«Сталь, её виды и свойства». Сталь и ее свойства


    Сталь и ее свойства

    Сталь — это сплав железа с углеродом, содержащий до 2% углерода. Кроме углерода, сталь может содержать марганец, кремний, хром, никель, вольфрам, молибден, ванадий, титан, фосфор и серу.[ ...]

    Группы сталей. По химическому составу сталь делится на углеродистую и легированную. Углеродистая сталь— это сплав железа с углеродом, в котором имеется небольшое количество марганца, кремния, серы и фосфора. Легированная сталь, кроме обычных примесей, содержит один или несколько химических элементов (хром, вольфрам, никель, ванадий, молибден), специально вводимых для получения определенных свойств.[ ...]

    Влияние углерода и примесей на свойства сталей. Свойства стали зависят от ее химического состава.[ ...]

    Углерод — основной элемент, определяющий свойства стали. С увеличением содержания углерода прочность, твердость, закаливаемость стали повышаются, но пластичность (ковкость) и сопротивление удару понижаются, а обрабатываемость ухудшается.[ ...]

    В зависимости от содержания углерода сталь делится на малоуглеродистую (до 0,3%), среднеуглеродистую (до 0,3—0,6%) и высокоуглеродистую (более 0,6%) Хорошо куются стали, содержащие до 1,3% углерода.[ ...]

    Кремний в небольшом количестве (до 0,5%) особого влияния на свойства стали не оказывает. При повышении его содержания возрастает предел прочности, улучшаются упругие свойства, но ухудшается свариваемость и вязкость.[ ...]

    Никель увеличивает прочность и вязкость стали; на ковкость не влияет.[ ...]

    Фосфор является вредной примесыо, которая придает стали холодноломкость, т. е. хрупкость в холодном состоянии. Количество фосфора в стали должно быть не больше 0,04%, а в высококачественных сортах — не больше 0,03%.[ ...]

    Из конструкционных сталей изготовляют детали машин, судов, а из инструментальных делают инструмент (резцы, фрезы, сверла и т. д.).[ ...]

    Состав, свойства и качество стали в значительной степени зависят от способа ее производства. Основными из них являются конверторный, мартеновский и плавка в электропечах. Поэтому в зависимости от способа получения сталь делится на мартеновскую, бессемеровскую, томасовскую и электростали.[ ...]

    Рисунки к данной главе:

    Вернуться к оглавлению

    ru-ecology.info

    «Сталь, её виды и свойства».

    План урока

    7 класс

    Тема урока: «Сталь, её виды и свойства».

    Цели и задачи урока :

    1.Ознакомить учащихся с видами и свойствами сталей

    2. Научить распознавать маркировку сталей .

    3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к материалам и инструментам.

    4.Способствовать развитию логического мышления .

    Тип урока : Изучение нового материала Время- 40 минут

    Методы обучения : фронтальный опрос ,рассказ учителя , показ приёмов работы , демонстрация наглядных пособий ,показ диафильма «Искровые методы определения марки стали ».

    Ход урока

    1. Организационная часть .

    Приветствие учащихся , контроль посещаемости , проверка готовности учащихся к уроку , сообщение темы и целей урока .

    1. Теоретическая часть .

    А) Повторение пройденного материала « Получение и применение чугуна » .

    Вопросы для повторения пройденного материала .

    1. Что такое чугун ?

    2. Виды и свойства чугуна .

    3. Способы получения и область применения чугуна .

    Б) Изучение нового материала

    План рассказа учителя:

    1. Сталь. Виды сталей ( углеродистые, легированные , конструкционные , инструментальные , специальные ).

    2. Маркировка сталей.

    3. Свойства сталей .

    4. Просмотр диафильма

    Сталь . Виды сталей .

    Сталь занимает особое место среди металлов и сплавов .Она служит материалом для практически всех отраслей техники и производства . В зависимости от состава стали подразделяются на углеродистые и легированные.

    Углеродистые стали –это сплав железа с углеродом , в состав которых входят некоторые обычные примеси . Углерод придаёт стали твёрдость , но увеличивает хрупкость и снижает пластичность.

    Легированные стали – сплавы железа с углеродом , в которые кроме железа, углерода и обычных примесей , входят так называемые легирующие элементы ( хром , никель , вольфрам и тд. ).Слово «легирование » произошло от немецкого слова , означающего сплавлять .Добавление этих элементов во время плавки изменяет её свойства .Одни элементы повышают твёрдость и прочность , другие упругость, третьи повышаю коррозионную стойкость стали , улучшают другие полезные свойства и качества .

    По назначению стали делят на конструкционные ,инструментальные и специальные с особыми свойствами .

    Конструкционные стали применяются для изготовления различных металлических конструкций, деталей механизмов и машин .

    Конструкционная углеродистая сталь бывает обычного качества и качественной .

    Сталь обыкновенного качества обладает невысокой прочностью и применяется для изготовления болтов , шайб ,мягкой проволоки и тд.

    Качественная углеродистая сталь более прочная , и из неё изготавливают зубчатые колёса , шкивы и другие детали машин .

    Все стали маркируются , то есть имеют условные обозначения которые показывают вид стали ,её состав , свойства .

    Конструкционная углеродистая сталь обычного качества маркируется буквами « Ст» и порядковым номером от 0-7 .Чем выше номер тем больше в нём содержание углеродаи выше прочность .Качественная углеродистая сталь обозначается цифрами обозначающими содержание углерода в сотых долях процента .Например « Сталь45 »- это сталь содержащая 0,45 % углерода . Более подробно по марке стали можно определить её состав и свойства , пользуясь специальным справочником .Инструментальные углеродистые стали тоже подразделяются на качественные и высококачественные .Инструментальные стали отличаются от конструкционных большей твёрдостью и прочностью. Они применяются для изготовления различного режущего и контрольно- измерительного инструмента .Инструментальные качественные и высококачественные стали маркируются буквами и цифрами , указывающими содержание углерода в десятых долях процента .

    Специальные стали – это стали с особыми свойствами : нержавеющие , износостойкие и тд.

    Рассказать учащимся о истории создания сталей ( получение дамасской

    стали и булата, как ковались японские клинки).

    Просмотреть фильм « Искровой метод определения марки стали », по окончании просмотра отгадать кроссворд по теме.

    1. Как называется сталь, у которой при ковке на поверхности получаются узоры?

    Ответ :Дамасская

    2 .Каким основным свойством отличается сталь от чугуна?

    Ответ: гибкостью

    1. Заключительная часть.

    Установка на следующий урок.

    А)На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки стали . Школьники получат новые знания о термической обработке металлов , изучат основные приёмы термической обработки , изучат основные орудия для обработки сталей , приобретут навыки графического изображения металлических деталей .

    Б) Домашнее задание:

    1. Повторить изученный материал (учебник по технологии для 7 класса стр. . 73-77.

    multiurok.ru

    Сталь её виды и свойства. Термическая обработка сталей.

    7класс

    Раздел: Технология обработки металла.

    Тема урока: Сталь её виды и свойства. Термическая обработка сталей.

    Цели: образовательная: познакомить учащихся с видами и свойствами стали, дать общее представление о термической обработке стали;

    воспитательная: воспитывать у учащихся навыки рационального и ответственного использования материалов;

    развивающая: способствовать развитию логического мышления.

    Тип урока: Комбинированный.

    Методы обучения: рассказ, беседа, инструктаж.

    1. Организационный момент.

    Приветствие учащихся.

    Проверка явки.

    Назначение дежурных.

    Объявление темы урока: Сталь её виды и свойства. Термическая обработка стали (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).

    Объявление цели урока.

    2. Повторение материала изученного на предыдущем занятии (по вопросам).

    1.Что называют сортовым прокатом?

    2.Что такое профиль проката?

    3. Где применяется сталь в народном хозяйстве?

    3.Объяснение нового материала.

    Сталь занимает особое место среди металлов и сплавов. Она служит материальной основой для практически всех отраслей техники и производства. В зависимости от состава стали подразделяются на углеродистые и легированные. Углеродистые стали - это сплавы железа с углеродом в состав которых входят некоторые обычные примеси. Углерод придаёт стали твёрдость, но увеличивает хрупкость и снижает пластичность. Легированные стали- сплавы, в которые, кроме железа, углерода и обычных примесей, входят так называемые легирующие элементы (хром, никель, вольфрам и др.) Добавление их в сталь во время плавки изменяет её свойства. Одни элементы повышают твёрдость и прочность, другие - упругость, третьи повышают коррозийную стойкость стали, улучшают другие полезные свойства и качества. По назначению стали делят на конструкционные, инструментальные и специальные с особыми свойствами. Конструкционные стали применяются для изготовления различных металлических конструкций, деталей механизмов и машин. Конструкционная углеродистая сталь бывает обыкновенного качества и качественная. Сталь обыкновенного качества обладает невысокой прочностью и применяется для изготовления болтов, шайб, мягкой проволоки, заклёпок. Качественная углеродистая сталь более прочная, и из неё изготовляют зубчатые колёса, шкивы и другие детали машин. Свойства сталей можно изменять с помощью теплового воздействия - термической обработки (термообработки), заключающейся в нагреве, выдержке при температуре нагрева и последующем охлаждении. Основные виды термической обработки сталей – отжиг, нормализация, закалка и отпуск. При закалке металл нагревают до определённой температуры (до-800С), выдерживают при этой температуре, а затем быстро охлаждают в воде, масле. Закалка повышает твердость, и прочность стали, но вместе с тем повышается и её хрупкость. Отпуск - представляет собой нагрев остывшей закалённой детали до определённой температуры (400-500С) с последующим охлаждением в воде или на воздухе. Отпуск повышает пластичность стали, что улучшает её обрабатываемость. Отжиг - состоит из нагрева стали до температур, определяемых целью отжига, выдержки при этих температурах с последующим медленным охлаждением. Отжиг резко снижает твёрдость стали, она становится мягче и лучше обрабатывается. Нормализация- разновидность отжига, только охлаждение происходит на воздухе. Цель  нормализации - снятие внутренних напряжений в металле, повышение прочности стали.

    Спросить, понятен ли учащимся новый материал? При положительном ответе - проверить усвоение нового материала, при отрицательном - ответить на вопросы.

    4. Проверка усвоения нового материала (по вопросам).

    1.В зависимости от состава, на какие виды делятся стали?

    2.Что является основными видами термической обработки?

    3. Что такое закалка?

    5.Практическая работа по художественному выпиливанию.

    1. Выполнение работ связанных с завершающим этапом изготовления поделок.

    2. Напомнить правила техники безопасности при выпиливании из фанеры.

    3. Самостоятельная работа учащихся.

    6. Подведение итогов занятия.

    1. Контроль выполненной работы.

    2. Разборка допущенных учащимися ошибок.

    3. Оценка выполненной работы.

    4. Сдача дежурным инструмента.

     

                                          

    infourok.ru

    Сталь, её виды и свойства

    План урока

    Гарифьянов Фанил Рафисович

    Технология 7 класс

    Тема урока: «Сталь, её виды и свойства».

    Цели и задачи урока :

    1.Ознакомить учащихся с видами и свойствами сталей

    2. Научить распознавать маркировку сталей .

    3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к материалам и инструментам.

    4.Способствовать развитию логического мышления .

    Тип урока : Изучение нового материала Время- 45 минут

    Методы обучения : фронтальный опрос ,рассказ учителя , показ приёмов работы , демонстрация наглядных пособий ,показ диафильма «Искровые методы определения марки стали ».

    Ход урока

    1. Организационная часть .

    Приветствие учащихся , контроль посещаемости , проверка готовности учащихся к уроку , сообщение темы и целей урока .

    1. Теоретическая часть .

    А) Повторение пройденного материала « Получение и применение чугуна » .

    Вопросы для повторения пройденного материала .

    1. Что такое чугун ?

    2. Виды и свойства чугуна .

    3. Способы получения и область применения чугуна .

    Б) Изучение нового материала

    План рассказа учителя :

    1. Сталь. Виды сталей ( углеродистые , легированные , конструкционные , инструментальные , специальные ).

    2. Маркировка сталей.

    3. Свойства сталей .

    4. Просмотр диафильма

    Сталь . Виды сталей .

    Сталь занимает особое место среди металлов и сплавов . Она служит материалом для практически всех отраслей техники и производства . В зависимости от состава стали подразделяются на углеродистые и легированные.

    Углеродистые стали –это сплав железа с углеродом , в состав которых входят некоторые обычные примеси . Углерод придаёт стали твёрдость , но увеличивает хрупкость и снижает пластичность.

    Легированные стали – сплавы железа с углеродом , в которые кроме железа, углерода и обычных примесей , входят так называемые легирующие элементы ( хром , никель , вольфрам и тд. ).Слово «легирование » произошло от немецкого слова , означающего сплавлять .Добавление этих элементов во время плавки изменяет её свойства .Одни элементы повышают твёрдость и прочность , другие упругость, третьи повышаю коррозионную стойкость стали , улучшают другие полезные свойства и качества .

    По назначению стали делят на конструкционные ,инструментальные и специальные с особыми свойствами .

    Конструкционные стали применяются для изготовления различных металлических конструкций, деталей механизмов и машин .

    Конструкционная углеродистая сталь бывает обычного качества и качественной .

    Сталь обыкновенного качества обладает невысокой прочностью и применяется для изготовления болтов , шайб ,мягкой проволоки и тд.

    Качественная углеродистая сталь более прочная , и из неё изготавливают зубчатые колёса , шкивы и другие детали машин .

    Все стали маркируются , то есть имеют условные обозначения которые показывают вид стали ,её состав , свойства .

    Конструкционная углеродистая сталь обычного качества маркируется буквами « Ст» и порядковым номером от 0-7 .Чем выше номер тем больше в нём содержание углерода и выше прочность .Качественная углеродистая сталь обозначается цифрами обозначающими содержание углерода в сотых долях процента .Например « Сталь45 »- это сталь содержащая 0,45 % углерода . Более подробно по марке стали можно определить её состав и свойства , пользуясь специальным справочником .Инструментальные углеродистые стали тоже подразделяются на качественные и высококачественные .Инструментальные стали отличаются от конструкционных большей твёрдостью и прочностью. Они применяются для изготовления различного режущего и контрольно- измерительного инструмента .Инструментальные качественные и высококачественные стали маркируются буквами и цифрами , указывающими содержание углерода в десятых долях процента .

    Специальные стали – это стали с особыми свойствами : нержавеющие , износостойкие и тд.

    Рассказать учащимся о истории создания сталей ( получение домас

    ской стали и булата , как ковались японские клинки).

    Просмотреть диафильм « Искровой метод определения марки стали », по окончании просмотра отгадать кросворд по теме .

    1. Как называется сталь у которой при ковке на поверхности получаются узоры ?

    Ответ : Домасская

    2 .Каким основным свойством отличается сталь от чугуна ?

    Ответ : гибкостью

    1. Заключительная часть .

    Установка на следующий урок .

    А)На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки стали . Школьники получат новые знания о термической обработке металлов , изучат основные приёмы термической обработки , изучат основные орудия для обработки сталей , приобретут навыки графического изображения металлических деталей .

    Б) Домашнее задание :

    1. Повторить изученный материал ( учебник по технологии для 7 класса стр . 73-77.

    Список использованной литературы .

    1. Занятия по техническому труду: Пособие для учителей труда

    Г.Б .Волошин ; А.А. Воронов и тд.Под редакцией Тхоржевского. М.:Просвещение 1985.

    videouroki.net