать не реже, чем раз в полгода, и каждый раз, когда трос побывал в воде. Срок службы его также зависит от состояния поверхности шкивов и барабанов, на которые он наматывается. Необходимо зачищать или обтачивать потертости или механические повреждения на этих поверхностях.
Если повреждение поверхности барабана или шкива невозможно устранить, их нужно заменить. Необходимо проводить периодические осмотры тросов на предмет дефектов: изъяны устранять, а пришедшие в негодность канаты заменять на новые.
ogodom.ru
Канат стальной (трос) УниверсалМетиз - канаты, стропы, такелаж (495) 640-77-40
Использование канатов, изготавливаемых из стали, позволяет безопасно выполнять работы по манипуляции объектами даже очень большой массы. Компания «УНИВЕРСАЛМЕТИЗ» предлагает своим покупателям воспользоваться выгодной программой скидок, размер которых возрастает с увеличением объёма заказанного товара.
Предлагаемые канаты стальные сопровождаются всей необходимой документацией, содержащей инструкции по использованию тросов. Являясь официальным дилером производителей продукции, мы предлагаем лучшие цены.
Мы предостерегаем вас от покупки стальных канатов в сомнительных местах, где предлагается дешёвая продукция. Экономия денег в лучшем случае приведёт к гибели груза, а в худшем — обернётся реальной трагедией. Приобретать данную такелажную продукцию нужно только в компании с высокой и твёрдой репутацией. Особенно важным это является при покупке грузовых и талевых тросов.
Основные виды стальных тросов
Канаты из стали являются достаточно сложными проволочными изделиями. Они различаются формой поперечного сечения как целиком троса, так и его составных частей. Кроме того, различны и механические параметры проволок и материалов сердечников.
Нормальная эксплуатация изделий зависит от учёта способа, которым свиты проволоки.
Сегодня применяются свивки следующих видов.
1. Одинарная. Такой канат стальной представляет собой трос, состоящий из концентрических слоёв проволоки, которые свиваются по спирали. 2. Двойная. Здесь пряди проволок свиваются в несколько концентрических слоёв. 3. Тройная. Тросы двойной свивки, перевитые между собой в один концентрический слой.По-разному могут свиваться не только отдельные проволоки, но и их пряди. Например, если в наименовании продукции присутствует аббревиатура «ТК», то это означает, что проволоки между слоями прядей касаются друг друга точечно. Обозначение «ЛК» говорит о линейном характере взаимного касания проволок между слоями. В последнем случае вариантов конструкции канатов существует несколько.
В зависимости от формы поперечного сечения прядей трос стальной может быть круглопрядным и фасоннопрядным, а по степени крутимости — крутящимся (одинаковое направление свивки проволок и прядей) и малокрутящимся (противоположное направление свивки проволок и прядей в слоях). Последние обозначаются «МК».
Немаловажным фактором, определяющим эксплуатационные качества продукции, является материал, из которого изготавливается сердечник, который может быть органическим (ОС) и металлическим (МС). Первые изготавливаются из натуральных материалов или синтетики, вторые — из стали.
Канаты могут быть по-разному уравновешены. В зависимости от этого различают рихтованные (Р) и нерихтованные изделия. Механические свойства определяют марку продукции — В, ВК, I.
Канаты различаются и по наличию покрытия проволок, которые могут быть непокрытыми и оцинкованными. Тип цинкового покрытия определяется поверхностной плотностью цинка. Всего типов оцинковки три — С, Ж и ОЖ.
В зависимости от назначения стальной трос может быть только грузовым (Г) или грузолюдским (ГЛ). К последним относятся изделия марок ВК и В. Кроме того, изделия различаются по точности изготовления: нормальной точности и повышенной (Т).
Эксплуатация тросов
Эксплуатировать стальную канатно-тросовую продукцию следует в соответствии с некоторыми нормами, действующими в такелажной отрасли. Предлагая нашим клиентам канаты, мы поставляем вместе с товаром и необходимую документацию, содержащую информацию о правилах использования изделий.
Монтаж каната на грузоподъёмном устройстве или ином объекте выполняют с соблюдением мер по предотвращению его раскручивания. Для этого барабан с намотанным тросом устанавливают так, чтобы ось барабана оставалась горизонтально расположенной. Барабан при сматывании троса необходимо затормаживать и обеспечивать сход конца троса либо с верхней части бухты, либо с нижней. Минимальный интервал между барабанами должен равняться 300 диаметрам троса. При монтаже каната стального необходимо минимизировать количество перегибов, в особенности переменных направлений.
Измерение диаметра трос
Диаметр каната измеряют в двух местах, удалённых друг от друга не менее чем на один метр. В каждой точке измерения проводят в двух плоскостях, перпендикулярных одна другой. Среднеарифметическое значение всех измерений не должно выходить за пределы допусков номинального диаметра (для новых канатов).
Разматывание тросовой бухты
Бухта устанавливается на горизонтальную поверхность или землю, и трос разматывается по прямой. Нужно следить за тем, чтобы трос не загрязнялся грунтом, мусором и прочими включениями. Допускается установка бухты на специальном разматывателе поворотной конструкции. При этом трос разматывают, вытягивая его наружный конец с одновременным вращением бухты. С неподвижной бухты трос разматывать нельзя, поскольку он может перекручиваться и образовывать петли.
Навешивание троса с барабана
Сквозь осевое отверстие барабана пропускается вал, и барабан устанавливается на опору таким образом, чтобы можно было эффективно притормаживать его во избежание набегания троса. Если навивка многослойная, то барабан помещают на устройство, обеспечивающее возвратное натяжение троса при его перематывании с транспортного барабана на подъёмный. Это даёт возможность убедиться в достаточной плотности навивки на барабан нижних витков.
Отклонение направления разматывания не должно превышать 1,5° при использовании гладкого барабана. В случае применения барабана с нарезкой «винт» величина девиации направления разматывание троса может доходить уже до 2,5°. Требования по углам необходимо выполнять для минимизации бокового износа каната.
Рекомендации по эксплуатации стального каната (троса)
Стальные канаты и трос Вы можете купить в ООО «УНИВЕРСАЛМЕТИЗ» по лучшей цене.
uni-met.ru
Канаты стальные – высокопрочные гибкие металлические изделия
Одним из важнейших элементов при изготовлении металлических канатных строп является стальной трос. Кроме того, он широко применяется практически во всех грузоподъемных механизмов (башенные, козловые и автомобильные краны, тельферы, трубоукладчики, шахтные и лифтовые подъемные установки, скреперные лебедки, тали, монтажно-тягловые механизмы и т.д.). В зависимости от конструкции, канат имеет различную гибкость и разрывное усилие. Он изготовлен из углеродистой стали и по желанию заказчика может быть оцинкован по классу «С» или «Ж», исходя из условий эксплуатации или агрессивности среды. Практически любой канат стальной состоит из проволоки и сердечника, металлического, пенькового или неорганического. Технология изготовления следующая – сначала из высокопрочной проволоки формируют канатную прядь, обвивая ее вокруг сердечника, после чего уже несколько прядей компонуют в единое целое с последующей намоткой на барабан с кратностью 500 или 1000м.
Все канаты выпускаются по ГОСТу и имеют сертификат качества. А наиболее распространенные диаметром 4.1мм-16,5мм ( ГОСТ-2688-80), 16,5мм-23,5мм (ГОСТ 7668-80) и 25мм-39мм (ГОСТ 3079-80) постоянно имеются на складе как для продажи, так и для изготовления профильной продукции. Специальный отмоточный станок позволяет нарезать канат стальной востребованной длины в бухту или намотать на барабан с точностью до 1 м.
Цены и характеристики стального каната
ø, мм | ГОСТ / Смазка | Вес 1000м, кг | Цена м, ₽ (за барабан) | Цена м, ₽ (в размотку) |
4,1 | 2688-80 / А1 | 64 | 27.14 | 31,75 |
5,1 | 2688-80 / А1 | 96 | 30,86 | 33,95 |
6,2 | 2688-80 / А1 | 142 | 38,24 | 42,06 |
7,6 | 2688-80 / А1 | 211 | 47,81 | 52,59 |
8,3 | 2688-80 / А1 | 256 | 54,57 | 62,76 |
9,1 | 2688-80 / А1 | 305 | 61,34 | 67,47 |
9,6 | 2688-80 / А1 | 359 | 65,97 | 72,57 |
11 | 2688-80 / А1 | 462 | 80,82 | 88,90 |
12 | 2688-80 / А1 | 527 | 91,41 | 100,55 |
13 | 2688-80 / А1 | 597 | 99,20 | 109,12 |
14 | 2688-80 / А1 | 728 | 117,27 | 129,00 |
15 | 2688-80 / А1 | 844 | 130,94 | 144,03 |
15 | 2688-80 / A2 | 844 | 130,94 | 144,03 |
16,5 | 2688-80 / A2 | 1025 | 154,86 | 170,35 |
16,5 | 7668-80 / А1 | 1045 | 168,83 | 185,71 |
18 | 7668-80 / А1 | 1245 | 198,15 | 217,97 |
19,5 | 2688-80 / А1 | 1405 | 207,50 | 228,25 |
20 | 7668-80 / А1 | 1520 | 232,61 | 255,87 |
20 | 7668-80 / A2 | 1520 | 234,00 | 257,40 |
22 | 7668-80 / А1 | 1830 | 263,13 | 289,44 |
23,5 | 7668-80 / А1 | 2130 | 304,78 | 335,26 |
24 | 2688-80 / А2 | 2130 | 301,18 | 331,30 |
25 | 3079-80 / А1 | 2245 | 341,73 | 375,90 |
27 | 3079-80 / А1 | 2650 | 401,37 | 441,51 |
30,5 | 3079-80 / А1 | 3405 | 509,64 | 560,60 |
33 | 3079-80 / А1 | 3920 | 581,06 | 639,17 |
35 | 3079-81 / А1 | 4435 | 651,93 | 717,12 |
39 | 3079-82 / А1 | 5395 | 790,61 | 869,67 |
Канаты стальные в количестве меньше барабана отгружаются в размотку. Цены за барабан обсуждаются в индивидуальном порядке.
Возможна отгрузка каната любого другого ГОСТа и диаметра, в том числе, грузолюдского и оцинкованного стального каната. Наличие и цены узнавать у менеджеров.
www.gruzozahvat.ru
Трос - это... Что такое Трос?
Стальной тросТрос — витое или крученое канатно-веревочное изделие.
История
Верёвочное производство. Село Павлово Горбатовского уезда. 1896 год Изготовление тросаВпервые патент на изобретение «трос дистанционного управления» был получен в 1939 году братьями Orscheln[3].
Материалы тросов
Растительные тросы
Синтетические тросы
Стальные тросы
Разрез стального тросаСтальные тросы изготовляют из стальной проволоки разного качества, свитой по спирали. Для защиты от коррозии стальная проволока изготовляется из нержавеющей стали (более дорогая[уточнить] и менее прочная[уточнить]), оцинковывается (со временем покрытие стирается) или тросы имеют пеньковый сердечник, пропитанный смазкой. Последний тип тросов состоят из шести прядей, свитых вокруг пенькового, манильского или джутового сердечника. Сердечник заполняет пустоту в центре троса, образованную между прядями, предохраняет пряди от проваливания к центру и защищает внутренние слои проволок троса от коррозии, так как пропитан антикоррозионной смазкой, которая проникает в межпроволочное пространство прядей при изгибе троса.
В зависимости от количества проволок в тросе, тросы бывают разной гибкости — менее гибкие из 42 проволок, гибкие тросы из 72 проволок, по 12 в каждой пряди вокруг пенькового сердечника, тросы повышенной гибкости свитые из 144 тонких проволок (по 24 в каждой пряди) вокруг пенькового сердечника.
Типы тросов
Тросовые и кабельные тросы
Тросы тросовой работы
При изготовлении тросов тросовой работы (классическая свивка) составляющие их волокна свивают три раза. Сначала волокна свивают в каболки (пряжу), затем каболки свивают в пряди, а пряди — в трос. Тросы бывают крутой и пологой свивки в зависимости от назначения. Тросы пологой свивки выдерживают большие усилия, но крутосвитые тросы меньше изнашиваются, они более долговечны.
Тросы кабельной работы
Тросы кабельной работы отличаются тем, что волокна сплетают четыре раза. Тросы кабельной работы более плотные и поэтому меньше изнашиваются и меньше задерживают влагу по сравнению с тросами тросовой работы. Тросы кабельной работы более дорогие и более слабые по сравнению с тросами тросовой работы того же диаметра.
В литературе тросами кабельного типа также называют тросы с плетённой оплёткой (например, альпинистские верёвки).
Число прядей в тросе
Тросы бывают трехпрядевые, четырёхпрядевые, многопрядевые (8 или 16 прядей). Как исключение встречаются пятипрядные грубые тросы кабельной работы. Стальные тросы обычно шестипрядевые с сердечником.
Трехпрядные тросы встречаются более часто, но распространены также и четырёхпрядные тросы. В середине такого четырёхпрядного троса, если его толщина 50 мм и более, имеется пятая более тонкая прядь (сердечник), которая заполняет пустое пространство, остающееся между четырьмя прядями. Трехпрядные тросы намного прочнее четырёхпрядных такой же толщины при размерах до 125 мм. При размерах, превышающих 150 мм, четырёхпрядные тросы оказываются прочнее соответствующих трехпрядных. Быстрее изнашиваются трехпрядные тросы, пряди в которых толще, чем в четырёхпрядных соответствующих размеров. Среди тросов средних размеров четырёхпрядные мягче трехпрядных. Четырёхпрядные тросы имеют также то преимущество, что в поперечном сечении они более круглые, чем трехпрядные.
Тросы из синтетических материалов либо изготовляют по тому же принципу, что и из растительных волокон (но число прядей обычно больше: 8 или 16), либо состоят из плетённой оплетки и из сердечника с прямыми волокнами. В таких тросах сердцевина занимает 2/3 от толщины троса.
Тросы правой и левой свивки
В зависимости от направления свивки, тросы бывают правой (прямой спуск) и левой свивки (обратный спуск). Практически все растительные тросы — тросовой работы правой свивки и чаще всего трёхпрядные. Бывают также тросы обратного спуска (левой свивки). При изготовлении тросов правой свивки скручивание прядей производится по солнцу (по часовой стрелке), эти тросы имеют то же направление спирали, что и винт с правой резьбой.
Квадратные тросы
Квадратный тросВ 1950-х годах появились так называемые «квадратные тросы» — трос плетут из восьми прядей, чередуя их попарно, причём одна пара в тросе идёт по часовой стрелке, а другая — против (см. иллюстрацию). Такие тросы получаются мягкими, без скрутин. Они сохраняют эти свойства даже после намокания.
Типы синтетических тросов
Если синтетическое сырье вытягивается в тонкие гладкие нити, длина которых равна длине всего троса, то такие тросы называют «мононитевые» («монофильные»). Они более прочные, но скользкие и плохо держат узел. Мононитевые тросы плетут из вытянутых непрерывных нитей диаметром более 0,1 мм — более жёсткие с твёрдой и блестящей поверхностью.
Если трос свивается из относительно коротких нитей, то такие тросы называются «многонитевые» («филаментные»).[источник не указан 1144 дня] Поверхность такого троса немного ворсистая. Этот материал имеет меньшую прочность, но такие тросы мягкие и гибкие и на таких тросах удобно вязать узлы. Многонитевые тросы плетут из пряжи, состоящей из тонких нитей, диаметр которых не превышает 0,1 мм. В торговле нейлоновый филаментный материал встречается под названием «шерстеподобный нейлон».
Существуют также Многопленочные тросы, их сплетают из тонких плёночных нитей-полос.
Тросы дистанционного управления
Состоят из прочного стального плетеного троса (сердечника), покрытого смазкой и помещенного в гибкий кожух с полиуретановой оболочкой. На концах троса закреплена арматура (наконечники), фиксирующая положение внешнего кожуха, но допускающая независимые перемещения сердечника внутри него.
Разное
Размеры тросов
Размер тросов определяют двумя способами: либо по длине окружности в английских дюймах, либо по диаметру в миллиметрах. В настоящее время более распространен последний способ.
Как подручными средствами отличить синтетические тросы
Синтетические волокна легко различаются по следующим признакам.
Разрывная прочность троса
РПТ — это нагрузка, при которой трос разрушается
, где:f — коэффициент для данного троса (из справочника)c — радиус окружности троса
Использование термина «Трос».
Термин «трос» имеет ограниченное, специфическое (профессиональное) применение, например в авиации.
В общем машиностроении, в строительных конструкциях, в строительных машинах и т. п.
использование термина «трос» недопустимо.
Следует использовать — СТАЛЬНОЙ КАНАТ.
См. также
Литература
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru