Устройство и классификация стальных канатов. Классификация канатов стальных


    Классификация стальных канатов и критерии их выбора → Полезные статьи 【УкрЭкоПродукт】

    На современном рынке представлено около четырех десятков разновидностей стального каната. Все они изготавливаются в строгом соответствии с ГОСТами, но при этом могут сильно отличаться друг от друга. Чтобы разобраться в этом, необходимо изучить классификацию канатов.

    Критерии выбора стальных канатов

    У людей, которые постоянно работают с металлическими тросами и канатами, проблемы с их выбором практически не возникают. Неприятности начинаются тогда, когда для работы требуется нестандартный канат. В этом случае нужно воспользоваться ГОСТ, в котором описана точная классификация.

    Согласно этому ГОСТ, все металлические канаты могут различаться по таким параметрам, как:

    • тип конструкции;
    • тип поперечного сечения проволоки;
    • тип, способ и направление деталей свивки;
    • материал сердечника;
    • степень уравновешенности и крутимости;
    • максимальный уровень прочности;
    • механические свойства проволоки;
    • назначение.

    Главной конструктивной особенностью всех стальных канатов является количество прядей (косичек) и способ их свивки. Согласно этому признаку, свивка может быть одинарной, двойной или даже тройной. В первом случае проволока скручивается спиралеобразно в один или несколько слоев. Если трос сверху еще покрыт фасонной проволокой, то его называют закрытым.

    Тросы с двойной свивкой состоят из тонких одиночных прядей, количество которых может достигать шести. Именно их используют и для изготовления канатов тройной свивки.

    Классификация канатов по параметрам свивки

    Свивкой называют процесс закручивания прядей металлического каната. Пряди могут касаться друг друга точечно, линейно или комбинированным способом. Пряди разных слоев могут иметь одинаковый или различный диаметр. Если между ними проложены проволоки заполнения, то канат маркируется как «ЛК-З». В том случае, если между прядями проложены проволоки разных диаметров, это канат ЛК-РО.

    Иногда в процессе производства проволока и пряди проходят через предварительную деформацию. Это делается для того, чтобы получить нераскручивающийся канат. Если же пряди распадаются сразу после удаления удерживающих завязок, значит, перед вами раскручивающийся канат.

    Направление свивки металлического каната может быть правым или левым. При этом учитывается не только положение прядей наружного слоя, но и их положение по отношению к самому канату. По этому признаку свивка может быть:

    • крестовая,
    • односторонняя,
    • комбинированная.

    Виды канатов по типу сердечника

    Сердечник расположен в самом центре стального каната и необходим для придания ему необходимой гибкости и прочности. При его производстве обычно используется металл или органические материалы. Канаты с металлическим сердечником используются для решения таких задач, как:

    • повышение структурной прочности,
    • повышение износостойких свойств при работе в условиях высокой температуры,
    • снижение конструктивных удлинений при натяжении.

    Органический сердечник металлических канатов может быть изготовлен из натуральных материалов или материалов, полученных синтетическим путем. Обычно это хлопчатобумажные нити, полиэтилен, капрон и другое.

    Типы канатов по степени уравновешенности и крутимости

    Уравновешенность металлического каната определяется по тому, была ли использована в процессе его производства рихтовка. Она снимает напряжение с прядей, когда они подвешены в горизонтальном положении. Именно благодаря этому изделие сохраняет свою прямолинейность.

    Если находясь в горизонтальном положении, канат на конце закручивается в кольцо, значит, при его производстве рихтовка не проводилась.

    Чтобы определить степень крутимости каната, нужно изучить направление всех прядей свивки. Они могут иметь одинаковое направление по всем слоям (крутящиеся) или обратное направление по разным слоям (малокрутящиеся).

    Другие характеристики металлических канатов

    Во время покупки металлических тросов нужно обратить внимание на качество проволоки, а также точность изготовления. Обычно при их производстве используется проволока нормального, высокого или повышенного качества. Она может быть покрыта оцинкованным или полимерным слоем, который защищает ее от средних, жестких или особо жестких агрессивных сред.

    Стальной канат может быть использован для подъема и перевозки только грузов или же груза и людей. Чтобы определить его прочностные характеристики, нужно обратить внимание на самое последнее значение в маркировке. Оно может быть в пределах 1370-1770 н/мм2. Чем выше прочностные характеристики металлического каната, тем больше нагрузки он сможет выдержать.

    1kanat.com.ua

    Устройство и классификация стальных канатов

    Стальные тросы широко используются в самых различных отраслях человеческой деятельности. Наиболее широко эти приспособления используются в грузоподъемных механизмах, где являются одним из самых важных и ответственных элементов. Стальные тросы изготавливаются из высококачественной проволоки, но имеют огромное количество различных конструкций и могут иметь различное сечение. Также канаты различаются по своим эксплуатационным характеристикам, которые во многом зависят от физико-механических свойств использованных для их изготовления материалов.

    Классификация канатов

    Современные стальные канаты подразделяются по виду свивки на следующие типы:

    · Одинарные простые; · Двойного типа; · Тройные; · Прошивные.

    По сечению канатных прядей различают:

    · С плоскими прядями; · Трехгранные; · С прядями овального сечения.

    Кроме этого канаты бывают прямые или обратные – эта характеристика зависит от направления свивки прядей.

    Сердечник стального каната

    У всех стальных канатов есть общий признак – они изготавливаются методом спиральной свивки проволоки из различных сортов стали вокруг сердечника. Сердечник служит для того, чтобы внутри каната не было пустоты и помогает изделию сохранять правильную форму. Встречаются как стальные сердечники, так и изготовленные из синтетики или из пропитанной смазкой манильской пеньки или джута. Пенковые и джутовые сердечники пропитывают не только для того, чтобы оградить их от гниения, но и с целью обеспечить антикоррозийную защиту внутренних слоев троса – при изгибе изделия, смазка просачивается в существующие между проволоками пустоты, обеспечивая их равномерное смазывание.

    В канатах сердечник работает как отличный амортизатор, удерживая пряди в проектном положении и если говорить инженерными терминами, сердечник противостоит радиальным нагрузкам, которые неизбежно возникают при эксплуатации, препятствуя деформации изделия. Как мы уже говорили, встречаются сердечники органического происхождения, пеньковые и джутовые и сердечники из неорганических материалов – стальные и синтетические. В качестве материала для синтетических элементов троса, чаще всего применяют полипропилен – прочный, стойкий к внешним воздействиям и недорогой материал. Пеньковые и джутовые сердечники подлежат обязательной пропитке смазкой, доля которого составляет от 35 до 50% от массы самого органического материала. Для смазывания канатов используют самые высококачественные материалы, так как от выбора смазки во многом зависит долговечность троса.

    Физические свойства канатов

    Стальные канаты могут иметь различную гибкость, которая зависит как от свойств использованной при изготовлении проволоки, так и от ее количества в свивке. Наименее гибкие канаты состоят из 42 проволок, а более гибкие – из 72 проволок, расположенных по 12 в каждой пряди. Выпускаются также канаты повышенной гибкости, которые состоят из 144 проволок, которые располагаются вокруг сердечника по 24 штуки в каждой пряди. Для применения в условиях повышенных температур или в агрессивной среде, используют тросы со стальным сердечником. Также такой тип каната идеально подходит в том случае, если изделие навивается на барабан многочисленными слоями – стальной сердечник не дает канату деформироваться под действием нагрузки, которую оказывают вышележащие витки. Стальной сердечник делает канат более стойким к деформации, но практически не влияет на грузоподъемность. Канаты с синтетическими и пеньковыми сердечниками обладают большей гибкостью и обеспечивают равномерную смазку, так как в них смазочный материал поступает в пряди не только снаружи, при плановом обслуживании, но и изнутри, из пропитанного материала сердечника.

    Упаковка стальных канатов

    К потребителю стальные канаты попадают на деревянных или возвратных металлических барабанах, а в некоторых случаях – в бухтах. Намотка на барабаны производится согласно ГОСТ 11127-78, где оговорены правила упаковки. В нормах оговорено, что шейка барабана должна иметь диаметр не меньше чем 15 полных диаметров троса, а борт полностью укомплектованного барабана, при диаметре каната 25 мм, должен выступать на 2 диаметра и не менее чем на 50 мм, если диаметр сечения каната превышает 25 мм.

    Диаметр каната

    Диаметр сечения каната является одной из важнейших характеристик этого изделия. Обычно все характеристики изделия указаны на бирке барабана или в сертификате, приложенному к канату производителем, но иногда возникает необходимость проверить диаметр каната, например если возникли какие-либо сомнения или маркировка просто утеряна. Диаметр стального каната измеряют штангенциркулем и производят его в двух различных точках, с расстоянием между ними как минимум 1 метр. В каждой точке производится два измерения толщины, в плоскостях обязательно перпендикулярных друг другу. Диаметр каната определяют, взяв среднеарифметическое значение этих четырех величин, при этом учитывают допуски, принятые для номинального диаметра этого изделия.

    Статьи о продукции 04.09.2017 11:44:40

    krepcom.ru

    Классификация стальных канатов - статьи на тему Проволока

    Приведенная ниже информация по классификации канатов далеко не нова, и мы практически ничего нового добавить не сможем. Аналогичные материалы вы легко сможете найти на прочих ресурсах, так зачем мы размещаем её у себя? Взглянув на нижепредставленную классификацию вы поймете, что видов каната большое количество и порой даже специалисту бывает достаточно сложно разобраться что такое Канат 12–ГЛ–ВК–Л–О–Н–1770 ГОСТ 2688–80.

    Работая с одними и теми же канатами расшифровать все достаточно просто, но если клиент хочет купить нестандартный канат? Вот тут и начинается "Где посмотреть? Где взять? Что означает эта буква в наименовании?".  Ранее мы уже публиковали материал но подробно не описывали классификацию, поэтому мы надеемся что и данная статья будет вам полезна.

    Классификация, технические требования, методы  испытаний, правила приемки, транспортировки, и хранения стальных канатов изложены в ГОСТ 3241-91 «Канаты стальные. Технические условия».

    Классификация стальных канатов

     1. По основному конструктивному признаку:

    • одинарной свивки или спиральные состоят из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев. Канаты одинарной свивки, свитые только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами. Спиральные канаты, имеющие в наружном слое фасонные проволоки, называют канатами закрытой конструкции. Канаты одинарной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют прядями.
    • двойной свивки состоят из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев. Канаты двойной свивки могут быть однослойные или многослойные. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки. Канаты двойной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют стренгами.
    • тройнойсвивки состоят из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой.

     2. По форме поперечного сечения прядей:

    • круглые
    • фасоннопрядные (трехграннопрядные, плоскопрядные), имеют значительно большую поверхность прилегания к шкиву, чем круглопрядный.

     3. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:

    • ТК - с точечным касанием проволок между слоями,
    • ЛК - с линейным касанием проволок между слоями,
    • ЛК-О - с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди,
    • ЛК-Р - с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди,
    • ЛК-З - с линейным касанием проволок между слоями пряди и проволоками заполнения,
    • ЛК-РО - с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра,
    • ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок в прядях.

    Пряди с точечным касанием проволок изготовляют за несколько технологических операций в зависимости от числа слоев проволок. При этом необходимо применять разные шаги свивки проволок для каждого слоя пряди и повивать следующий слой в противоположном направлении предыдущему. В результате проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение проволок увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию в проволоках усталостных трещин, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом. Пряди с линейным касанием проволок изготовляют за один технологический прием; при этом сохраняется постоянство шага свивки, и одинаковое направление свивки проволок для всех слоев пряди, что при правильном подборе диаметров проволоки по слоям, дает получение линейного касания проволок между слоями. В результате значительно снижается износ проволок и резко возрастает работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях в сравнении с работоспособностью канатов типа ТК. Пряди точечно-линейного касания применяют при необходимости замены в прядях линейного касания центральной проволоки семипроволочной прядью, когда на однослойную семипроволочную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Пряди могут обладать повышенными некрутящимися свойствами.

     4. По материалу сердечника:

    • ОС - с органическим сердечником – в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используются сердечники из натуральных, синтетических и искусственных материалов - из пеньки, манилы, сизали, хлопчатобумажной пряжи, полиэтилена, полипропилена, капрона, лавсана, вискозы, асбеста.
    • МС - с металлическим сердечником – в качестве сердечника, в большинстве конструкций, применяется канат двойной свивки из шести семи проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семи проволочной пряди, в канатах по ГОСТ 3066-80, 3067-88,3068-88 в качестве МС применяется прядь той же конструкции, что и в повиве. Их целесообразно применять тогда, когда надо повысить структурную прочность каната, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при высокой температуре среды, в которой работает канат.

     5. По способу свивки:

    • Нераскручивающихся канатах – Н - пряди и проволоки сохраняют заданное положение после снятия вязок с конца каната или легко укладываются в ручную при незначительном раскручивании, что достигается предварительной деформацией проволок и прядей при свивке проволок в прядь и прядей в канат.
    •  Раскручивающихся канатах – проволоки и пряди предварительно не деформированы  или недостаточно деформированы перед их свивкой  в пряди и в канат. Поэтому пряди в канате и проволоки в прядях не сохраняют своего положения  после снятия вязок с конца каната.

    6. По степени уравновешенности:

    • Рихтованный канат – Р - не теряет своей прямолинейности (в пределах допустимого отклонения) в свободном подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости, т.к. после свивки прядей и шпата соответственно напряжения от деформации проволок и прядей сняты рихтовкой.
    • Нерихтованный канат - не обладает таким свойством, свободный конец нерихтованного каната стремится образовать кольцо, за счет  напряжений деформации проволок и прядей полученных в процессе изготовления каната.

     7. По направлению свивки каната:

    • Правой свивки – не обозначается
    • Левой свивки – Л

    Направление свивки каната определяется: направлением свивки проволок наружного слоя – для канатах одинарной свивки; направлением свивки прядей наружного слоя – для канатов двойной свивки; направлением свивки стренг в канат – для канатов тройной свивки

     8. По сочетанию  направлений свивки  каната и его элементов:

    •  Крестовой свивки – направление свивки прядей и стренг противоположны направлению свивки каната.
    •  Односторонней свивки – О - направление свивки прядей в канат и проволоки в прядях одинаковы.
    •  Комбинированной свивки – К с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки.

     9. По степени крутимости

    • Крутящиеся – с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести – и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечником)
    • Малокрутящиеся – (МК) с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям (многослойные, многопрядные канаты и канаты одинарной свивки). В некрутящихся канатах благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки) устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза.

    10. По механическим свойствам проволоки

    •  Марка  ВК – высокого качества
    •  Марка В – повышенного качества
    •  Марка 1 – нормального качества

     11. По виду покрытия поверхности проволок в канате:

    • Из проволок без покрытия
    • Из оцинкованной проволоки в зависимости от поверхностной плотности цинка:
    • группа С – для средних агрессивных условий работы
    • группа Ж – для жестких агрессивных условий работы
    • группа ОЖ – особо жестких агрессивных условий работы
    • П – канат или пряди покрыты полимерными материалами

    12. По назначению каната

    • Грузолюдские – ГЛ - для  подъема и транспортировки людей и грузов 
    • Грузовые – Г - для  подъема и транспортировки и грузов

    13. По точности изготовления

    • Нормальной точности – не обозначается
    • Повышенной точности – Т– ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната

    14. По прочностным характеристикам   Маркировочных групп  временного сопротивления разрыву Н/мм2 (кгс/ мм2) – 1370 (140), 1470 (150), 1570 (160), 1670 (170), 1770 (180), 1860 (190), 1960 (200), 2060 (210), 2160 (220)

    Примеры условного обозначения стальных канатов

    1. Канат 16,5 – Г – I – Н – Р – Т – 1960 ГОСТ 2688 - 80 Канат диаметром 16,5 мм, грузового назначения, первой марки, из проволоки без покрытия, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованный, повышенной точности, маркировочной группы 1960 Н/мм2 (200 кгс/мм2), по ГОСТ 2688 – 80
    2. Канат 12 – ГЛ – ВК – Л – О – Н  – 1770 ГОСТ 2688 – 80 Канат диаметром 12,0 мм, грузолюдского назначения, марки ВК, из проволоки без покрытия, левой односторонней свивки, нераскручивающийся, нерихтованный, нормальной точности, маркировочной группы 1770 Н/мм2 (180 кгс/мм2), по ГОСТ 2688-80
    3. Канат 25,5 – Г – ВК – С – Н – Р – Т – 1670 ГОСТ 7668 - 80 Канат диаметром 25,5 мм, грузового назначения, марки ВК, оцинкованный по группе С, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованный, повышенной точности, маркировочной группы 1670 Н/мм2 (170 кгс/мм2), по ГОСТ 7668 – 80
    4. Канат 5,6 – Г – В – Ж – Н – МК – Р – 1670 ГОСТ 3063 – 80 Канат диаметром 5,6 мм, грузового назначения, марки В, оцинкованный по группе  Ж,  правой свивки, нераскручивающийся, малокрутящийся, рихтованный,  маркировочной группы 1670 Н/мм2 (170 кгс/мм2), по ГОСТ 3063 – 80

    Рекомендации по применению различных конструкций канатов

    Каждая конструкция каната имеет преимущества и недостатки, которые необходимо правильно учитывать при выборе канатов для конкретных условий эксплуатации. При выборе следует сохранять необходимые соотношения между диаметрами органов навивки и диаметрами канатов и их наружных проволок, а также необходимый запас прочности, обеспечивающий безаварийную работу.

    Канаты одинарной свивки из круглых проволок - обыкновенные спиральные (ГОСТ 3062-80; 3063-80; 3064-80) обладают повышенной жесткостью, поэтому их рекомендуется применять там, где преобладают растягивающие нагрузки на канат (грозозащитные тросы высоковольтных линий электропередач, ограждения, растяжки и т.п.)

    Канаты двойной свивки с линейным касанием проволок в прядях при простоте изготовления обладают сравнительно большой работоспособностью и имеют достаточное число разнообразных конструкций Последнее позволяет выбрать канаты для работы при больших концевых нагрузках, при значительном абразивном износе, в различных агрессивных средах, при минимально допустимых  отношениях  диаметра органа навивки и диаметра каната.

    Канаты типа ЛК-Р (ГОСТ 2688-80, 14954-80) следует применять тогда, когда в процессе эксплуатации канаты подвергаются воздействию агрессивных сред, интенсивному знакопеременному изгибу и работают на открытом воздухе. Большая структурная прочность этих канатов позволяет использовать их во многих весьма напряженных условиях работы крановых механизмов.

    Канаты типа ЛК-О (ГОСТ 3077-80, 3081-80; 3066-80; 3069-80; 3083-80) устойчиво работают в условиях сильного истирания благодаря наличию в верхнем слое проволок увеличенного диаметра. Эти канаты получили широкое распространение, но для их нормальной эксплуатации требуется несколько повышенный диаметр блоков и барабанов.

    Канаты типа ЛК-З  (ГОСТ 7665-80, 7667-80) применяют тогда, когда требуется гибкость при условии, что канат не подвергается воздействию агрессивной среды. Применять эти канаты в агрессивной среде не рекомендуется из-за тонких проволок заполнения в прядях, легко поддающихся корродированию.

    Канаты типа ЛК-РО  (ГОСТ 7668-80, 7669-80, 16853-80) отличаются сравнительно большим числом проволок в прядях и поэтому обладают повышенной гибкостью. Наличие в наружном слое этих канатов относительно толстых проволок позволяет успешно применять их в условиях абразивного износа и агрессивных сред. Вследствие такого сочетания свойств канат конструкции типа ЛК-РО является  универсальным.

    Канаты двойной свивки с точечно-линейным касанием проволок в прядях типа ТЛК – О (ГОСТ 3079-80) следует применять тогда, когда использование канатов линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушения установочных  минимально допустимых соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок каната или при невозможности обеспечения рекомендуемого запаса прочности.

    Канаты двойной свивки с точечным касанием проволок в прядях типа ТК (ГОСТ 3067-88; 3068-88; 3070-88; 3071-88) не рекомендуются для ответственных и интенсивно работающих установок. Эти канаты можно применять лишь для не напряженных условий эксплуатации, где знакопеременные изгибы и пульсирующие нагрузки не значительны или отсутствуют (стропы, расчалочные канаты, временные лесосплавные крепления поддерживающие и тормозные канаты и т. п.)

    Многопрядные канаты двойной свивки (ГОСТ 3088-80; 7681-80) в зависимости от принятых направлений свивки прядей по отдельным слоям изготовляют обыкновенными и некрутящимися. Последние обеспечивают надежную и устойчивую эксплуатацию на механизмах со свободным подвешиванием груза, а большая опорная поверхность и меньшие удельные давления на внешние проволоки позволяют достигать сравнительно большой работоспособности каната. Недостатками многопрядных канатов являются сложность изготовления (особенно предварительной деформации), склонность к расслоению, сложность наблюдения за состоянием внутренних слоев прядей.

    Канаты тройной свивки (ГОСТ 3089-80) применяют тогда, когда основными эксплуатационными требованиями являются максимальная гибкость и упругость каната, а его прочность и опорная поверхность не имеют решающего значения. Органические сердечники в стренгах целесообразны тогда, когда канат предназначен для буксировки и швартовки, где требуются повышенные упругие свойства каната. Благодаря использованию проволок малых диаметров по сравнению с проволоками канатов двойной свивки канаты тройной свивки для нормальной эксплуатации требуют шкивы значительно меньших диаметров.

    Трехграннопрядные канаты (ГОСТ3085-80) отличаются повышенной структурной устойчивостью, очень большим коэффициентом заполнения и большой опорной поверхностью. Применение этих канатов особенно целесообразно при больших концевых нагрузках и сильном абразивном износе. Рекомендуется использовать эти канаты как на установках со шкивами трения, так и при многослойной навивке на барабаны Недостатком трехграннопрядных канатов являются острые перегибы проволок на гранях прядей, повышенная жесткость каната, трудоемкость изготовления прядей.

    Плоские канаты (ГОСТ 3091-80; 3092-80) находят применение в качестве уравновешивающих на шахтных подъемных установках. К достоинствам этих канатов следует отнести их не крутимость. Однако ручные операции, применяемые при сшивке канатов, и относительно быстрое разрушение ушивальника при эксплуатации ограничивают объем использования этих канатов в промышленности.

    Классификация канатов по отечественным и зарубежным стандартам

    ГОСТ DIN EN BS ISO
    ГОСТ 2688-80 DIN 3059-72 EN 12385 BS 302 6х19 (12/6/1) FC  
    ГОСТ 3062-80 DIN 3052-71      
    ГОСТ 3063-80 DIN 3053-72      
    ГОСТ 3064-80 DIN 3054-72      
    ГОСТ 3066-80 DIN 3055-72 EN 12385 BS 302 6х7 (6/1)WSC  
    ГОСТ 3067-88 DIN 3060-72 EN 12385 BS 302 6х19 (12/6/1)WSK  
    ГОСТ 3068-88 DIN 3066-72      
    ГОСТ 3069-80 DIN 3055-72 EN 12385 BS 302 6х7 (6/1) FC  
    ГОСТ 3070-88 DIN 3060-72   BS 302 6х19 (12/6/1) WSC  
    ГОСТ 3071-88 DIN 3066-72   BS 302 6х37 (18/12/6/1) FC  
    ГОСТ 3077-80 DIN 3058-72 EN 12385 BS 302 6х19 (9/9/1) FC ISO 2408
    ГОСТ 3079-80        
    ГОСТ 3081-80 DIN 3058-72 EN 12385 BS 302 6х19 (9/9/1) WRC ISO 2408
    ГОСТ 7668-80 DIN 3064-72 EN 12385 BS 302 6х36 (14/7&7/7/1) FC ISO 2408
    ГОСТ 7669-80 DIN 3064-72 EN 12385 BS 302 6х36 (14/7&7/7/1) IWRC ISO 2408
    ГОСТ 14954-80 DIN 3059-72 EN 12385 BS 302 6х19 (12/6+6F/1) IWRC  

    www.stroyportal.ru

    Назначение, устройство, классификация канатов.

    Поиск Лекций

    Стальные канаты в качестве гибких элементов широко применяют в строительных машинах, особенно в грузоподъемных кранах: башенных, козло­вых, стреловых, мостовых, ка­бель-кра­нах; у экскаваторов с меха­ническим приводом и мягкой подвес­кой рабочего органа. Если канат или цепь явля­ется составной ча­стью меха­низма подъема, их исполь­зуют подъ­емными или грузо­выми; если же они используются в каче­стве тяго­вого ор­гана в составе меха­низма, переме­щающего груз, масса ко­торого воспри­нима­ется не­сущей конст­рук­цией, их на­зывают тяго­выми.

    Если по стальному канату как по рельсу перемещается грузовая те­лежка ка­бельного или коз­лового крана, его на­зывают несущим. Канат, используемый в качестве оттяжки для удержания кон­ст­рукции в опре­делен­ном положении, на­зывают вантовым или расчальным. Для обвязки под­ни­маемого груза при­меняют чалочные или строповые ка­наты.

    Канат мо­жет быть оди­нарной свивки (спираль­ным), когда он сви­ва­ется сразу из большого числа отдель­ных про­воло­чек (рис. 14, а), или двой­ной свивки (см. рис. 14, б), ко­гда про­во­локи пред­вари­тельно свива­ются в пряди (стренги), а за­тем не­сколько прядей свива­ются во­круг мягкого или же­ст­кого сер­деч­ника в ка­нат. Канат трой­ной свивки (ка­бель) свива­ется из не­сколь­ких ка­натов двой­ной свивки.

    Канаты двой­ной свивки с пень­ко­вым сердечником со­стоят из шести пря­дей по 37 или 19 проволо­чек в каждой пряди. Их при­меняют в каче­стве грузо­подъем­ных и тяго­вых средств; для свивки каната могут быть применены проволоки одного или разных диамет­ров. Канат одного и того же диа­метра, свитый из проволок разных диамет­ров, имеет большую прочность по сравне­нию с ка­натом, свитым из проволок од­ного диа­метра, так как при этом металл заполняет се­чение каната более полно.

    Канаты различаются между со­бой по свивке проволок между от­дельными слоями прядей, направле­нию свивки про­волок и прядей, а также по роду свивки.

    Канаты могут быть параллель­ной (од­носторонней) свивки, при этом на­правления свивки проволочек в пря­дях и свивки прядей в канат совпа­дают; кре­стовой свив­ки с про­тивопо­ложными на­правлениями проволочек и прядей; ком­бинированной свивки, когда часть пря­дей имеет одно на­правление свивки про­воло­чек, а дру­гая часть — проти­во­по­ложное.

    Канаты параллельной (односто­рон­ней свивки) более гибкие и менее под­вергаются износу, чем канаты кре­сто­вой свивки, од­нако их примене­ние более це­лесообразно в случаях, ко­гда по ус­ло­виям работы исклю­чается воз­можность раскручивания (напри­мер в качестве гру­зово­го каната в лифте или подъемнике).

    Свивка проволок в пряди разли­ча­ется тем, что один их слой с другим мо­жет иметь точечное касание (ТК), ли­ней­ное (ЛК) или точечное и линей­ное (ТЛК). Канаты с ли­нейным каса­нием про­воло­чек более долго­вечны. Для уве­личения стой­кости против коррозии ка­нат сви­вают из оцинко­ванных проволо­чек.

    Сердечник каната, выполняемый в большинстве слу­чаев из пеньки, придает ему большую эластичность и слу­жит ак­кумуля­тором смазки. Ка­наты, предна­зна­ченные для работы в горячих цехах, имеют сердечник в виде ас­бестового шнура или пряди стальных проволок.

    Канаты отличаются друг от друга по маркировке, в которой ука­зывают: диаметр каната, его назначе­ние (грузо­людской — ГЛ, грузовой Г), механиче­ские свойст­ва прово­локи (высшая марка — В, первая марка — I, вторая марка — II), вид покрытия (для лег­кого режима работы — АС, среднего — СС, жесткого — ЖС), на­прав­ление свивки (левая — Л), соче­тание направления свив­ки (од­но­сто­ронняя — О), способ свивки (рас­кру­чи­вающийся — р, нераскручиваю­щийся — Н), тип касания проволок в прядях, мате­риал сердечника (органи­че­ский сердеч­ник — О), номер ГОСТа.

     

    2. Назначение, классификация, прин­цип действия тормозных уст­ройств.

    Тормоза применяют для поглоще­ния инерции движе­ния при необходи­мо­сти оста­новки ма­шины или механиз­ма, для посте­пенного снижения скоро­сти движения перед остановкой и удер­жания остановлен­ной ма­шины или ме­ханизма в непод­вижном со­стоянии.

    В грузоподъемных машинах тор­моза используют так­же для удержа­ния поднятого груза на весу и посте­пенно­го замедления скорости при его опускании.

    Принцип работы тормоза осно­ван на использовании силы трения, возни­кающей от воздейст­вия тормоз­ного уси­лия между поверхностями двух деталей, одна из ко­то­рых жестко связана с за­тор­маживаемым ва­лом (тор­мозным шкивом, диском), а вто­рая (колодка, диск, лен­та) соединена с корпусом ма­шины. Сила трения зави­сит от величины тормозного усилия, нормального к по­верх­ности тре­ния, и фрикционных свойств кон­тактных по­верхностей.

    По направлению тормозного уси­лия относительно оси затормажи­вае­мого вала тормоза мо­гут быть ради­аль­ными (ленточ­ные и колодоч­ные), у ко­торых тормоз­ное усилие на­правлено по ра­диусу тормозного шкива, и осевыми (дисковые и конус­ные), у которых тор­мозное уси­лие на­прав­лено вдоль оси затормаживае­мого вала.

    По способу действия тормоза бы­вают нормально зам­кнутые (закры­тые) и нор­мально откры­тые. Нор­мально замк­нутые тормоза постоянно затянуты уси­лием, дейст­вующим на систему рыча­гов груза или пру­жины, и рас­тор­маживаются (при включении двигателя) с помощью вспомога­тель­ных устройств электромаг­нитом, гид­ротол­кате­лем и др. Нормально откры­тые тормоза замы­каются для за­тор­маживания, после от­ключения двига­теля маши­нистом с по­мо­щью проме­жу­точ­ных устройств (ры­чаж­ных, пневмати­ческих и гидравличе­ских).

    По способу управления тормоза разде­ляют на авто­матически действую­щие и управляемые. К авто­матически действую­щим относятся тормоза: цен­тробежные, вин­товые грузоупорные, а также с некоторым допущением все нор­мально замкну­тые, рас­тормаживание ко­торых осу­ществ­ляется электромагни­тами и гид­ротолкателями.

    К управляемым тормозам отно­сятся нормально от­крытые тормоза, за­мыкание которых осу­ществляется ма­шинистом. По­ложительным качест­вом управляемых тор­мозов является то, что создаваемый ими тормозной момент и время тормо­жения можно регулировать и, сле­дова­тельно, обес­печивать плавное (постепен­ное) замед­ление скорости. Однако свое­временность заторма­жива­ния нахо­дится в полной зависимости от вни­мания маши­ниста.

    Механизмы подъема груза и из­ме­нения вылета крю­ка грузоподъем­ных машин с ма­шинным приводом долж­ны быть снабжены тормозами нормально замкнутого типа, раз­мы­кающимися при выключении привода.

    Ленточные тормозамогут быть про­стыми, дифферен­циальными и сум­мирую­щими.

    Простой ленточный тормоз (рис. 37, а) состоит из стальной ленты 2, ох­ватываю­щей тор­мозной шкив 3 и при­крепленной од­ним (набегающим) кон­цом к проуши­не кор­пуса машины паль­цем 1, а вторым сбегаю­щим кон­цом — к рычагу 8 пальцем 10. К ленте с внут­ренней сто­роны при­креплена фрикци­онная об­кладка 4.

    При нажиме на педаль 7 тормоз­ная лента натягива­ется и плотно об­жимает (удерживает) тормозной шкив. При сня­тии усилия с педали рычаг приподнима­ется пру­жиной 9 и между тор­мозной лен­той и шки­вом образует­ся зазор 1...1,5 мм. Правиль­ное положение ленты отно­си­тельно шкива обес­печивает ко­жух 6 и скобы 5.

    Дифференциальный ленточный тор­моз применяют для уменьшения уси­лия на педали тормозного рычага (см. рис. 37, б). Отличается от про­стого лен­точного тормоза тем, что оба конца его тормозной ленты прикреп­ляются к ры­чагу с двух сторон отно­сительно оси ка­чания

    У простого и дифференциаль­ного ленточного тормо­зов усилие на тормоз­ном рычаге зави­сит от направ­ле­ния вра­щения тормозного шкива, по­этому их нецелесооб­раз­но приме­нять в ревер­сив­ных механизмах. Они более при­годны для механизмов, у ко­торых тормозной момент всегда на­правлен в одну сторону, например, для меха­низма подъема груза,

    Суммирующий ленточный тор­моз двухстороннего действия приме­няют для торможения механизмов с тор­мозным мо­ментом, меняющим на­прав­ления (ме­ханиз­мов поворота, пе­редвиже­ния).

    У суммирующего тормоза (см. рис. 37, в) лента дву­мя, концами при­кре­плена к рычагу по одну сторону оси ка­чания на рав­ном расстоянии (b — а), по­этому тормоз­ной момент на­тяжения ленты будет одинаковым не­зави­симо от направления вращения тор­мозного шкива. Уси­лие, при­кла­дываемое к пе­дали суммирующего тормоза, требуется большее, чем при применении тормоза про­сто­го Дейст­вия (при одинаковых ус­ловиях).

    Тормозной момент, развивае­мый тормозом, всегда должен быть больше фак­тического мо­мента на валу тор­моз­ного шкива с учетом коэффициента за­паса k. По нормам Госгортехнадзора для грузоподъем­ных машин с ручным при­водом и с машин­ным приводом при лег­ком режиме ра­боты k = 1,5; при машин­ном приводе и режи­ме ра­боты среднем - 1,75; тяжелом — 2 и весьма тяжё­лом — 2,5.

    При известном тормозном мо­менте МTи диаметре тормозного шкива DTнатя­жение набе­гающего конца ленты

    Sнаб = 2MТеfa/DT(efa-1)

    и натяжение сбегающего конца ленты

    Sc6 = 2MT/DT(efa— 1)

    Коэффициент трения асбестовой тормозной ленты по чугуну и стали f=0,35...0,37.

    Усилие G, которое необходимо прило­жить к педали рычага простого ленточ­ного тормоза:

    G = Sc6a-Qpl1/l,

    где Qp — вес. рычага; l1расстояние от оси вращения рычага до центра его тяжести; l — рас­стояние от оси вращения рычага до цент­ра педали.

    Усилие торможения на педали сум­мирующего тормо­за с равными пле­чами (а = b):

    G = [(Sc6+ SHa6) a - Qpl1]l,

    у дифференциального тормоза

    G = (Scба—Sнaбb— Qpl1) l.

     

     

     

    Рис. 37. Ленточные тормоза

    а — простого действия; б — дифференциальный; в — сум­мирующий; /, 10 — пальцы; 2

    — стальная лента; 3 — шкив; 4 — фрикционная об­кладка; 5 —скоба; 6—ко­жух; 7 —

    педаль; В — рычаг; 9 — пружина

     

     

    Колодочные тормоза с двумя ко­лод­ками, расположен­ными с двух сто­рон шкива, имеют то преимущество, что не создают из­гибающей нагрузки на вал тормозного шкива. Двухколодочный тормоз состоит из двух стоек 1 с колод­ками 2 и обкладками 8, обжимающими тормоз­ной шкив 3 под воз­действием усилия на систему рыча­гов, соз­давае­мого затянутой пружиной 4 (см. рис. 38, а) или грузом 7 (см. рис. 38,6).

     

    Тормоз размыкается электро­маг­ни­том 5 с подвижным звеном 6 или гид­ро­толкате­лем. В за­висимо­сти от типа при­меняемого электро­магнита разли­чают колодоч­ные тор­моза с короткохо­до­вым (см. рис. 38, а, в) или длиннохо­довым (см. рис. 38, б, г) электро­магни­том.

    Усилие NTприжатия тормоз­ных ко­ло­док к шкиву оп­ределяют исходя из не­обхо­димого тор­моз­ного момента МTи фрикци­онных свойств материала об­кладки и тор­мозного шкива:

    NT = MT/(DTf).

    В колодочном тормозе с гидротолка­телем (рис. 39) электродвигатель 1 вра­щает крыль­чатку 2 насоса, рас­положен­ного внутри ци­линдра 4, которым пере­качивает­ся жидкость из надпоршневого пространства А в под­поршневое Б и вы­зывает перемещение гид­роцилиндра от­носительно поршня 3 и штока 5, связан­ного с корпу­сом тормоза, вызывая его растормаживание. Возврат поршня в ис­ходное положение и торможение шкива про­исходит под воздействием пружины 6.

    poisk-ru.ru

    КЛАССИФИКАЦИЯ СТАЛЬНОГО КАНАТА

    Канаты металлические различают по конструкции, которая в свою очередь может изменяться в зависимости от условий их использования. Можно выделить подъемные, тяговые, несущие, армирующие и другие стальные канаты, которые применяются в механизмах и машинах различного назначения. Основные технические требования к стальным канатам и тросам регламентированы ГОСТ 3241, а также целым рядом зарубежных стандартов (DIN 3051 в Германии, BS 302 в Великобритании, RR-W 410 в США, UNI7291 в Италии, JIS G 3525 в Японии, NF А 47-205 во Франции и др.).По основному конструктивному признаку различают канаты: одинарной, двойной и тройной свивки.Канаты одинарной свивки или спиральные состоят из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев. Канаты одинарной свивки, cвитые только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами.Спиральные канаты, имеющие в наружном слое фасонные проволоки, называют канатами закрытой конструкции.Канаты одинарной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют прядями.Канаты двойной свивки состоят из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев. Канаты двойной свивки могут быть однослойные или многослойные.Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки.Канаты двойной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют стренгами.Канаты тройной свивки состоят из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой.По форме поперечного сечения канаты подразделяют на круглые и плоскиеПо форме поперечного сечения прядей различают канаты кругло – и фасоннопрядные (трехграннопрядные, плоскопрядные). Фасонный канат имеет значительно большую поверхность прилегания к шкиву, чем круглопрядный.По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки различают канаты:тип ТК – с точечным касанием проволок между слоями,тип ЛК – с линейным касанием проволок между слоями,тип ЛК-О – с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди,тип ЛК-Р – с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди,тип ЛК-З – с линейным касанием проволок между слоями пряди и проволоками заполнения,тип ЛК-РО – с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра,тип ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок в прядях.Пряди с точечным касанием проволок изготовляют за несколько технологических операций в зависимости от числа слоев проволок. При этом необходимо применять разные шаги свивки проволок для каждого слоя пряди и повивать следующий слой в противоположном направлении предыдущему. В результате проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение проволок увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию в проволоках усталостных трещин, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом.Пряди с линейным касанием проволок изготовляют за один технологический прием; при этом сохраняется постоянство шага свивки и одинаковое направление свивки проволок для всех слоев пряди, что при правильном подборе диаметров проволоки по слоям, дает получение линейного касания проволок между слоями. В результате значительно снижается износ проволок и резко возрастает работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях в сравнении с работоспособностью канатов типа ТК.Пряди точечно-линейного касания применяют при необходимости замены в прядях линейного касания центральной проволоки семипроволочной прядью, когда на однослойную семипроволочную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Пряди точечно-линейного касания, при соответствующем выборе параметров свивки, могут обладать повышенными некрутящимися свойствами.По материалу сердечника различают канаты с органическим или металлическим сердечником.В канатах с органическим сердечником – (ОС) в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используются сердечники из натуральных, синтетических и искусственных материалов – из пеньки, манилы, сизали, хлопчатобумажной пряжи, полиэтилена, полипропилена, капрона, лавсана, вискозы, асбеста.В канатах с металлическим сердечником – (МС) в качестве сердечника, в большинстве конструкций, применяется канат двойной свивки из шести семи проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семи проволочной пряди, в канатах по ГОСТ 3066-80, 3067-88,3068-88 в качестве МС применяется прядь той же конструкции, что и в повиве. Канаты с металлическим сердечником целесообразно применять тогда, когда надо повысить структурную прочность каната, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при высокой температуре среды, в которой работает канат.По способу свивки – нераскручивающиеся и раскручивающиесяВ нераскручивающихся канатах – (Н) пряди и проволоки сохраняют заданное положение после снятия перевязок с конца каната или легко укладываются в ручную при незначительном раскручивании, что достигается предварительной деформацией проволок и прядей и последующей рихтовкой каната при свивке проволок в прядь и прядей в канат.В раскручивающихся канатах – (не обозначается) – проволоки и пряди не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат. Поэтому пряди и проволоки в прядях не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок с конца каната.По степени уравновешенности – рихтованные и нерихтованныеРихтованный канат – (Р) – не теряет своей прямолинейности (в пределах допустимого отклонения) в свободном подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости, т.к. напряжения от деформации проволок и прядей сняты рихтовкой.Нерихтованный канат – (не обозначается) – не обладает таким свойством, свободный конец нерихтованого каната стремтся образовать кольцо, за счет напряжений деформации проволок и прядей полученных в процессе изготовления каната.По направлению свивки канатаПравой свивки – не обозначаетсяЛевой свивки – ЛНаправление свивки каната определяется:– направлением свивки проволок наружного слоя – для канатах одинарной свивки– направлением свивки прядей наружного слоя – для канатов двойной свивки– направлением свивки стренг в канат – для канатов тройной свивкиПо сочетанию направлений свивки каната и его элементовКрестовой свивки – (не обозначается) – направление свивки прядей и стренг противоположны направлению свивки каната.Односторонней свивки – (О) направление свивки прядей в канат и проволоки впрядях одинаковы.Комбинированной свивки – (К) с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки.По степени крутимостиКрутящиеся – (не обозначается) – с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести – и восьмипрядные канаты с органическим и металличеким сердечником)Малокрутящиеся – (МК) с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям (многослойные, многопрядные канаты и канаты одинарной свивки). В некрутящихся канатах благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки) устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза.По механическим свойствам проволокиМарка ВК – высокого качестваМарка В – повышенного качестваМарка 1 – нормального качестваПо виду покрытия поверхности проволок в канатеИз проволок без покрытия – не обозначаетсяИз оцинкованной проволоки в зависимости от поверхностной плотности цинка:группа С – для средних агрессивных условий работыгруппа Ж – для жестких агрессивных условий работыгруппа ОЖ – особо жестких агрессивных условий работыП – канат или пряди покрыты полимерными материаламиПо назначению канатаГрузолюдские – (ГЛ) (марок ВК, В) для подъема и транспортировки людей и грузовГрузовые – (Г) для подъема и транспортировки грузовПо точности изготовленияНормальной точности – не обозначаетсяПовышенной точности – Т – с ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната 1.15.По прочностным характеристикамМаркировочных групп временного сопротивления разрыву – 1370 (140), 1470 (150), 1570 (160), 1670 (170), 1770 (180), 1860 (190), 1960 (200), 2060 (210), 2160 (220 )Примерная маркировка каната:

    uralstrop.tiu.ru

    Классификация стальных канатов | Справочник конструктора-машиностроителя

    Стальной канат ( канат ) глядит к одному из видов грузоподъемных механизмов и является непростым и ответственным видом проволочных изделий.Он располагает немалое количество образов и устройств и различается по форме поперечного сечения, как самого каната, так и его элементов, а также по физико - механическим характеристикам проволок и сердечников.

    Пряди с точечным касанием проволок изготовляют за несколько технологических операций в зависимости от количества слоев проволок.При этом необходимо употреблять различные шаги свивки проволок для любого слоя пряди и повивать следующий ряд в другом направлении предыдущему.В результате проволоки между слоями перекрещиваются.Подобное расположение проволок увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, строит значительные контактные напряжения, помогающие развитию в проволоках усталостных трещин, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом.

    Пряди с линейным касанием проволок изготовляют за один технологический прием ;при этом сохраняется постоянство шага свивки и одинаковое направление свивки проволок для целых слоев пряди, что при точном подборе диаметров проволоки по рядам, дает получение линейного касания проволок между рядами.В итоге много снижается износ проволок и сильно возрастает работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядках в сравнении с работоспособностью канатов типа ТК.

    Табличка 2 При отсутствии указания длины канат изготовляют длиной не менее 200 м.Канаты длиной менее 200 м поставляют по урегулированию с потребителем.В случае, предприятие - изготовитель накладывает проволочные вязки на указанные длины , если указывается кратная или монтажная длина, а канат изготовляется общей длиной .2.1 .12.Механические свойства проволок, почерпнутых из каната, необходимы отвечать требованиям ГОСТ 7372.Допускаемый разбег временного сопротивления разрыву проволок, почерпнутых из каната, за исключением главной проволоки и проволок заполнения, не должен превышать значений, поверженных в табл.

    По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки : - с точечным касанием проволок между слоями ТК ;- с линейным касанием проволок между слоями ЛК ;- с линейным касанием проволок между рядами при одном диаметре проволок по слоям пряди ЛК - О ;- с линейным касанием проволок между рядами при различных диаметрах проволок в внешнем слое пряди ЛК - Р ;- с линейным касанием проволок между рядами и проволоками заполнения ЛК - З ;- с линейным касанием проволок между рядами и обладающих в пряди слои с проволочками разных диаметров и слои с проволочками одного диаметра ЛК - РО ;- с комбинированным точечно - линейным касанием проволок ТЛК.

    Канаты закрытой конструкции применяют в качестве несущих на подвесных канатных дорожках и кабель - краниках.Большой коэффициент заполнения металлом поперечного сечения каната, максимальная опорная поверхность, минимальные упругие и остаточные удлинения при эксплуатации, способность фасонных проволок держать собственное положение в канате при их обрыве обусловливают применение этого вида стальных канатов на ответственных и сильно нагруженных установках, действующих в враждебной среде с большой частотой приложения рабочих нагрузок.Канаты закрытой конструкции, созданные из проволок с цинковым покрытием, считают широкое применение при сооружении разных инженерно - технических сооружений ( подвесных мостиков, путепроводов и т . п .) в качестве несущих элементов.

    Еще одна классификация - по количеству прядей в канате.Обыкновенно, существуют изделия из 3, 4, 8 и 16 прядей.Также располагают местечко и стальные канаты из шести прядей с сердечником.Чаще всего эксплуатируются тросы трехпрядные и четырехпрядные.Новый держит в себе ( в том эпизоде, если его по ширине он более 5 см ) еще одну прядь.Менее износостойки тросы из трех прядей, особливо если пряди жирные.

    Малокрутящиеся – ( МК ) с другим направлением свивки элементов каната по рядам ( многослойные, многопрядные канаты и канаты одинарной свивки ).В некрутящихся канатах благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок ( в спиральных канатах ) или прядей ( в многослойных канатах двойной свивки ) устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза.

    spravconstr.ru

    Классификация стальных канатов

    Приведенная ниже информация по классификации канатов далеко не нова, и мы практически ничего нового добавить не сможем. Аналогичные материалы вы легко сможете найти на прочих ресурсах, так зачем мы размещаем её у себя? Взглянув на ниже представленную классификацию вы поймете, что видов каната большое количество и порой даже специалисту бывает достаточно сложно разобраться что такое Канат 12–ГЛ–ВК–Л–О–Н–1770 ГОСТ 2688–80.

    Работая с одними и теми же канатами расшифровать все достаточно просто, но если клиент хочет купить нестандартный канат? Вот тут и начинается "Где посмотреть? Где взять? Что означает эта буква в наименовании?". Ранее мы уже публиковали материал о канатах, но подробно не описывали классификацию, поэтому мы надеемся что и данная статья будет вам полезна.

    Классификация, технические требования, методы испытаний, правила приемки, транспортировки, и хранения стальных канатов изложены в ГОСТ 3241-91 «Канаты стальные. Технические условия».

    Классификация стальных канатов

    1. По основному конструктивному признаку:

    одинарной свивки или спиральные состоят из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев. Канаты одинарной свивки, свитые только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами. Спиральные канаты, имеющие в наружном слое фасонные проволоки, называют канатами закрытой конструкции. Канаты одинарной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют прядями. двойной свивки состоят из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев. Канаты двойной свивки могут быть однослойные или многослойные. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки. Канаты двойной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют стренгами. тройнойсвивки состоят из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой. 2. По форме поперечного сечения прядей:

    круглые фасоннопрядные (трехграннопрядные, плоскопрядные), имеют значительно большую поверхность прилегания к шкиву, чем круглопрядный. 3. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:

    ТК - с точечным касанием проволок между слоями, ЛК - с линейным касанием проволок между слоями, ЛК-О - с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди, ЛК-Р - с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди, ЛК-З - с линейным касанием проволок между слоями пряди и проволоками заполнения, ЛК-РО - с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра, ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок в прядях. Пряди с точечным касанием проволок изготовляют за несколько технологических операций в зависимости от числа слоев проволок. При этом необходимо применять разные шаги свивки проволок для каждого слоя пряди и повивать следующий слой в противоположном направлении предыдущему. В результате проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение проволок увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию в проволоках усталостных трещин, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом. Пряди с линейным касанием проволок изготовляют за один технологический прием; при этом сохраняется постоянство шага свивки, и одинаковое направление свивки проволок для всех слоев пряди, что при правильном подборе диаметров проволоки по слоям, дает получение линейного касания проволок между слоями. В результате значительно снижается износ проволок и резко возрастает работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях в сравнении с работоспособностью канатов типа ТК. Пряди точечно-линейного касания применяют при необходимости замены в прядях линейного касания центральной проволоки семипроволочной прядью, когда на однослойную семипроволочную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Пряди могут обладать повышенными некрутящимися свойствами.

    4. По материалу сердечника:

    ОС - с органическим сердечником – в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используются сердечники из натуральных, синтетических и искусственных материалов - из пеньки, манилы, сизали, хлопчатобумажной пряжи, полиэтилена, полипропилена, капрона, лавсана, вискозы, асбеста. МС - с металлическим сердечником – в качестве сердечника, в большинстве конструкций, применяется канат двойной свивки из шести семи проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семи проволочной пряди, в канатах по ГОСТ 3066-80, 3067-88,3068-88 в качестве МС применяется прядь той же конструкции, что и в повиве. Их целесообразно применять тогда, когда надо повысить структурную прочность каната, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при высокой температуре среды, в которой работает канат. 5. По способу свивки:

    Нераскручивающихся канатах – Н - пряди и проволоки сохраняют заданное положение после снятия вязок с конца каната или легко укладываются в ручную при незначительном раскручивании, что достигается предварительной деформацией проволок и прядей при свивке проволок в прядь и прядей в канат. Раскручивающихся канатах – проволоки и пряди предварительно не деформированы или недостаточно деформированы перед их свивкой в пряди и в канат. Поэтому пряди в канате и проволоки в прядях не сохраняют своего положения после снятия вязок с конца каната. 6. По степени уравновешенности:

    Рихтованный канат – Р - не теряет своей прямолинейности (в пределах допустимого отклонения) в свободном подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости, т.к. после свивки прядей и шпата соответственно напряжения от деформации проволок и прядей сняты рихтовкой. Нерихтованный канат - не обладает таким свойством, свободный конец нерихтованного каната стремится образовать кольцо, за счет напряжений деформации проволок и прядей полученных в процессе изготовления каната. 7. По направлению свивки каната:

    Правой свивки – не обозначается Левой свивки – Л Направление свивки каната определяется: направлением свивки проволок наружного слоя – для канатах одинарной свивки; направлением свивки прядей наружного слоя – для канатов двойной свивки; направлением свивки стренг в канат – для канатов тройной свивки

    8. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов:

    Крестовой свивки – направление свивки прядей и стренг противоположны направлению свивки каната. Односторонней свивки – О - направление свивки прядей в канат и проволоки в прядях одинаковы. Комбинированной свивки – К с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки. 9. По степени крутимости

    Крутящиеся – с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести – и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечником) Малокрутящиеся – (МК) с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям (многослойные, многопрядные канаты и канаты одинарной свивки). В некрутящихся канатах благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки) устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза. 10. По механическим свойствам проволоки

    Марка ВК – высокого качества Марка В – повышенного качества Марка 1 – нормального качества 11. По виду покрытия поверхности проволок в канате:

    Из проволок без покрытия Из оцинкованной проволоки в зависимости от поверхностной плотности цинка: группа С – для средних агрессивных условий работы группа Ж – для жестких агрессивных условий работы группа ОЖ – особо жестких агрессивных условий работы П – канат или пряди покрыты полимерными материалами 12. По назначению каната

    Грузолюдские – ГЛ - для подъема и транспортировки людей и грузов Грузовые – Г - для подъема и транспортировки и грузов 13. По точности изготовления

    Нормальной точности – не обозначается Повышенной точности – Т– ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната 14. По прочностным характеристикам Маркировочных групп временного сопротивления разрыву Н/мм2 (кгс/ мм2) – 1370 (140), 1470 (150), 1570 (160), 1670 (170), 1770 (180), 1860 (190), 1960 (200), 2060 (210), 2160 (220)

    www.biodos.ru