- тип конструкции;
- тип поперечного сечения проволоки;
- тип, способ и направление деталей свивки;
- материал сердечника;
- степень уравновешенности и крутимости;
- максимальный уровень прочности;
- механические свойства проволоки;
- назначение.
- крестовая,
- односторонняя,
- комбинированная.
- повышение структурной прочности,
- повышение износостойких свойств при работе в условиях высокой температуры,
- снижение конструктивных удлинений при натяжении.
- одинарной свивки или спиральные состоят из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев. Канаты одинарной свивки, свитые только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами. Спиральные канаты, имеющие в наружном слое фасонные проволоки, называют канатами закрытой конструкции. Канаты одинарной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют прядями.
- двойной свивки состоят из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев. Канаты двойной свивки могут быть однослойные или многослойные. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки. Канаты двойной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют стренгами.
- тройнойсвивки состоят из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой.
- круглые
- фасоннопрядные (трехграннопрядные, плоскопрядные), имеют значительно большую поверхность прилегания к шкиву, чем круглопрядный.
- ТК - с точечным касанием проволок между слоями,
- ЛК - с линейным касанием проволок между слоями,
- ЛК-О - с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди,
- ЛК-Р - с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди,
- ЛК-З - с линейным касанием проволок между слоями пряди и проволоками заполнения,
- ЛК-РО - с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра,
- ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок в прядях.
- ОС - с органическим сердечником – в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используются сердечники из натуральных, синтетических и искусственных материалов - из пеньки, манилы, сизали, хлопчатобумажной пряжи, полиэтилена, полипропилена, капрона, лавсана, вискозы, асбеста.
- МС - с металлическим сердечником – в качестве сердечника, в большинстве конструкций, применяется канат двойной свивки из шести семи проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семи проволочной пряди, в канатах по ГОСТ 3066-80, 3067-88,3068-88 в качестве МС применяется прядь той же конструкции, что и в повиве. Их целесообразно применять тогда, когда надо повысить структурную прочность каната, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при высокой температуре среды, в которой работает канат.
- Нераскручивающихся канатах – Н - пряди и проволоки сохраняют заданное положение после снятия вязок с конца каната или легко укладываются в ручную при незначительном раскручивании, что достигается предварительной деформацией проволок и прядей при свивке проволок в прядь и прядей в канат.
- Раскручивающихся канатах – проволоки и пряди предварительно не деформированы или недостаточно деформированы перед их свивкой в пряди и в канат. Поэтому пряди в канате и проволоки в прядях не сохраняют своего положения после снятия вязок с конца каната.
- Рихтованный канат – Р - не теряет своей прямолинейности (в пределах допустимого отклонения) в свободном подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости, т.к. после свивки прядей и шпата соответственно напряжения от деформации проволок и прядей сняты рихтовкой.
- Нерихтованный канат - не обладает таким свойством, свободный конец нерихтованного каната стремится образовать кольцо, за счет напряжений деформации проволок и прядей полученных в процессе изготовления каната.
- Правой свивки – не обозначается
- Левой свивки – Л
- Крестовой свивки – направление свивки прядей и стренг противоположны направлению свивки каната.
- Односторонней свивки – О - направление свивки прядей в канат и проволоки в прядях одинаковы.
- Комбинированной свивки – К с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки.
- Крутящиеся – с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести – и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечником)
- Малокрутящиеся – (МК) с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям (многослойные, многопрядные канаты и канаты одинарной свивки). В некрутящихся канатах благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки) устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза.
- Марка ВК – высокого качества
- Марка В – повышенного качества
- Марка 1 – нормального качества
- Из проволок без покрытия
- Из оцинкованной проволоки в зависимости от поверхностной плотности цинка:
- группа С – для средних агрессивных условий работы
- группа Ж – для жестких агрессивных условий работы
- группа ОЖ – особо жестких агрессивных условий работы
- П – канат или пряди покрыты полимерными материалами
- Грузолюдские – ГЛ - для подъема и транспортировки людей и грузов
- Грузовые – Г - для подъема и транспортировки и грузов
- Нормальной точности – не обозначается
- Повышенной точности – Т– ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната
- Канат 16,5 – Г – I – Н – Р – Т – 1960 ГОСТ 2688 - 80 Канат диаметром 16,5 мм, грузового назначения, первой марки, из проволоки без покрытия, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованный, повышенной точности, маркировочной группы 1960 Н/мм2 (200 кгс/мм2), по ГОСТ 2688 – 80
- Канат 12 – ГЛ – ВК – Л – О – Н – 1770 ГОСТ 2688 – 80 Канат диаметром 12,0 мм, грузолюдского назначения, марки ВК, из проволоки без покрытия, левой односторонней свивки, нераскручивающийся, нерихтованный, нормальной точности, маркировочной группы 1770 Н/мм2 (180 кгс/мм2), по ГОСТ 2688-80
- Канат 25,5 – Г – ВК – С – Н – Р – Т – 1670 ГОСТ 7668 - 80 Канат диаметром 25,5 мм, грузового назначения, марки ВК, оцинкованный по группе С, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованный, повышенной точности, маркировочной группы 1670 Н/мм2 (170 кгс/мм2), по ГОСТ 7668 – 80
- Канат 5,6 – Г – В – Ж – Н – МК – Р – 1670 ГОСТ 3063 – 80 Канат диаметром 5,6 мм, грузового назначения, марки В, оцинкованный по группе Ж, правой свивки, нераскручивающийся, малокрутящийся, рихтованный, маркировочной группы 1670 Н/мм2 (170 кгс/мм2), по ГОСТ 3063 – 80
Устройство и классификация стальных канатов. Классификация канатов стальных
Классификация стальных канатов и критерии их выбора → Полезные статьи 【УкрЭкоПродукт】
На современном рынке представлено около четырех десятков разновидностей стального каната. Все они изготавливаются в строгом соответствии с ГОСТами, но при этом могут сильно отличаться друг от друга. Чтобы разобраться в этом, необходимо изучить классификацию канатов.
Критерии выбора стальных канатов
У людей, которые постоянно работают с металлическими тросами и канатами, проблемы с их выбором практически не возникают. Неприятности начинаются тогда, когда для работы требуется нестандартный канат. В этом случае нужно воспользоваться ГОСТ, в котором описана точная классификация.
Согласно этому ГОСТ, все металлические канаты могут различаться по таким параметрам, как:
Главной конструктивной особенностью всех стальных канатов является количество прядей (косичек) и способ их свивки. Согласно этому признаку, свивка может быть одинарной, двойной или даже тройной. В первом случае проволока скручивается спиралеобразно в один или несколько слоев. Если трос сверху еще покрыт фасонной проволокой, то его называют закрытым.
Тросы с двойной свивкой состоят из тонких одиночных прядей, количество которых может достигать шести. Именно их используют и для изготовления канатов тройной свивки.
Классификация канатов по параметрам свивки
Свивкой называют процесс закручивания прядей металлического каната. Пряди могут касаться друг друга точечно, линейно или комбинированным способом. Пряди разных слоев могут иметь одинаковый или различный диаметр. Если между ними проложены проволоки заполнения, то канат маркируется как «ЛК-З». В том случае, если между прядями проложены проволоки разных диаметров, это канат ЛК-РО.
Иногда в процессе производства проволока и пряди проходят через предварительную деформацию. Это делается для того, чтобы получить нераскручивающийся канат. Если же пряди распадаются сразу после удаления удерживающих завязок, значит, перед вами раскручивающийся канат.
Направление свивки металлического каната может быть правым или левым. При этом учитывается не только положение прядей наружного слоя, но и их положение по отношению к самому канату. По этому признаку свивка может быть:
Виды канатов по типу сердечника
Сердечник расположен в самом центре стального каната и необходим для придания ему необходимой гибкости и прочности. При его производстве обычно используется металл или органические материалы. Канаты с металлическим сердечником используются для решения таких задач, как:
Органический сердечник металлических канатов может быть изготовлен из натуральных материалов или материалов, полученных синтетическим путем. Обычно это хлопчатобумажные нити, полиэтилен, капрон и другое.
Типы канатов по степени уравновешенности и крутимости
Уравновешенность металлического каната определяется по тому, была ли использована в процессе его производства рихтовка. Она снимает напряжение с прядей, когда они подвешены в горизонтальном положении. Именно благодаря этому изделие сохраняет свою прямолинейность.
Если находясь в горизонтальном положении, канат на конце закручивается в кольцо, значит, при его производстве рихтовка не проводилась.
Чтобы определить степень крутимости каната, нужно изучить направление всех прядей свивки. Они могут иметь одинаковое направление по всем слоям (крутящиеся) или обратное направление по разным слоям (малокрутящиеся).
Другие характеристики металлических канатов
Во время покупки металлических тросов нужно обратить внимание на качество проволоки, а также точность изготовления. Обычно при их производстве используется проволока нормального, высокого или повышенного качества. Она может быть покрыта оцинкованным или полимерным слоем, который защищает ее от средних, жестких или особо жестких агрессивных сред.
Стальной канат может быть использован для подъема и перевозки только грузов или же груза и людей. Чтобы определить его прочностные характеристики, нужно обратить внимание на самое последнее значение в маркировке. Оно может быть в пределах 1370-1770 н/мм2. Чем выше прочностные характеристики металлического каната, тем больше нагрузки он сможет выдержать.
1kanat.com.ua
Устройство и классификация стальных канатов
Стальные тросы широко используются в самых различных отраслях человеческой деятельности. Наиболее широко эти приспособления используются в грузоподъемных механизмах, где являются одним из самых важных и ответственных элементов. Стальные тросы изготавливаются из высококачественной проволоки, но имеют огромное количество различных конструкций и могут иметь различное сечение. Также канаты различаются по своим эксплуатационным характеристикам, которые во многом зависят от физико-механических свойств использованных для их изготовления материалов.
Классификация канатов
· Одинарные простые; · Двойного типа; · Тройные; · Прошивные.
По сечению канатных прядей различают:
· С плоскими прядями; · Трехгранные; · С прядями овального сечения.
Кроме этого канаты бывают прямые или обратные – эта характеристика зависит от направления свивки прядей.
Сердечник стального каната
У всех стальных канатов есть общий признак – они изготавливаются методом спиральной свивки проволоки из различных сортов стали вокруг сердечника. Сердечник служит для того, чтобы внутри каната не было пустоты и помогает изделию сохранять правильную форму. Встречаются как стальные сердечники, так и изготовленные из синтетики или из пропитанной смазкой манильской пеньки или джута. Пенковые и джутовые сердечники пропитывают не только для того, чтобы оградить их от гниения, но и с целью обеспечить антикоррозийную защиту внутренних слоев троса – при изгибе изделия, смазка просачивается в существующие между проволоками пустоты, обеспечивая их равномерное смазывание.
В канатах сердечник работает как отличный амортизатор, удерживая пряди в проектном положении и если говорить инженерными терминами, сердечник противостоит радиальным нагрузкам, которые неизбежно возникают при эксплуатации, препятствуя деформации изделия. Как мы уже говорили, встречаются сердечники органического происхождения, пеньковые и джутовые и сердечники из неорганических материалов – стальные и синтетические. В качестве материала для синтетических элементов троса, чаще всего применяют полипропилен – прочный, стойкий к внешним воздействиям и недорогой материал. Пеньковые и джутовые сердечники подлежат обязательной пропитке смазкой, доля которого составляет от 35 до 50% от массы самого органического материала. Для смазывания канатов используют самые высококачественные материалы, так как от выбора смазки во многом зависит долговечность троса.
Физические свойства канатов
Стальные канаты могут иметь различную гибкость, которая зависит как от свойств использованной при изготовлении проволоки, так и от ее количества в свивке. Наименее гибкие канаты состоят из 42 проволок, а более гибкие – из 72 проволок, расположенных по 12 в каждой пряди. Выпускаются также канаты повышенной гибкости, которые состоят из 144 проволок, которые располагаются вокруг сердечника по 24 штуки в каждой пряди. Для применения в условиях повышенных температур или в агрессивной среде, используют тросы со стальным сердечником. Также такой тип каната идеально подходит в том случае, если изделие навивается на барабан многочисленными слоями – стальной сердечник не дает канату деформироваться под действием нагрузки, которую оказывают вышележащие витки. Стальной сердечник делает канат более стойким к деформации, но практически не влияет на грузоподъемность. Канаты с синтетическими и пеньковыми сердечниками обладают большей гибкостью и обеспечивают равномерную смазку, так как в них смазочный материал поступает в пряди не только снаружи, при плановом обслуживании, но и изнутри, из пропитанного материала сердечника.
Упаковка стальных канатов
К потребителю стальные канаты попадают на деревянных или возвратных металлических барабанах, а в некоторых случаях – в бухтах. Намотка на барабаны производится согласно ГОСТ 11127-78, где оговорены правила упаковки. В нормах оговорено, что шейка барабана должна иметь диаметр не меньше чем 15 полных диаметров троса, а борт полностью укомплектованного барабана, при диаметре каната 25 мм, должен выступать на 2 диаметра и не менее чем на 50 мм, если диаметр сечения каната превышает 25 мм.
Диаметр каната
Диаметр сечения каната является одной из важнейших характеристик этого изделия. Обычно все характеристики изделия указаны на бирке барабана или в сертификате, приложенному к канату производителем, но иногда возникает необходимость проверить диаметр каната, например если возникли какие-либо сомнения или маркировка просто утеряна. Диаметр стального каната измеряют штангенциркулем и производят его в двух различных точках, с расстоянием между ними как минимум 1 метр. В каждой точке производится два измерения толщины, в плоскостях обязательно перпендикулярных друг другу. Диаметр каната определяют, взяв среднеарифметическое значение этих четырех величин, при этом учитывают допуски, принятые для номинального диаметра этого изделия.
Статьи о продукции 04.09.2017 11:44:40
krepcom.ru
Классификация стальных канатов - статьи на тему Проволока
Приведенная ниже информация по классификации канатов далеко не нова, и мы практически ничего нового добавить не сможем. Аналогичные материалы вы легко сможете найти на прочих ресурсах, так зачем мы размещаем её у себя? Взглянув на нижепредставленную классификацию вы поймете, что видов каната большое количество и порой даже специалисту бывает достаточно сложно разобраться что такое Канат 12–ГЛ–ВК–Л–О–Н–1770 ГОСТ 2688–80.
Работая с одними и теми же канатами расшифровать все достаточно просто, но если клиент хочет купить нестандартный канат? Вот тут и начинается "Где посмотреть? Где взять? Что означает эта буква в наименовании?". Ранее мы уже публиковали материал но подробно не описывали классификацию, поэтому мы надеемся что и данная статья будет вам полезна.
Классификация, технические требования, методы испытаний, правила приемки, транспортировки, и хранения стальных канатов изложены в ГОСТ 3241-91 «Канаты стальные. Технические условия».
Классификация стальных канатов
1. По основному конструктивному признаку:
2. По форме поперечного сечения прядей:
3. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:
Пряди с точечным касанием проволок изготовляют за несколько технологических операций в зависимости от числа слоев проволок. При этом необходимо применять разные шаги свивки проволок для каждого слоя пряди и повивать следующий слой в противоположном направлении предыдущему. В результате проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение проволок увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию в проволоках усталостных трещин, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом. Пряди с линейным касанием проволок изготовляют за один технологический прием; при этом сохраняется постоянство шага свивки, и одинаковое направление свивки проволок для всех слоев пряди, что при правильном подборе диаметров проволоки по слоям, дает получение линейного касания проволок между слоями. В результате значительно снижается износ проволок и резко возрастает работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях в сравнении с работоспособностью канатов типа ТК. Пряди точечно-линейного касания применяют при необходимости замены в прядях линейного касания центральной проволоки семипроволочной прядью, когда на однослойную семипроволочную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Пряди могут обладать повышенными некрутящимися свойствами.
4. По материалу сердечника:
5. По способу свивки:
6. По степени уравновешенности:
7. По направлению свивки каната:
Направление свивки каната определяется: направлением свивки проволок наружного слоя – для канатах одинарной свивки; направлением свивки прядей наружного слоя – для канатов двойной свивки; направлением свивки стренг в канат – для канатов тройной свивки
8. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов:
9. По степени крутимости
10. По механическим свойствам проволоки
11. По виду покрытия поверхности проволок в канате:
12. По назначению каната
13. По точности изготовления
14. По прочностным характеристикам Маркировочных групп временного сопротивления разрыву Н/мм2 (кгс/ мм2) – 1370 (140), 1470 (150), 1570 (160), 1670 (170), 1770 (180), 1860 (190), 1960 (200), 2060 (210), 2160 (220)
Примеры условного обозначения стальных канатов
Рекомендации по применению различных конструкций канатов
Каждая конструкция каната имеет преимущества и недостатки, которые необходимо правильно учитывать при выборе канатов для конкретных условий эксплуатации. При выборе следует сохранять необходимые соотношения между диаметрами органов навивки и диаметрами канатов и их наружных проволок, а также необходимый запас прочности, обеспечивающий безаварийную работу.
Канаты одинарной свивки из круглых проволок - обыкновенные спиральные (ГОСТ 3062-80; 3063-80; 3064-80) обладают повышенной жесткостью, поэтому их рекомендуется применять там, где преобладают растягивающие нагрузки на канат (грозозащитные тросы высоковольтных линий электропередач, ограждения, растяжки и т.п.)
Канаты двойной свивки с линейным касанием проволок в прядях при простоте изготовления обладают сравнительно большой работоспособностью и имеют достаточное число разнообразных конструкций Последнее позволяет выбрать канаты для работы при больших концевых нагрузках, при значительном абразивном износе, в различных агрессивных средах, при минимально допустимых отношениях диаметра органа навивки и диаметра каната.
Канаты типа ЛК-Р (ГОСТ 2688-80, 14954-80) следует применять тогда, когда в процессе эксплуатации канаты подвергаются воздействию агрессивных сред, интенсивному знакопеременному изгибу и работают на открытом воздухе. Большая структурная прочность этих канатов позволяет использовать их во многих весьма напряженных условиях работы крановых механизмов.
Канаты типа ЛК-О (ГОСТ 3077-80, 3081-80; 3066-80; 3069-80; 3083-80) устойчиво работают в условиях сильного истирания благодаря наличию в верхнем слое проволок увеличенного диаметра. Эти канаты получили широкое распространение, но для их нормальной эксплуатации требуется несколько повышенный диаметр блоков и барабанов.
Канаты типа ЛК-З (ГОСТ 7665-80, 7667-80) применяют тогда, когда требуется гибкость при условии, что канат не подвергается воздействию агрессивной среды. Применять эти канаты в агрессивной среде не рекомендуется из-за тонких проволок заполнения в прядях, легко поддающихся корродированию.
Канаты типа ЛК-РО (ГОСТ 7668-80, 7669-80, 16853-80) отличаются сравнительно большим числом проволок в прядях и поэтому обладают повышенной гибкостью. Наличие в наружном слое этих канатов относительно толстых проволок позволяет успешно применять их в условиях абразивного износа и агрессивных сред. Вследствие такого сочетания свойств канат конструкции типа ЛК-РО является универсальным.
Канаты двойной свивки с точечно-линейным касанием проволок в прядях типа ТЛК – О (ГОСТ 3079-80) следует применять тогда, когда использование канатов линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушения установочных минимально допустимых соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок каната или при невозможности обеспечения рекомендуемого запаса прочности.
Канаты двойной свивки с точечным касанием проволок в прядях типа ТК (ГОСТ 3067-88; 3068-88; 3070-88; 3071-88) не рекомендуются для ответственных и интенсивно работающих установок. Эти канаты можно применять лишь для не напряженных условий эксплуатации, где знакопеременные изгибы и пульсирующие нагрузки не значительны или отсутствуют (стропы, расчалочные канаты, временные лесосплавные крепления поддерживающие и тормозные канаты и т. п.)
Многопрядные канаты двойной свивки (ГОСТ 3088-80; 7681-80) в зависимости от принятых направлений свивки прядей по отдельным слоям изготовляют обыкновенными и некрутящимися. Последние обеспечивают надежную и устойчивую эксплуатацию на механизмах со свободным подвешиванием груза, а большая опорная поверхность и меньшие удельные давления на внешние проволоки позволяют достигать сравнительно большой работоспособности каната. Недостатками многопрядных канатов являются сложность изготовления (особенно предварительной деформации), склонность к расслоению, сложность наблюдения за состоянием внутренних слоев прядей.
Канаты тройной свивки (ГОСТ 3089-80) применяют тогда, когда основными эксплуатационными требованиями являются максимальная гибкость и упругость каната, а его прочность и опорная поверхность не имеют решающего значения. Органические сердечники в стренгах целесообразны тогда, когда канат предназначен для буксировки и швартовки, где требуются повышенные упругие свойства каната. Благодаря использованию проволок малых диаметров по сравнению с проволоками канатов двойной свивки канаты тройной свивки для нормальной эксплуатации требуют шкивы значительно меньших диаметров.
Трехграннопрядные канаты (ГОСТ3085-80) отличаются повышенной структурной устойчивостью, очень большим коэффициентом заполнения и большой опорной поверхностью. Применение этих канатов особенно целесообразно при больших концевых нагрузках и сильном абразивном износе. Рекомендуется использовать эти канаты как на установках со шкивами трения, так и при многослойной навивке на барабаны Недостатком трехграннопрядных канатов являются острые перегибы проволок на гранях прядей, повышенная жесткость каната, трудоемкость изготовления прядей.
Плоские канаты (ГОСТ 3091-80; 3092-80) находят применение в качестве уравновешивающих на шахтных подъемных установках. К достоинствам этих канатов следует отнести их не крутимость. Однако ручные операции, применяемые при сшивке канатов, и относительно быстрое разрушение ушивальника при эксплуатации ограничивают объем использования этих канатов в промышленности.
Классификация канатов по отечественным и зарубежным стандартам
ГОСТ | DIN | EN | BS | ISO |
ГОСТ 2688-80 | DIN 3059-72 | EN 12385 | BS 302 6х19 (12/6/1) FC | |
ГОСТ 3062-80 | DIN 3052-71 | |||
ГОСТ 3063-80 | DIN 3053-72 | |||
ГОСТ 3064-80 | DIN 3054-72 | |||
ГОСТ 3066-80 | DIN 3055-72 | EN 12385 | BS 302 6х7 (6/1)WSC | |
ГОСТ 3067-88 | DIN 3060-72 | EN 12385 | BS 302 6х19 (12/6/1)WSK | |
ГОСТ 3068-88 | DIN 3066-72 | |||
ГОСТ 3069-80 | DIN 3055-72 | EN 12385 | BS 302 6х7 (6/1) FC | |
ГОСТ 3070-88 | DIN 3060-72 | BS 302 6х19 (12/6/1) WSC | ||
ГОСТ 3071-88 | DIN 3066-72 | BS 302 6х37 (18/12/6/1) FC | ||
ГОСТ 3077-80 | DIN 3058-72 | EN 12385 | BS 302 6х19 (9/9/1) FC | ISO 2408 |
ГОСТ 3079-80 | ||||
ГОСТ 3081-80 | DIN 3058-72 | EN 12385 | BS 302 6х19 (9/9/1) WRC | ISO 2408 |
ГОСТ 7668-80 | DIN 3064-72 | EN 12385 | BS 302 6х36 (14/7&7/7/1) FC | ISO 2408 |
ГОСТ 7669-80 | DIN 3064-72 | EN 12385 | BS 302 6х36 (14/7&7/7/1) IWRC | ISO 2408 |
ГОСТ 14954-80 | DIN 3059-72 | EN 12385 | BS 302 6х19 (12/6+6F/1) IWRC |
www.stroyportal.ru
Назначение, устройство, классификация канатов.
Поиск ЛекцийСтальные канаты в качестве гибких элементов широко применяют в строительных машинах, особенно в грузоподъемных кранах: башенных, козловых, стреловых, мостовых, кабель-кранах; у экскаваторов с механическим приводом и мягкой подвеской рабочего органа. Если канат или цепь является составной частью механизма подъема, их используют подъемными или грузовыми; если же они используются в качестве тягового органа в составе механизма, перемещающего груз, масса которого воспринимается несущей конструкцией, их называют тяговыми.
Если по стальному канату как по рельсу перемещается грузовая тележка кабельного или козлового крана, его называют несущим. Канат, используемый в качестве оттяжки для удержания конструкции в определенном положении, называют вантовым или расчальным. Для обвязки поднимаемого груза применяют чалочные или строповые канаты.
Канат может быть одинарной свивки (спиральным), когда он свивается сразу из большого числа отдельных проволочек (рис. 14, а), или двойной свивки (см. рис. 14, б), когда проволоки предварительно свиваются в пряди (стренги), а затем несколько прядей свиваются вокруг мягкого или жесткого сердечника в канат. Канат тройной свивки (кабель) свивается из нескольких канатов двойной свивки.
Канаты двойной свивки с пеньковым сердечником состоят из шести прядей по 37 или 19 проволочек в каждой пряди. Их применяют в качестве грузоподъемных и тяговых средств; для свивки каната могут быть применены проволоки одного или разных диаметров. Канат одного и того же диаметра, свитый из проволок разных диаметров, имеет большую прочность по сравнению с канатом, свитым из проволок одного диаметра, так как при этом металл заполняет сечение каната более полно.
Канаты различаются между собой по свивке проволок между отдельными слоями прядей, направлению свивки проволок и прядей, а также по роду свивки.
Канаты могут быть параллельной (односторонней) свивки, при этом направления свивки проволочек в прядях и свивки прядей в канат совпадают; крестовой свивки с противоположными направлениями проволочек и прядей; комбинированной свивки, когда часть прядей имеет одно направление свивки проволочек, а другая часть — противоположное.
Канаты параллельной (односторонней свивки) более гибкие и менее подвергаются износу, чем канаты крестовой свивки, однако их применение более целесообразно в случаях, когда по условиям работы исключается возможность раскручивания (например в качестве грузового каната в лифте или подъемнике).
Свивка проволок в пряди различается тем, что один их слой с другим может иметь точечное касание (ТК), линейное (ЛК) или точечное и линейное (ТЛК). Канаты с линейным касанием проволочек более долговечны. Для увеличения стойкости против коррозии канат свивают из оцинкованных проволочек.
Сердечник каната, выполняемый в большинстве случаев из пеньки, придает ему большую эластичность и служит аккумулятором смазки. Канаты, предназначенные для работы в горячих цехах, имеют сердечник в виде асбестового шнура или пряди стальных проволок.
Канаты отличаются друг от друга по маркировке, в которой указывают: диаметр каната, его назначение (грузолюдской — ГЛ, грузовой Г), механические свойства проволоки (высшая марка — В, первая марка — I, вторая марка — II), вид покрытия (для легкого режима работы — АС, среднего — СС, жесткого — ЖС), направление свивки (левая — Л), сочетание направления свивки (односторонняя — О), способ свивки (раскручивающийся — р, нераскручивающийся — Н), тип касания проволок в прядях, материал сердечника (органический сердечник — О), номер ГОСТа.
2. Назначение, классификация, принцип действия тормозных устройств.
Тормоза применяют для поглощения инерции движения при необходимости остановки машины или механизма, для постепенного снижения скорости движения перед остановкой и удержания остановленной машины или механизма в неподвижном состоянии.
В грузоподъемных машинах тормоза используют также для удержания поднятого груза на весу и постепенного замедления скорости при его опускании.
Принцип работы тормоза основан на использовании силы трения, возникающей от воздействия тормозного усилия между поверхностями двух деталей, одна из которых жестко связана с затормаживаемым валом (тормозным шкивом, диском), а вторая (колодка, диск, лента) соединена с корпусом машины. Сила трения зависит от величины тормозного усилия, нормального к поверхности трения, и фрикционных свойств контактных поверхностей.
По направлению тормозного усилия относительно оси затормаживаемого вала тормоза могут быть радиальными (ленточные и колодочные), у которых тормозное усилие направлено по радиусу тормозного шкива, и осевыми (дисковые и конусные), у которых тормозное усилие направлено вдоль оси затормаживаемого вала.
По способу действия тормоза бывают нормально замкнутые (закрытые) и нормально открытые. Нормально замкнутые тормоза постоянно затянуты усилием, действующим на систему рычагов груза или пружины, и растормаживаются (при включении двигателя) с помощью вспомогательных устройств электромагнитом, гидротолкателем и др. Нормально открытые тормоза замыкаются для затормаживания, после отключения двигателя машинистом с помощью промежуточных устройств (рычажных, пневматических и гидравлических).
По способу управления тормоза разделяют на автоматически действующие и управляемые. К автоматически действующим относятся тормоза: центробежные, винтовые грузоупорные, а также с некоторым допущением все нормально замкнутые, растормаживание которых осуществляется электромагнитами и гидротолкателями.
К управляемым тормозам относятся нормально открытые тормоза, замыкание которых осуществляется машинистом. Положительным качеством управляемых тормозов является то, что создаваемый ими тормозной момент и время торможения можно регулировать и, следовательно, обеспечивать плавное (постепенное) замедление скорости. Однако своевременность затормаживания находится в полной зависимости от внимания машиниста.
Механизмы подъема груза и изменения вылета крюка грузоподъемных машин с машинным приводом должны быть снабжены тормозами нормально замкнутого типа, размыкающимися при выключении привода.
Ленточные тормозамогут быть простыми, дифференциальными и суммирующими.
Простой ленточный тормоз (рис. 37, а) состоит из стальной ленты 2, охватывающей тормозной шкив 3 и прикрепленной одним (набегающим) концом к проушине корпуса машины пальцем 1, а вторым сбегающим концом — к рычагу 8 пальцем 10. К ленте с внутренней стороны прикреплена фрикционная обкладка 4.
При нажиме на педаль 7 тормозная лента натягивается и плотно обжимает (удерживает) тормозной шкив. При снятии усилия с педали рычаг приподнимается пружиной 9 и между тормозной лентой и шкивом образуется зазор 1...1,5 мм. Правильное положение ленты относительно шкива обеспечивает кожух 6 и скобы 5.
Дифференциальный ленточный тормоз применяют для уменьшения усилия на педали тормозного рычага (см. рис. 37, б). Отличается от простого ленточного тормоза тем, что оба конца его тормозной ленты прикрепляются к рычагу с двух сторон относительно оси качания
У простого и дифференциального ленточного тормозов усилие на тормозном рычаге зависит от направления вращения тормозного шкива, поэтому их нецелесообразно применять в реверсивных механизмах. Они более пригодны для механизмов, у которых тормозной момент всегда направлен в одну сторону, например, для механизма подъема груза,
Суммирующий ленточный тормоз двухстороннего действия применяют для торможения механизмов с тормозным моментом, меняющим направления (механизмов поворота, передвижения).
У суммирующего тормоза (см. рис. 37, в) лента двумя, концами прикреплена к рычагу по одну сторону оси качания на равном расстоянии (b — а), поэтому тормозной момент натяжения ленты будет одинаковым независимо от направления вращения тормозного шкива. Усилие, прикладываемое к педали суммирующего тормоза, требуется большее, чем при применении тормоза простого Действия (при одинаковых условиях).
Тормозной момент, развиваемый тормозом, всегда должен быть больше фактического момента на валу тормозного шкива с учетом коэффициента запаса k. По нормам Госгортехнадзора для грузоподъемных машин с ручным приводом и с машинным приводом при легком режиме работы k = 1,5; при машинном приводе и режиме работы среднем - 1,75; тяжелом — 2 и весьма тяжёлом — 2,5.
При известном тормозном моменте МTи диаметре тормозного шкива DTнатяжение набегающего конца ленты
Sнаб = 2MТеfa/DT(efa-1)
и натяжение сбегающего конца ленты
Sc6 = 2MT/DT(efa— 1)
Коэффициент трения асбестовой тормозной ленты по чугуну и стали f=0,35...0,37.
Усилие G, которое необходимо приложить к педали рычага простого ленточного тормоза:
G = Sc6a-Qpl1/l,
где Qp — вес. рычага; l1расстояние от оси вращения рычага до центра его тяжести; l — расстояние от оси вращения рычага до центра педали.
Усилие торможения на педали суммирующего тормоза с равными плечами (а = b):
G = [(Sc6+ SHa6) a - Qpl1]l,
у дифференциального тормоза
G = (Scба—Sнaбb— Qpl1) l.
Рис. 37. Ленточные тормоза
а — простого действия; б — дифференциальный; в — суммирующий; /, 10 — пальцы; 2
— стальная лента; 3 — шкив; 4 — фрикционная обкладка; 5 —скоба; 6—кожух; 7 —
педаль; В — рычаг; 9 — пружина
Колодочные тормоза с двумя колодками, расположенными с двух сторон шкива, имеют то преимущество, что не создают изгибающей нагрузки на вал тормозного шкива. Двухколодочный тормоз состоит из двух стоек 1 с колодками 2 и обкладками 8, обжимающими тормозной шкив 3 под воздействием усилия на систему рычагов, создаваемого затянутой пружиной 4 (см. рис. 38, а) или грузом 7 (см. рис. 38,6).
Тормоз размыкается электромагнитом 5 с подвижным звеном 6 или гидротолкателем. В зависимости от типа применяемого электромагнита различают колодочные тормоза с короткоходовым (см. рис. 38, а, в) или длинноходовым (см. рис. 38, б, г) электромагнитом.
Усилие NTприжатия тормозных колодок к шкиву определяют исходя из необходимого тормозного момента МTи фрикционных свойств материала обкладки и тормозного шкива:
NT = MT/(DTf).
В колодочном тормозе с гидротолкателем (рис. 39) электродвигатель 1 вращает крыльчатку 2 насоса, расположенного внутри цилиндра 4, которым перекачивается жидкость из надпоршневого пространства А в подпоршневое Б и вызывает перемещение гидроцилиндра относительно поршня 3 и штока 5, связанного с корпусом тормоза, вызывая его растормаживание. Возврат поршня в исходное положение и торможение шкива происходит под воздействием пружины 6.
poisk-ru.ru
КЛАССИФИКАЦИЯ СТАЛЬНОГО КАНАТА
Канаты металлические различают по конструкции, которая в свою очередь может изменяться в зависимости от условий их использования. Можно выделить подъемные, тяговые, несущие, армирующие и другие стальные канаты, которые применяются в механизмах и машинах различного назначения. Основные технические требования к стальным канатам и тросам регламентированы ГОСТ 3241, а также целым рядом зарубежных стандартов (DIN 3051 в Германии, BS 302 в Великобритании, RR-W 410 в США, UNI7291 в Италии, JIS G 3525 в Японии, NF А 47-205 во Франции и др.).По основному конструктивному признаку различают канаты: одинарной, двойной и тройной свивки.Канаты одинарной свивки или спиральные состоят из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев. Канаты одинарной свивки, cвитые только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами.Спиральные канаты, имеющие в наружном слое фасонные проволоки, называют канатами закрытой конструкции.Канаты одинарной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют прядями.Канаты двойной свивки состоят из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев. Канаты двойной свивки могут быть однослойные или многослойные.Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки.Канаты двойной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют стренгами.Канаты тройной свивки состоят из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой.По форме поперечного сечения канаты подразделяют на круглые и плоскиеПо форме поперечного сечения прядей различают канаты кругло – и фасоннопрядные (трехграннопрядные, плоскопрядные). Фасонный канат имеет значительно большую поверхность прилегания к шкиву, чем круглопрядный.По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки различают канаты:тип ТК – с точечным касанием проволок между слоями,тип ЛК – с линейным касанием проволок между слоями,тип ЛК-О – с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди,тип ЛК-Р – с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди,тип ЛК-З – с линейным касанием проволок между слоями пряди и проволоками заполнения,тип ЛК-РО – с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра,тип ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок в прядях.Пряди с точечным касанием проволок изготовляют за несколько технологических операций в зависимости от числа слоев проволок. При этом необходимо применять разные шаги свивки проволок для каждого слоя пряди и повивать следующий слой в противоположном направлении предыдущему. В результате проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение проволок увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию в проволоках усталостных трещин, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом.Пряди с линейным касанием проволок изготовляют за один технологический прием; при этом сохраняется постоянство шага свивки и одинаковое направление свивки проволок для всех слоев пряди, что при правильном подборе диаметров проволоки по слоям, дает получение линейного касания проволок между слоями. В результате значительно снижается износ проволок и резко возрастает работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях в сравнении с работоспособностью канатов типа ТК.Пряди точечно-линейного касания применяют при необходимости замены в прядях линейного касания центральной проволоки семипроволочной прядью, когда на однослойную семипроволочную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Пряди точечно-линейного касания, при соответствующем выборе параметров свивки, могут обладать повышенными некрутящимися свойствами.По материалу сердечника различают канаты с органическим или металлическим сердечником.В канатах с органическим сердечником – (ОС) в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используются сердечники из натуральных, синтетических и искусственных материалов – из пеньки, манилы, сизали, хлопчатобумажной пряжи, полиэтилена, полипропилена, капрона, лавсана, вискозы, асбеста.В канатах с металлическим сердечником – (МС) в качестве сердечника, в большинстве конструкций, применяется канат двойной свивки из шести семи проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семи проволочной пряди, в канатах по ГОСТ 3066-80, 3067-88,3068-88 в качестве МС применяется прядь той же конструкции, что и в повиве. Канаты с металлическим сердечником целесообразно применять тогда, когда надо повысить структурную прочность каната, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при высокой температуре среды, в которой работает канат.По способу свивки – нераскручивающиеся и раскручивающиесяВ нераскручивающихся канатах – (Н) пряди и проволоки сохраняют заданное положение после снятия перевязок с конца каната или легко укладываются в ручную при незначительном раскручивании, что достигается предварительной деформацией проволок и прядей и последующей рихтовкой каната при свивке проволок в прядь и прядей в канат.В раскручивающихся канатах – (не обозначается) – проволоки и пряди не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат. Поэтому пряди и проволоки в прядях не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок с конца каната.По степени уравновешенности – рихтованные и нерихтованныеРихтованный канат – (Р) – не теряет своей прямолинейности (в пределах допустимого отклонения) в свободном подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости, т.к. напряжения от деформации проволок и прядей сняты рихтовкой.Нерихтованный канат – (не обозначается) – не обладает таким свойством, свободный конец нерихтованого каната стремтся образовать кольцо, за счет напряжений деформации проволок и прядей полученных в процессе изготовления каната.По направлению свивки канатаПравой свивки – не обозначаетсяЛевой свивки – ЛНаправление свивки каната определяется:– направлением свивки проволок наружного слоя – для канатах одинарной свивки– направлением свивки прядей наружного слоя – для канатов двойной свивки– направлением свивки стренг в канат – для канатов тройной свивкиПо сочетанию направлений свивки каната и его элементовКрестовой свивки – (не обозначается) – направление свивки прядей и стренг противоположны направлению свивки каната.Односторонней свивки – (О) направление свивки прядей в канат и проволоки впрядях одинаковы.Комбинированной свивки – (К) с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки.По степени крутимостиКрутящиеся – (не обозначается) – с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести – и восьмипрядные канаты с органическим и металличеким сердечником)Малокрутящиеся – (МК) с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям (многослойные, многопрядные канаты и канаты одинарной свивки). В некрутящихся канатах благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки) устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза.По механическим свойствам проволокиМарка ВК – высокого качестваМарка В – повышенного качестваМарка 1 – нормального качестваПо виду покрытия поверхности проволок в канатеИз проволок без покрытия – не обозначаетсяИз оцинкованной проволоки в зависимости от поверхностной плотности цинка:группа С – для средних агрессивных условий работыгруппа Ж – для жестких агрессивных условий работыгруппа ОЖ – особо жестких агрессивных условий работыП – канат или пряди покрыты полимерными материаламиПо назначению канатаГрузолюдские – (ГЛ) (марок ВК, В) для подъема и транспортировки людей и грузовГрузовые – (Г) для подъема и транспортировки грузовПо точности изготовленияНормальной точности – не обозначаетсяПовышенной точности – Т – с ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната 1.15.По прочностным характеристикамМаркировочных групп временного сопротивления разрыву – 1370 (140), 1470 (150), 1570 (160), 1670 (170), 1770 (180), 1860 (190), 1960 (200), 2060 (210), 2160 (220 )Примерная маркировка каната:
uralstrop.tiu.ru
Классификация стальных канатов | Справочник конструктора-машиностроителя
Стальной канат ( канат ) глядит к одному из видов грузоподъемных механизмов и является непростым и ответственным видом проволочных изделий.Он располагает немалое количество образов и устройств и различается по форме поперечного сечения, как самого каната, так и его элементов, а также по физико - механическим характеристикам проволок и сердечников.
Пряди с точечным касанием проволок изготовляют за несколько технологических операций в зависимости от количества слоев проволок.При этом необходимо употреблять различные шаги свивки проволок для любого слоя пряди и повивать следующий ряд в другом направлении предыдущему.В результате проволоки между слоями перекрещиваются.Подобное расположение проволок увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, строит значительные контактные напряжения, помогающие развитию в проволоках усталостных трещин, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом.
Пряди с линейным касанием проволок изготовляют за один технологический прием ;при этом сохраняется постоянство шага свивки и одинаковое направление свивки проволок для целых слоев пряди, что при точном подборе диаметров проволоки по рядам, дает получение линейного касания проволок между рядами.В итоге много снижается износ проволок и сильно возрастает работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядках в сравнении с работоспособностью канатов типа ТК.
Табличка 2 При отсутствии указания длины канат изготовляют длиной не менее 200 м.Канаты длиной менее 200 м поставляют по урегулированию с потребителем.В случае, предприятие - изготовитель накладывает проволочные вязки на указанные длины , если указывается кратная или монтажная длина, а канат изготовляется общей длиной .2.1 .12.Механические свойства проволок, почерпнутых из каната, необходимы отвечать требованиям ГОСТ 7372.Допускаемый разбег временного сопротивления разрыву проволок, почерпнутых из каната, за исключением главной проволоки и проволок заполнения, не должен превышать значений, поверженных в табл.
По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки : - с точечным касанием проволок между слоями ТК ;- с линейным касанием проволок между слоями ЛК ;- с линейным касанием проволок между рядами при одном диаметре проволок по слоям пряди ЛК - О ;- с линейным касанием проволок между рядами при различных диаметрах проволок в внешнем слое пряди ЛК - Р ;- с линейным касанием проволок между рядами и проволоками заполнения ЛК - З ;- с линейным касанием проволок между рядами и обладающих в пряди слои с проволочками разных диаметров и слои с проволочками одного диаметра ЛК - РО ;- с комбинированным точечно - линейным касанием проволок ТЛК.
Канаты закрытой конструкции применяют в качестве несущих на подвесных канатных дорожках и кабель - краниках.Большой коэффициент заполнения металлом поперечного сечения каната, максимальная опорная поверхность, минимальные упругие и остаточные удлинения при эксплуатации, способность фасонных проволок держать собственное положение в канате при их обрыве обусловливают применение этого вида стальных канатов на ответственных и сильно нагруженных установках, действующих в враждебной среде с большой частотой приложения рабочих нагрузок.Канаты закрытой конструкции, созданные из проволок с цинковым покрытием, считают широкое применение при сооружении разных инженерно - технических сооружений ( подвесных мостиков, путепроводов и т . п .) в качестве несущих элементов.
Еще одна классификация - по количеству прядей в канате.Обыкновенно, существуют изделия из 3, 4, 8 и 16 прядей.Также располагают местечко и стальные канаты из шести прядей с сердечником.Чаще всего эксплуатируются тросы трехпрядные и четырехпрядные.Новый держит в себе ( в том эпизоде, если его по ширине он более 5 см ) еще одну прядь.Менее износостойки тросы из трех прядей, особливо если пряди жирные.
Малокрутящиеся – ( МК ) с другим направлением свивки элементов каната по рядам ( многослойные, многопрядные канаты и канаты одинарной свивки ).В некрутящихся канатах благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок ( в спиральных канатах ) или прядей ( в многослойных канатах двойной свивки ) устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза.
spravconstr.ru
Классификация стальных канатов
Приведенная ниже информация по классификации канатов далеко не нова, и мы практически ничего нового добавить не сможем. Аналогичные материалы вы легко сможете найти на прочих ресурсах, так зачем мы размещаем её у себя? Взглянув на ниже представленную классификацию вы поймете, что видов каната большое количество и порой даже специалисту бывает достаточно сложно разобраться что такое Канат 12–ГЛ–ВК–Л–О–Н–1770 ГОСТ 2688–80.Работая с одними и теми же канатами расшифровать все достаточно просто, но если клиент хочет купить нестандартный канат? Вот тут и начинается "Где посмотреть? Где взять? Что означает эта буква в наименовании?". Ранее мы уже публиковали материал о канатах, но подробно не описывали классификацию, поэтому мы надеемся что и данная статья будет вам полезна.
Классификация, технические требования, методы испытаний, правила приемки, транспортировки, и хранения стальных канатов изложены в ГОСТ 3241-91 «Канаты стальные. Технические условия».
Классификация стальных канатов
1. По основному конструктивному признаку:
одинарной свивки или спиральные состоят из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев. Канаты одинарной свивки, свитые только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами. Спиральные канаты, имеющие в наружном слое фасонные проволоки, называют канатами закрытой конструкции. Канаты одинарной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют прядями. двойной свивки состоят из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев. Канаты двойной свивки могут быть однослойные или многослойные. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки. Канаты двойной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют стренгами. тройнойсвивки состоят из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой. 2. По форме поперечного сечения прядей:
круглые фасоннопрядные (трехграннопрядные, плоскопрядные), имеют значительно большую поверхность прилегания к шкиву, чем круглопрядный. 3. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:
ТК - с точечным касанием проволок между слоями, ЛК - с линейным касанием проволок между слоями, ЛК-О - с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди, ЛК-Р - с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди, ЛК-З - с линейным касанием проволок между слоями пряди и проволоками заполнения, ЛК-РО - с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра, ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок в прядях. Пряди с точечным касанием проволок изготовляют за несколько технологических операций в зависимости от числа слоев проволок. При этом необходимо применять разные шаги свивки проволок для каждого слоя пряди и повивать следующий слой в противоположном направлении предыдущему. В результате проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение проволок увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию в проволоках усталостных трещин, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом. Пряди с линейным касанием проволок изготовляют за один технологический прием; при этом сохраняется постоянство шага свивки, и одинаковое направление свивки проволок для всех слоев пряди, что при правильном подборе диаметров проволоки по слоям, дает получение линейного касания проволок между слоями. В результате значительно снижается износ проволок и резко возрастает работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях в сравнении с работоспособностью канатов типа ТК. Пряди точечно-линейного касания применяют при необходимости замены в прядях линейного касания центральной проволоки семипроволочной прядью, когда на однослойную семипроволочную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Пряди могут обладать повышенными некрутящимися свойствами.
4. По материалу сердечника:
ОС - с органическим сердечником – в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используются сердечники из натуральных, синтетических и искусственных материалов - из пеньки, манилы, сизали, хлопчатобумажной пряжи, полиэтилена, полипропилена, капрона, лавсана, вискозы, асбеста. МС - с металлическим сердечником – в качестве сердечника, в большинстве конструкций, применяется канат двойной свивки из шести семи проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семи проволочной пряди, в канатах по ГОСТ 3066-80, 3067-88,3068-88 в качестве МС применяется прядь той же конструкции, что и в повиве. Их целесообразно применять тогда, когда надо повысить структурную прочность каната, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при высокой температуре среды, в которой работает канат. 5. По способу свивки:
Нераскручивающихся канатах – Н - пряди и проволоки сохраняют заданное положение после снятия вязок с конца каната или легко укладываются в ручную при незначительном раскручивании, что достигается предварительной деформацией проволок и прядей при свивке проволок в прядь и прядей в канат. Раскручивающихся канатах – проволоки и пряди предварительно не деформированы или недостаточно деформированы перед их свивкой в пряди и в канат. Поэтому пряди в канате и проволоки в прядях не сохраняют своего положения после снятия вязок с конца каната. 6. По степени уравновешенности:
Рихтованный канат – Р - не теряет своей прямолинейности (в пределах допустимого отклонения) в свободном подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости, т.к. после свивки прядей и шпата соответственно напряжения от деформации проволок и прядей сняты рихтовкой. Нерихтованный канат - не обладает таким свойством, свободный конец нерихтованного каната стремится образовать кольцо, за счет напряжений деформации проволок и прядей полученных в процессе изготовления каната. 7. По направлению свивки каната:
Правой свивки – не обозначается Левой свивки – Л Направление свивки каната определяется: направлением свивки проволок наружного слоя – для канатах одинарной свивки; направлением свивки прядей наружного слоя – для канатов двойной свивки; направлением свивки стренг в канат – для канатов тройной свивки
8. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов:
Крестовой свивки – направление свивки прядей и стренг противоположны направлению свивки каната. Односторонней свивки – О - направление свивки прядей в канат и проволоки в прядях одинаковы. Комбинированной свивки – К с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки. 9. По степени крутимости
Крутящиеся – с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести – и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечником) Малокрутящиеся – (МК) с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям (многослойные, многопрядные канаты и канаты одинарной свивки). В некрутящихся канатах благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки) устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза. 10. По механическим свойствам проволоки
Марка ВК – высокого качества Марка В – повышенного качества Марка 1 – нормального качества 11. По виду покрытия поверхности проволок в канате:
Из проволок без покрытия Из оцинкованной проволоки в зависимости от поверхностной плотности цинка: группа С – для средних агрессивных условий работы группа Ж – для жестких агрессивных условий работы группа ОЖ – особо жестких агрессивных условий работы П – канат или пряди покрыты полимерными материалами 12. По назначению каната
Грузолюдские – ГЛ - для подъема и транспортировки людей и грузов Грузовые – Г - для подъема и транспортировки и грузов 13. По точности изготовления
Нормальной точности – не обозначается Повышенной точности – Т– ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната 14. По прочностным характеристикам Маркировочных групп временного сопротивления разрыву Н/мм2 (кгс/ мм2) – 1370 (140), 1470 (150), 1570 (160), 1670 (170), 1770 (180), 1860 (190), 1960 (200), 2060 (210), 2160 (220)
www.biodos.ru